Политреформа наоборот. Как киргизский президент перехитрил парламент

2 февраля, 2007, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 2 февраля-9 февраля

Президент Киргизстана осуществил то, чего не удалось сделать украинскому президенту. Он сумел «обыграть» парламент в противостоянии, спровоцированном воплощением политреформы...

Президент Киргизстана осуществил то, чего не удалось сделать украинскому президенту. Он сумел «обыграть» парламент в противостоянии, спровоцированном воплощением политреформы. При этом Курманбек Бакиев не только вернул свои полномочия, временно отобранные первыми конституционными поправками, но и укрепил их, предложив парламенту новые изменения к основному закону.

Грузию, Украину, Киргизстан очень часто связывали в один синонимический «букет». Три постсоветские страны поочередно добились смены своего руководства в результате революционных событий. Розовая, оранжевая и тюльпанная революции в значительной степени отличались по своей сути, а потому и привели к различным сценариям развития ситуации в трех государствах. Только две страны решили идти по пути конституционного реформирования — Киргизия и Украина. Чем обернулась политреформа в нашей стране для президента — не секрет: радикальной потерей полномочий и влияния президентом. Киргизские политики и дипломаты никогда не скрывали своего интереса к опыту украинцев во внедрении политреформы. Возможно, детальный анализ событий в Киеве позволил Бишкеку избежать развития украинского сценария. Президент Киргизии Курманбек Бакиев, напротив, сумел усилить свои позиции. Некоторые наблюдатели даже предполагают, что с новыми полномочиями революционный лидер может оказаться куда влиятельнее сверженного два года назад Аскара Акаева.

Для Киргизстана минувшая неделя стала знаковой. Страна наконец разрешила внутриполитический конфликт, избрав нового премьера. Назначение компромиссного главы правительства примирило президента и депутатов жогорку кенеша, отношения между которыми были подорваны выяснением отношений вокруг реализации политреформы. В марте этого года страна будет отмечать вторую годовщину революции тюльпанов — несомненно, Бакиев может ощущать себя на празднествах триумфатором.

Какова предыстория политических осложнений в Киргизии? После революции политическая элита страны взяла на себя обязательство изменить конституцию государства, отдав предпочтение парламентско-президентскому устройству. Со временем оказалось, что президент является далеко не ярым поклонником политреформы, поэтому постоянно оттягивал момент подачи проекта новой конституции на рассмотрение парламенту. Политическим оппонентам Бакиева удалось добиться своего только уличными протестами, которые состоялись в ноябре прошлого года (демонстрации получили шуточное название «революции юрт»). Фактически под давлением президенту пришлось согласиться с поправками к конституции, которые существенно ограничивали его полномочия. Далее события набрали довольно неожиданный для оппонентов президента оборот. Харизматичный премьер Феликс Кулов подал в отставку: дескать, его правительство было создано не в соответствии с новой конституцией. Видоизмененный основной закон предусматривал, что состав правительства определяет парламентская сила, которая имеет в своем распоряжении большинство мандатов. При этом сторонники президента выдвинули требование о проведении новых парламентских выборов: ведь парламент также избирался по старой конституции… В первой конституции не был указан механизм утверждения нового правительства в переходный период, когда конституция новая, а парламент старый, и не имеет полномочий формировать кабинет министров, так как избран по одномандатной системе. Естественно, что парламентариев не мог не испугать такой поворот событий. Шантаж выборами в Бишкеке сработал: Бакиев предложил депутатам одобрить новые поправки к конституции. Они фактически возобновляют президентские полномочия. Разыгранная «многоходовка» позволила Бакиеву избежать судьбы своего украинского коллеги. На совести президента остается, правда, один политический «грех». По утверждению наблюдателей, Бакиев обещал Феликсу Кулову премьерское кресло после успешного исхода сценария. Президент в самом деле дважды делал представление в парламент на своего революционного соратника, однако депутаты отклонили его кандидатуру. Политический тандем Бакиев — Кулов, ставший символом киргизской революции 2005 года, окончательно распался.

Бакиев предложил на должность главы правительства 45-летнего Азима Исабекова, который до недавних пор исполнял обязанности министра сельского хозяйства. Его кандидатуру одобрило большинство депутатов (57 против всего четырех). Выдвижение на премьерский пост Исабекова носит, с одной стороны, примирительный характер: таким образом президент стремился достичь компромисса с парламентом. С другой — он отодвигал на второй план популярного Феликса Кулова с властной верхушки, с которым Бакиеву было не совсем комфортно работать в одной связке. Исабеков вряд ли будет способен стать самостоятельной политической фигурой. Статус технического премьера, который ему приписали единогласно политические аналитики, очевидно, будет сопровождать Исабекова весь срок пребывания на должности. Выступая после своего избрания в парламенте, Азим Исабеков заявил, что на посту премьера он не намерен заниматься политикой и планирует сосредоточиться на решении экономических задач. Хотя нынешняя победа президента может оказаться лишь временной, поскольку о полной стабильности в стране говорить рановато. Пока что неизвестно, какую роль на политической сцене выберет для себя Феликс Кулов. Отказавшись от сотрудничества с популярным премьером-соратником, президент может приобрести сильного лидера оппозиционного движения.

Зачем Бакиев пошел на такой риск? Видимо, он более не считал целесообразным сохранение тандема президент—премьер для стабильности в стране (таким образом продолжал бы существовать политический альянс влиятельных лидеров севера и юга страны). Кулов, возможно, переоценивает свои силы, а ведь ему сейчас будет куда сложнее найти общий язык с парламентом. На его стороне больше может не оказаться такого громоотвода, каким до недавних пор являлся Кулов. Оппоненты власти не скрывали своего желания поссорить двух сильных лидеров: на фоне их борьбы на уничтожение куда проще заработать симпатии электората политикам второго эшелона.

Оппозиция в Киргизстане хоть и слабо организована, однако ее позиции могут усилится, если ее ряды пополнит Кулов (что было бы вполне логично). Президент, по всей видимости, опасается такого развития событий, поэтому пообещал предложить «железному Феликсу» любую государственную должность, неподотчетную парламенту. Поговаривают, что Кулов может стать новым послом Киргизстана в России. Но вряд ли настолько влиятельный политик примет предложение, которое будет скорее походить на почетную ссылку. Не исключено, что популярность Кулова будет еще больше расти, учитывая любовь избирателя к политикам, попавшим в немилость к власти. Разношерстной киргизской оппозиции как раз не хватало лидера, который мог бы ее сплотить. Премьерская работа в какой-то степени связывала руки Кулову, поскольку он все равно был вынужден работать как представитель президентской команды. Сейчас же ряды его сторонников могут пополниться гражданами, критически настроенными к властям. При таком раскладе кажется абсолютно маловероятным, что Кулов согласится работать как член команды президента. Здесь может сработать больше человеческий фактор, поскольку Бакиев не выполнил своих обещаний, которые, очевидно, были даны влиятельному политику.

«Развод» Кулова и Бакиева может спровоцировать немало трудностей на политической арене Киргизстана. Компромиссная фигура премьер-министра еще не гарантирует полного спокойствия. Согласно недавнему соцопросу, проведенному The Gullup Organization, 70 процентов респондентов считают санкционированные митинги и демонстрации приемлемой формой социального протеста. Этим вполне могут воспользоваться оппозиционные политики, которые ранее обещали с наступлением весны организовать новые массовые акции протеста. На фоне политических недоразумений на властной верхушке параллельно могут развиваться непрогнозируемые конфликтные процессы на региональном уровне. В довольно непростой ситуации оказался новый премьер-министр, которому придется служить буфером между парламентом и президентом. На его плечи легла очень сложная социально-экономическая ситуация, и вряд ли Исабекову будет под силу улучшить положение дел. В 2006 году рост ВВП в стране составил всего 2,7% вместо планировавшихся 8%. Статус «технического премьера», впрочем, и не предусматривает чрезмерных усилий в работе. Полную ответственность за все происходящее в стране придется нести все равно президенту страны.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №31, 24 августа-30 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно