Оппозицию объединил театр

13 января, 2012, 15:50 Распечатать Выпуск №1, 13 января-20 января

Необходимость спасать театр корифеев объединила не только общественность.

© Коллаж, ZN.UA

Актеры Кировоградского областного академического музыкально-драматического театра имени Марка Кропивницкого в нынешние зимние праздники несколько раз выходили на центральную площадь перед зданием облгосадминистрации и областного совета. Но не для того, чтобы веселить малышей или выступить с рождественским вертепом. А чтобы апеллировать к власти, добиться, чтобы она их услышала. Но пока что это разговор глухого с немым.

В конце прошлого года закончился контракт с директором и главным режиссером театра, заслуженным деятелем искусств Михаилом Илляшенко. Михаил Васильевич проработал в театре девять лет. Принял его в трудном положении, с большими долгами, со слабеньким репертуаром, стареющей труппой и практически аварийным помещением. За эти годы Илляшенко удалось сделать многое. В театр пришло много молодых актеров — руководитель сумел добиться от власти выделения для них нескольких квартир. Значительно обоновлен и осовременен репертуар. Наш театр теперь — участник многих театральных фестивалей, несколько лет назад получил звание академического. Постепенно удалось рассчитаться с долгами, люди почувствовали себя увереннее. Финансовый план, поставленный перед коллективом областным управлением культуры, за прошлый год перевыполнен более чем вдвое. И это при том, что у театра нет своего постоянного помещения. Ведь буквально все эти годы продолжается перманентный ремонт старого, возведенного еще в середине позапрошлого века. В 70-х годах его бестолково перестроили, что вызвало немало бед. Ныне продолжается масштабная реконструкция.

Но творческий уровень театра постоянно возрастал. Дело в том, что после прямых последователей корифеев — талантливых режиссеров Михаила Донца и Ивана Казнадия, уже покойных, несколько десятков лет театр возглавляли случайные люди (были среди них и военный, и директор кирпичного завода), сориентированные на получение мгновенного эффекта и дешевой популярности, что и привело к упадку театра и потери им авторитета. Теперь же (это признают не только в наших краях) утвердился руководитель и режиссер настоящего украинского театра — с глубоким национальным художественным видением, с авторитетом в общественных и художественных кругах области и всей Украины. Но областная власть… хочет видеть руководителем другого.

Регионалы с присущей им организационной хваткой наладили финансирование реконструкции помещения театра, которую должны завершить к осени: именно тогда будет отмечаться 130-летие создания украинского профессионального реалистического театра. Поскольку они вкладывают деньги, то, очевидно, хотят иметь какую-то отдачу для себя. Может, хотят превратить новую современную сцену в постоянно действующую площадку для своего навязчивого пиара? Иначе объяснить абсурдные действия власти невозможно.

Ни управление культуры, ни руководство областного совета не предупредили Михаила Илля­шенко, что не намерены продолжить с ним контракт. Михаил Васильевич узнал об этом из Интернета. Наконец, будь серьезные претензии к его работе, надо было бы их высказать, объявить и провести конкурс на замещение должности, определить и пригласить другого профессионала. Так делают, когда хотят усовершенствовать дело, улучшить его. Вместо этого нового директора каким-то неизвестным образом определяли в кулуарах областной власти. Выбор пал на руководителя хореографического ансамбля «Конвалія» Игоря Спинула. Из очевидных преимуществ молодой человек имеет единственное — он член Партии регионов. Не самая ли примечательная черта для руководителя театра?!

Учитывая конкурентность кандидатуры, этот вопрос не выносили даже на обсуждение профильной комиссии областного совета. Нового директора рекомендовала комиссия по вопросам собственности, члены которой, очевидно, так же разбираются в искусстве, как и их протеже. Опять же — назначение не утверждалось сессией областного совета, которая состоялась 28 декабря, она вообще не рассматривала этот вопрос, хотя работники театра раздали депутатам протокол общего собрания коллектива, на котором высказали единодушную поддержку своему руководителю Михаилу Илля­шенко. Правда, первый заместитель председателя областного совета Александр Шаталов вышел на площадь к представителям коллектива и обещал передать их требования главе облгосадминистрации Сергею Ларину.

Кстати, никто из руководителей области, привыкших пиариться исключительно по положительным поводам, не нашел времени для предметного разговора с коллективом, который неоднократно просил о такой встрече, рассчитывая на здравый смысл вождей, на то, что они способны слышать и понимать аргументы. Но напрасно. Коллектив не только не услышали. На­чальник управления по делам печати и информации Евгения Шустер назвала их «театром алкоголиков, который надо разогнать». Что имела в виду чиновница (она трактует свои слова иначе, подчеркивая, что имела в виду отдельных людей), ей виднее, но актеры намерены подать в суд за оскорбление чести и достоинства.

На следующий день после проведения сессии областного совета его председатель Николай Ковальчук неожиданно привел в театр представлять нового руководителя, приказ о назначении которого уже подписал. На каком основании? Игорь Спинул сразу заявил, что в театре ни разу не был, украинской драматургии никогда не читал, но со всем разберется буквально… за неделю-две. К тому же он демонстративно говорил по-русски, заметив, что государственный язык знает, но разговаривать на нем принципиально не будет. После такого представления коллектив просто встал и вышел. Правда, перед тем актеры пытались выяснить у председателя областного совета, какие же претензии к их руководителю Михаилу Илляшенко. Николай Михайлович вынужден был публично заявить, что никаких претензий к Иляшенко нет. Но такова, дескать, жизнь…Новый директор тем временем заявил, что будет цензуровать рождественский вертеп, с которым театр выступает уже шесть лет.

В первые дни 2012-го в Кировограде состоялось собрание общественности, инициированное местной организацией ВУТ «Просвіта (театр с ней тесно сотрудничал), на котором были озвучены наиболее жгучие проблемы в гуманитарной сфере области и заявлено о возобновлении работы крупного общественного объединения «Пере­весло». Кировоградцы среднего и старшего возраста помнят, какую значительную роль в объединении земляков сыграло это объединение в конце 80-х — начале 90-х, во времена становления государственной независимости.

Первым документом, который приняло новообразованное, скорее — нововоскрешенное объединение, стало обращение к областной власти с требованием возоб­новить контракт с Михаи­лом Илляшенко. Если раньше представители общественности надрывались, что театр корифеев в опасности, имея в виду аварийное состояние помещения, то теперь, когда оно активно реставрируется, говорят о том, что помещение отстроят, но театра не будет. Оставить его вместе с Михаилом Илляшенко уже согласилось несколько ведущих актеров, а главный художник (кстати, профессор Оклендского университета, который, собственно, и согласился работать в Кирово­граде благодаря авторитету Михаила Ва­силье­вича) Павел Босый написал заявление на расчет…

Необходимость спасать театр корифеев объединила не только общественность, но и оппозиционные политические партии, в частности «Батьківщину», «Фронт змін», «Свободу», УНП. Впервые за время новейшей истории их представители собрались на совместную акцию протеста без партийных флагов. И хотя именно на это время Игорь Спинул назначил собрание творческого состава театра, актеры сумели заявить свою позицию. Свыше полутора сотен подписей, собранных во время акции протеста, было передано председателю областного совета. Коллек­тивы театров в разных городах Украины в знак солидарности вышли в этот день на небольшие митинги. Некоторые работники театра — члены Партии регионов (туда записывали, как теперь выяснилось, часто даже без согласия будущего партийца) — намерены публично сжечь свои партийные билеты, если власть и в дальнейшем будет изображать глухонемого.

До сих пор кировоградское руководство по наименьшему поводу умело создавать себе положительный пиар. Теперь же, показав свое настоящее лицо, столкнулось с сопротивлением. Отступить? Это было бы логично, но под силу ли зазнавшимся чиновникам? Продолжать сопротивляться — означает поднимать волну протестов. О своем возможном приезде в Кировоград в поддержку коллектива театра уже заявили Лесь Танюк, Богдан Ступка, Ада Роговцева, Федор Стригун. Было б интересно, если бы их визит совпал с визитом президента, запланированным на вторую половину января.

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно