От перестановки лиц — сумма откатов не меняется?

20 августа, 2010, 18:42 Распечатать Выпуск №30, 20 августа-27 августа

М.Ежель прекрасно помнит, что закупка колбасы, яиц и топлива для армии по завышенным ценам закончилась для Ю.Еханурова скандальным увольнением. Является ли таким же показательным пример Б.Данилишина для современного министра экономики В.Цушко? Может, у нас в стране законы разные? Или все-таки речь идет о политических преследованиях?

Публикуя в газете статью «Государство, кру-гом! Повернутся ли лицом к армии те, кто за нее отвечает?» (№ 17 от 16 мая 2009 г.) с кратким описанием схем разворовывания бюджетных средств в Минобороны, редакция «Зеркала недели» особо не рассчитывала на то, что кто-либо понесет ответственность за злоупотребления в этой сфере. Атакуй, не атакуй, а ворон ворону глаз не выклюет. Что же изменилось в «каптерке» Минобороны спустя год и три месяца? Почему вдруг так избирательно «прозрела» Генпрокуратура, возбудив уголовное дело в отношении экс-министра экономики Богдана Данилишина за злоупотребление служебным положением, забыв при этом других высокопоставленных чиновников?

Не хотелось бы полемизировать с кем-либо по поводу разворачивания в стране кампании «политических преследований» относительно бывших у власти, а теперь пребывающих в оппозиции правительственных чиновников. Нет практически никаких отличий в схемах разворовывания бюджетных средств, практиковавшихся чиновниками при предыдущем правительстве и использующихся при правительстве нынешнем. На самом деле разница состоит лишь в смене фамилий президента, премьер-министра и министров, а также остального чиновничества, получившего доступ к бюджетной «кормушке».

Вот только «накопился вопрос» к генеральному прокурору А.Медведько, ведомство которого отличилось «запоздалой реакцией» в отношении бывшего министра экономики Б.Данилишина. В декабре 2008 года бессменный генпрокурор в своем письме первому вице-премьер-министру А.Турчинову по поводу проверки фактов неэффективного использования Минобороны бюджетных средств для закупки горюче-смазочных материалов сообщил, что «оснований для возбуждения уголовного дела по этому поводу нет». Хотя в материалах ГлавКРУ уже тогда фигурировали разрешения Минэкономики на проведение процедуры закупок у одного участника.

Закупки топлива для армии — грабли Ю.Еханурова для М.Ежеля

Более года назад я детально описывал технологию закупок ГСМ для армии, практиковавшуюся при экс-министре обороны Ю.Еханурове, позволявшую посредникам путем манипуляции с документами поставлять Минобороны очень дорогое топливо. Практически все такие операции проводились по инициативе минобороновских чиновников с разрешения Минэкономики у одного участника. Только на четырех подобных договорах закупки предприниматели в 2008 году «нагрели» бюджет на 54 млн. гривен. После обнародования этих материалов редакция получила даже «гневное» письмо от самого Б.Данилишина, который требовал опровержения факта содействия со стороны его ведомства чиновникам Минобороны, наживавшимся на закупках топлива.

Конечно, в истории с закупками у одного исполнителя ответственность наряду с Минэкономики должен нести инициатор подобного рода операций — Минобороны. А посему, обратив внимание на эпизод закупки топлива для армии, следователи Генпрокуратуры вместе с бывшим министром экономики могли бы на равных правах приглашать на допросы и бывшего министра обороны — Юрия Еханурова. Но Юрия Ивановича пока никто не беспокоит.

Может быть, поэтому не избавился от практики закупок ГСМ у одного исполнителя и нынешний министр обороны М.Ежель. Так, 22 июля сего года Минобороны согласовало уже с бело-голубым Минэкономики процедуру закупки топлива у одного исполнителя (письмо-согласование №ЛП 290 от 22.07.2010). Естественно, что в этой операции фигурируют те же посредники, что и в прошлой. Правда, необходимо отметить, что аппетиты коммерсантов несколько поубавились, а также поменялась схема «благодарности» — все «убытки» легли на плечи производителей ГСМ. Конечно, любое предприятие согласится за некоторую мзду получить в условиях кризиса гарантированный сбыт своей продукции, да еще и за бюджетные деньги.

Источники из Минобороны сообщают, что топливо по письму-согласованию №ЛП 290 у одного участника уже закуплено. Может, Генпрокуратуре посетить военное ведомство? Или будем снова ждать смены флагов на башне?

Не сомневаюсь, М.Ежель прекрасно помнит, что закупка колбасы, яиц и топлива для армии по завышенным ценам закончилась для Ю.Еханурова скандальным увольнением. Является ли таким же показательным пример Б.Данилишина для современного министра экономики В.Цушко? Может, у нас в стране законы разные? Или все-таки речь идет о политических преследованиях?

Коррупция на колбасных обрезках

Обстановка в сфере закупок услуг по питанию солдат-срочников с приходом М.Ежеля не только не улучшилась, а приобрела еще более агрессивный характер. Кроме проверенных «попередниками» способов перераспределения рынка услуг, практиковавшихся при
Ю.Еханурове и бывшем директоре Департамента госзакупок В.Барткиве, арсенал коммерческих структур и чиновников включает и ноу-хау. Здесь наличествуют и «оригинальные» судебные решения, и отравления солдат накануне тендеров, и инициированные Минобороны разрешения Минэкономики о закупке услуг опять же у одного исполнителя. Хотя, в целом, представленная нашим читателям в мае 2009 года картина не сильно отличается от нынешней ситуации. Разница лишь в том, что из состава учредителей выведены аффилированные с В.Барткивым лица, а на смену компании «Мезон-К» введено ООО «Провідна продовольча компанія ЗС».

Нет абсолютно ничего удивительного в том, что на «нагретое место» «Мезон-К» зашла коммерческая структура, зарегистрированная по тому же адресу и с тем же набором руководителей. Особенность же нынешней ситуации состоит в способе смены исполнителя, который был проведен по той же пресловутой процедуре закупки услуг у одного исполнителя и опять же с разрешения Минэкономики.

Следователям Генпрокуратуры небезынтересно будет узнать, что им придется попотеть над доказательством вины чиновников нынешнего Минэкономики, поскольку разрешение их на проведение процедуры закупки у одного участника «легализовано» через Киевский окружной административный суд (постановление в Едином государственном реестре №9673906 от 23.03.2010 г.). По сути «Мезон-К» подала иск на неправомерность действий Минэкономики по согласованию Минобороны применения процедуры закупки у одного участника услуг по общественному питанию. Этим участником как раз и была определена компания-преемник «Мезон-К» — «Провідна продовольча компанія ЗС». Предприятие по сути само на себя подает в суд. Естественно, что решение суда, принятое в отсутствие представителей обеих компаний, было прогнозируемым — действия Минэкономики были признаны правомерными, а права одной компании «планомерно» перешли к другой!

Цинизм нынешних чиновников, содействовавших операции по замене неконкурентным способом одного участника на другого, поразила даже сотрудников Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБ Украины, которые составили ряд протоколов о коррупции в отношении должностных лиц — организаторов этой схемы. Однако беглое знакомство с постановлениями судов (№10493743 от 08.07.2010 г., №10603561 от 12.07. 2010 г., №10603564 от 21.07.2010 г.), полученными из Единого государственного реестра судебных решений, свидетельствует о том, что чиновники Минобороны имеют значительный «фонд поддержки», позволяющий им полностью нивелировать все старания правоохранителей, стремящихся положить конец коррупции в Минобороны в сфере госзакупок.

Кстати, современное руководство Департамента государственных закупок МО может в ближайшее время отобрать пальму первенства по количеству составленных протоколов о коррупции у бывшего директора В.Барткива. Но то, что для анекдотического чукчи — тенденция, для министра обороны — не повод осложнять себе жизнь…

Кто залезает в котелок солдата со своей ложкой?

На проведение еще одной процедуры закупки услуг по питанию солдат у одного участника Минобороны получило разрешение от Минэкономики в письме-согласовании за №ЛП 289 от 22 июля 2010 года. При этом отличие от описанной выше процедуры состоит в том, что у Минобороны есть действующие договоры на эти объемы услуг с другим участником рынка — предприятием «Ивала», которые действительны до конца текущего года. Кроме того, эти договоры были подписаны после проведения открытых тендерных процедур на конкурентной основе. Однако при более близком изучении ситуации оказывается, что услуги по питанию солдат, которые предполагаются к закупке у компании ООО «ОПТУКРПРОМ-ВР», почти на две гривни на душу в день дороже, чем в действующих сейчас договорах. Но и это еще не все. Чиновники Минобороны были настолько скромны, что «забыли» предусмотреть для ООО «ОПТУКРПРОМ-ВР» оплату коммунальных услуг. Такая «забывчивость» обернется для бюджета еще примерно двумя гривнями с каждого солдатского пайка в день. Платить за израсходованные коммерсантами при приготовлении пищи газ, электроэнергию, воду и тепло будут вынуждены воинские части. В расчете на 15 тысяч солдат, которых ежедневно предполагается обслуживать, коммерсанты могут «сэкономить» еще около 11 млн. гривен в год. При наличии в армии 60 тысяч солдат-срочников простой арифметический подсчет показывает, что при удорожании лишь на 2 гривни в день солдатского пайка коммерческие структуры «извлекут» из госбюджета и без того скудного около 44 млн. гривен.

Аналогичная амнезия тендерного комитета Минобороны в отношении оплаты коммерсантами коммунальных услуг проявилась и в договорах с другими предприятиями. Не хотелось бы предполагать, что прибыль от таких упущений чиновников позволяет предприятию «Артек-союз» вывозить своих многочисленных сотрудников на празднества в Египет, да еще, как поговаривают в министерстве, в сопровождении военных чинов.

Попытка поменять «Ивалу» на другую компанию Минобороны предпринимало неоднократно.

В июне тендерный комитет Минобороны объявляет проведение открытых торгов, естественно, не приглашая на них «Ивалу», поскольку ни одно из предложений новых предприятий по цене на услуги неконкурентоспособно. Торги тогда были приостановлены соответствующим решением Днепропетровского окружного административного суда.

Необходимо подчеркнуть, что объявление решения суда во время проведения торгов вызвало бурю негодования со стороны руководителей военного ведомства, поспешивших начать процедуру служебного расследования в отношении представителей Правового департамента Минобороны, которые, по мнению заместителя министра М.Куцина, выполнив решение суда, «сорвали» это важное мероприятие. Довольно интересное отношение у заместителя М.Ежеля к выполнению решений судов. Может, министру целесообразнее начать иное служебное расследование в отношении своего заместителя?

Потерпев фиаско на фронте проведения открытых торгов, руководители военного ведомства принимают решение о проведении закупки услуг на эти же объемы (15 тысяч питающихся военнослужащих в девяти регионах Украины) теперь уже у одного участника. Естественно, заручившись соответствующим разрешением на проведение такой процедуры у Минэкономики, изложенным в письме-согласовании №ЛП 289 от 22.07.2010.

Понимая «хлипкость» сложившейся ситуации, коммерсанты для «закрепления» решения Минобороны о закупке услуг у одного участника обращаются не куда-нибудь, а в суд. Буквально через шесть дней — 28 июля 2010 года Киевским окружным административным судом открыто производство по административному делу №2-а-6933. Теперь уже ООО «Провідна продовольча компанія ЗС» подает иск на неправомерность действий Минэкономики по согласованию Минобороны применения процедуры закупки у одного участника услуг по общественному питанию (копия решения суда прилагается).

Решение Киевского окружного административного суда в этой ситуации прогнозируемо. Конечно же, действия Минэкономики и Минобороны будут признаны правомерными, а ООО «ОПТУКРПРОМ-ВР» станет тем самым одним участником закупки услуг.

К моменту открытия производства по этому делу Минэкономики уже умудрилось отозвать из Минобороны письмо-согласование №ЛП 289 (письмо Минэкономики №3301-25/360 от 23.07.2010), которое оспаривает истец в суде, якобы в связи с наличием технической ошибки в документах. Вряд ли Минобороны подобные письма примет во внимание, а тем более не станет «мучиться» этой проблемой суд, ибо известно, что подобная процедура законодательством не предусмотрена.

Аналогичное письмо за подписью замминистра экономики А.Сухомлина отправлено и в Госказначейство с просьбой не регистрировать Минобороны юридические и финансовые обязательства по договорам закупки услуг по питанию солдат.

Трудно судить о том, что так напугало г-на Сухомлина, подписавшего указанное письмо. Возможно, «лавры» Б.Данилишина?

Не думаю о наличии у кого-либо сомнений, что действия упомянутых компаний при содействии минобороновских чиновников, направлены на одну цель — установление полного контроля над рынком оказания услуг по питанию солдат-срочников.

А кадры кто?

«Двойные стандарты» в отношении выполнения решений судов — свидетельство оригинальной «реформаторской» кадровой политики министра обороны, которая наиболее полно проявляется в назначении на должности, позволяющие распоряжаться бюджетными деньгами и материальными ресурсами, лиц, имеющих странные пробелы в биографии. Ну а как тогда объяснить, что М.Ежель уже дважды направил в администрацию президента для согласования назначения на должность директора Департамента государственных закупок документы некоего И.Заливана — внештатного советника министра обороны? Упомянутый советник ни дня не пребывал на госслужбе, да и трудовой путь его подлежит тщательному изучению, однако это не мешает министру обороны рекомендовать его на должность руководителя структурного подразделения, в ведении которого будут находиться закупки для нужд обороны на несколько миллиардов гривен. Для иллюстрации приведу трудовой путь кандидата на высокий пост в Минобороны: от санитара районной больницы через Пединститут к карьерному пику — должности директора департамента транспортной логистики «Укрпочты». Последние два года он вообще нигде не работал.

Министру обороны будет небезынтересно узнать (?), что г-н И.Заливан, скромно умалчивая о своем пребывании вне штата Минобороны, 21 июля сего года принял участие в межведомственном совещании под председательством заместителя министра экономики А.Сухомлина, выступил на нем да еще и первым от имени военного ведомства подписал протокол совещания. Самое интересное состоит в том, что на этом совещании согласована позиция о невозможности принятия правительственного решения о закупке услуг по питанию, банно-прачечному обслуживанию и пошиву военной формы у одного участника — концерна «Военторгсервис» — госпредприятия Минобороны, которое эти самые услуги и должно оказывать. Вот уж истинно государственный подход!

Итого: предыдущая власть под прицелом ГПУ, Данилишин в розыске. Но дело их под флагом новой власти живет и побеждает. Украинскую армию, разумеется.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно