Специализированная антикоррупционная прокуратура сообщила о завершении досудебного расследования по делу бывшего народного депутата Максима Микитася и еще пяти человек, подозреваемых в завладении 312 млн грн средств Минобороны при заключении договоров о строительстве складов боеприпасов. При этом в САП отметили, что пошли на такой шаг вынужденно, поскольку суд отказал в продлении сроков расследования.
«Следует отметить, что это решение было вынужденным и принятым прокурором после отказа суда в продлении срока досудебного расследования. В частности, в указанном уголовном производстве использовано только 3 месяца сроков следствия из 12 установленных УПК Украины для расследования производств указанной категории», - заявили в антикоррупционной прокуратуре.
В прокуратуре подчеркивают, что как следствие, не смогли провести всех следственных и процессуальных действий, которые сочли необходимым провести для доказывания своей позиции при рассмотрении дела судом по существу.
В Центре противодействия коррупции, в свою очередь, указывают, что завершение досудебного расследования по делу Микитася является наглядным примером действия «поправок Лозового».
«Поскольку 3-месячный срок на расследование завершался, детективы и прокуроры подали ходатайство о продлении срока. Именно такой порядок предусматривает пока действующая часть «правок Лозового». Свое ходатайство НАБУ и САП подали еще 12 января. Следователь судья ВАКС Олег Ткаченко обязан был рассмотреть его в течение трех дней. Но судья сначала затянул разбирательство, а затем отказал в продлении срока. И сделал это за считанные дни до его завершения», - отметили в ЦПК.
Активисты отмечают, что судя по данным судебного реестра, в начале января детективы еще осматривали носители информации, получали решения о доступе к вещам и документам, планировали допросы свидетелей, часть из которых уехала из Украины и так далее. Однако преждевременное завершение расследования усложнит доказательство вины подозреваемых в суде.
В ЦПК отметили, что это не первые удивительные решения судьи. Сначала он отказался брать Микитася под стражу, впоследствии отменил часть подозрений и не стал продлевать обязанности отдельным подозреваемым. Теперь отказал в продлении срока следствия.
«Если Ткаченко действительно считал, что у следователей было достаточно времени на расследование, то почему нельзя было рассмотреть ходатайство в предусмотренные законом 3 дня? Сложно поверить в то, что судья просто так тянул с его рассмотрением», - добавили в ЦПК.
Напомним, что в 2018 году между Министерством обороны Украины и подконтрольными народному депутату Украины компаниями были заключены договоры по строительству защищенных складов хранения ракет и боеприпасов Вооруженных Сил Украины до 2021 года. Сумма договоров составляла около 3 млрд. грн.
Однако впоследствии Микитась пролоббировал принятие изменений в постановления КМУ, которые помогли обойти законодательные ограничения, допускавшие уплату аванса в сумме всего 30% от годового объема работ сроком до 3 месяцев, и разрешили перечисление авансов на строительство в размере 80% стоимости работ по контрактам сроком до 18 месяцев.
В итоге в течение ноября-декабря 2018 года на счета подконтрольного депутату общества Министерство обороны перечислило более 312 млн. грн. В то же время, строительство защищенных складов фактически так и не было начато, а выделенные средства, полученные преступным путем, были перечислены на счета других подконтрольных компаний и таким образом легализованы.
По делу, кроме Микитася, фигурируют его помощник, директор подконтрольной компании, а также три бывших и действующих военнослужащих старшего и высшего офицерского состава.
Как заявляла в интервью ZN.UA глава Высшего антикоррупционного суда Вера Михайленко «ВАКС не создан для того, чтобы спасать дела стороны обвинения. Ответственность — на законодателе», так называемые «поправки Лозового», в первую очередь, были некачественным законом, поскольку изменения были внесены точечно в определенные нормы, а не системно.
Отметим, что парламент в законопроекте о независимости САП оставил положение скандальных «поправок Лозового», предусматривающих, что любое (не только коррупционное) дело могут закрыть, если суд признает, что до предъявления подозрения конкретным лицам следователи или детективы вели расследование дольше определенный период.
Подробно об угрозе закрытия резонансных уголовных производств в сфере коррупции писал председатель правления ОО «Центр противодействия коррупции» Виталий Шабунин писал в статье «Коломойский, Татаров, Альперин. Парламент тянет с «поправками Лозового», спасая топ-коррупционеров от наказания».