НОВЫЙ СОЮЗ: МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО

29 марта, 1996, 00:00 Распечатать

Минувшей пятницей президенты Борис Ельцин, Александр Лукашенко, Аскар Акаев и Нурсултан Назарбае...

Минувшей пятницей президенты Борис Ельцин, Александр Лукашенко, Аскар Акаев и Нурсултан Назарбаев подписали в Кремле соглашение об ускоренной интеграции, детали которого до момента подписания тщательно скрывались от прессы и даже от дипломатического корпуса стран-подписантов, так что трудно было даже понять (как впрочем, и сейчас), чем достигнутые договоренности отличаются от российско-белорусского соглашения, подписание которого намечено на 2 апреля. Президент Белоруссии Александр Лукашенко говорил о своих главных достижениях - совете глав государств и правительств, межпарламентском совете, комитете по интеграции, считая эти органы наднациональными и следовательно российско-белорусский союз - оформленным. Однако в опубликованной в пятницу на страницах «Независимой газеты» статье Нурсултан Назарбаев, с видимой холодностью отозвавшись о российско-белорусских инициативах («Я не знаком с содержанием договоренностей, достигнутых лидерами России и Беларуси. Скажу лишь, что если они считают, что избранная ими модель двустороннего сближения соответствует чаяниям этих народов, а также их нынешним геополитическим реалиям, то я могу это только приветствовать. Мы же с интересом будем наблюдать за ходом этого процесса. Предлагаю считать его испытательным полигоном СНГ»), сообщил о структурах, подразумеваемых четырехсторонним договором. Это совет глав государств, правительств и министров иностранных дел, парламентский совет. Орган, контролирующий интеграцию.

Матрешка для Ельцина

Чем совет глав государств и правительств по своим возможностям будет отличаться от набивших уже оскомину прессе встреч руководителей государств-членов Содружества? Чем будет отличаться новое парламентское взаимодействие от межпарламентской ассамблеи? Наконец, чем будет отличаться орган, контролирующий интеграцию, от Межгосударственного экономического комитета? И еще один немаловажный вопрос: чем все эти структуры будут отличаться от структур, создаваемых на двоих Борисом Ельциным и Александром Лукашенко? Похоже, новые связи в Содружестве будут напоминать своеобразную матрешку: большая - СНГ, поменьше - четырехсторонний союз, еще поменьше - спайка с Лукашенко. Работать все это удивительное образование будет с известной уже эффективностью большого Содружества - то есть никак. Однако очевидно, что Борис Ельцин, просто вынужденный коммунистами сделать интеграцию одной из главных тем своей предвыборной кампании, продемонстрирует неограниченные возможности реальной интеграции, показавшись 28 марта в компании Акаева, 29 марта - в обществе Назарбаева, Акаева и Лукашенко, а 2 апреля - вместе с белорусским президентом. Хотя руководители стран, подписывающих четырехстороннее соглашение, категорически отрицают какую-либо связь этого документа с предвыборной кампанией Ельцина, очевидно, что это прямой вывод из решимости президентов (кстати, высказанной вслух на последней встрече лидеров СНГ в Москве) помочь Ельцину. От Лукашенко ожидали фейерверка дружбы и получили его. От Назарбаева, решительно высказавшегося против реставрации СССР, ожидали согласия с чем-нибудь, отдаленно напоминающим Евразийский союз, - и президент Казахстана согласился поддержать российского коллегу в приемлемой форме (очевидно: Назарбаев, любимец московских журналистов, не провел на этот раз ожидавшейся пресс-конференции, ограничившись статьей в газете - не для того ли, чтобы Ельцин-интегратор пока выглядел ярче Назарбаева-интегратора. Нурсултану Абишевичу сегодня о себе незачем беспокоится). От Украины ожидали, ну, допустим, Севастополя и нежелание Киева преподнести Москве этот дорогостоящий сувенир вызвало нескрываемое раздражение Ельцина.

Конец интеграции

Даже поверхностный анализ сложившейся в Содружестве ситуации говорит о конечности происходящего. Очевидно, что четырехсторонний договор планировали расширять. Не рассчитывая, очевидно, на всегда традиционно прохладно относившихся к бесплодным разговорам о братстве Украину, Туркменистан, Молдову и Азербайджан, организаторы нового объединения могли думать о новых партнерах. Однако подписание российско-белорусского соглашения, как и неверность товарищей по трехстороннему совету, явно обозлила Ислама Каримова - рассчитывать на Узбекистан явно не приходится. Армению вряд ли решаться подключать к интеграции до урегулирования вечного карабахского конфликта. Грузии придется окончательно отдать Абхазию, имеющую мощную поддержку в российском генералитете, - слишком уж большие деньги, по некоторой информации, прокручиваются заинтересованными лицами через Сухуми - в том числе и деньги, напрямую связанные со сверхприбыльной войной в Чечне. Наконец, Таджикистан, комментировать внутриполитическую ситуацию в котором нет надобности.

Таким образом, договор четырех так и останется договором четырех - а значит, он либо похоронит большое Содружество, на что Москва (ведь там же Украина! Украина) никогда не пойдет, либо останется еще одним набором бессмысленных бумаг - что более реально, как и судьба пускай и оскорбительных для белорусской государственности, но от этого не перестающих быть нелепыми, бессмысленными и неосуществимыми потуг Александра Лукашенко. Бесплатного поглощения территорий не бывает, а России нечем платить даже зарплату собственным гражданам, не то что содержать нации с нереформированной экономикой. Никогда не будет больше ни Российской империи, ни Советского Союза - дай Бог, чтобы уцелела сама Российская Федерация, изнемогающая от фурункула чеченской войны. Так что остается только понять, действительно ли поможет происходящее Борису Ельцину удержаться у власти.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно