«МЕДНЫЕ ТРУБЫ» ДЛЯ «ЗЕНИТА»

17 марта, 2000, 00:00 Распечатать

Практически каждый украинец знает и гордится участием национальной ракетно- космической отрасли в, без преувеличения, одном из самых уникальных международных проектов — «Sea Launch» или «Морской старт»...

Практически каждый украинец знает и гордится участием национальной ракетно- космической отрасли в, без преувеличения, одном из самых уникальных международных проектов — «Sea Launch» или «Морской старт». Поэтому неудивительна и боль, отдавшаяся в сердцах всех тех, кому небезразлично, что думают об Украине, когда страна узнала о том, что третий пуск ракетоносителя «Зенит-3SL» 12 марта с плавучей платформы Odyssey закончился неудачей.

По информации самой международной компании «Sea Launch», через несколько минут после запуска ракеты установленной на экваторе морской платформы началось ее отклонение от заданной траектории, после чего связь с ней была потеряна. Еще через 2 часа после запуска представители консорциума объявили о том, что ракета потерпела аварию и вместе с ней потерян спутник ICO F1, первый из 12-ти системы сотовой телефонной связи компании «Ай-Си-Оу Глобал Кэмьюникейшнз» (ICO Global Communications LTD).

«Представители консорциума серьезно разочарованы этой неудачей», — заявил президент «Sea Launch» Вильям Трефтон. Однако он добавил, что «это жесткий бизнес и неудачи являются неприятной частью этой индустрии».

Как известно, совладельцами консорциума «Sea Launch» являются «Боинг Коммершл Спейс Компани» (США), доля которой составляет 40%, ракетно-космический комплекс «Энергия» (Россия) — с долей в 25%, «Кварнер Меритайм» (Норвегия), имеющий 20% и ПО «Южмаш»/КБ «Южное» (Украина), владеющие 15% акций. Финансирование осуществляется при помощи членов компании и кредитов, полученных от банков «Чейз» и «Кемикл Бэнк оф Нью-Йорк» и при участии Всемирного банка. По оценкам специалистов, этот гигантский проект стоит не менее 2 млрд. долл. А участие Украины в нем позволило привлечь 100 млн. долл. кредитных средств и на несколько лет загрузить предприятия космической отрасли.

РИСКОВАННЫЙ И ЖЕСТОКИЙ БИЗНЕС

Несмотря на то, что в мире около ста стран занимаются космической деятельностью, лишь несколько могут претендовать на мировое лидерство. Если посмотреть на статистику участия в международных космических программах, развитие инфраструктуры для производства ракетоносителей и спутников, то именно Украина окажется в списке 4—5 наиболее развитых космических держав мира (после США, России, Франции и, возможно, Китая).

Именно национальный космос оказался реальной ступенькой для развития сотрудничества Украины со странами, владеющими высокими технологиями, а именно проект «Морской старт» закрепил за Украиной имидж одного из самых амбициозных партнеров на мировом рынке космических услуг. Показательно, что ни одно государство не оказалось способным реализовать идею старта с морской платформы и лишь глобализация космической деятельности обусловила создание в апреле 1995 г. четырехстороннего консорциума. Уже четыре года спустя проект начал реализовываться...

Однако, после двух успешных стартов, во время одного из которых «Зенит» впервые в истории освоения космоса вывел на орбиту спутник с плавучего космодрома, произошел весьма заметный сбой. Несмотря на то, что запуск был застрахован и компания-заказчик «Ай-Си-Оу Глобал Кэмьюникейшнз» (ICO Global Communications) не понесла серьезных финансовых убытков, авария в начале карьеры «Морского старта» может оказаться достаточно болезненной и отразиться на заказах.

Несмотря на то, что официальные представители международной компании пока не спешат с выводами о том, кто все-таки понесет ответственность за неудачу, ГКБ «Южное» распространило пресс-релиз с предварительным расследованием результатов аварии. Так, вероятной причиной аварии ракетоносителя, в ГКБ «Южное» считают логическую ошибку в алгоритме наземной автоматизированной системы предстартовой подготовки.

Анализ регистрируемой информации по циклограмме предстартовой подготовки показал, что наземная автоматизированная система непосредственно перед стартом ракетоносителя не выдала обязательной команды на закрытие клапана пневмосистемы 2-й ступени, что привело к ее разгерметизации сразу после старта. Потеря давления газа в системе, обеспечивающей работу автоматики рулевого двигателя второй ступени, превысила 60%, что привело к нерассчетному режиму работы двигателя и вызвало его остановку на 461-й секунде полета.

Другими словами, если бы представители РКК «Энергия» не производили корректировку, и третий пуск «Зенита» был бы удачным. Кроме того, по информации ГКБ «Южное», ни одна из систем ракеты «Зенит-3SL» не стала причиной, приведшей к аварии. Кстати, именно такая ошибка привела в 1998 г. к еще одной аварии «Зенита», но в рамках другой программы — «Globalstar» («Глобалстар»), в результате чего Украина поплатилась участием в крупномасштабном космическом проекте, а «Зенит» был заменен. Тогда, учитывая тесные партнерские связи с Россией в космической области, украинская сторона «проглотила» не только отказ компании-заказчика, но и упреки в адрес «Зенита». Ныне, понимая, что имидж решает все, Киев пошел на публичные доказательства непричастности к аварии.

Тут самое время вспомнить, что разработчиком ракеты «Зенит-3SL» является ГКБ «Южное», ее первая и вторая ступени изготовлены на ПО «Южмаш», разгонный блок ДМ-SL разработан и изготовлен ракетно-космической корпорацией «Энергия» (Россия), блок полезного груза — фирмой Боинг (США). Российской «Энергией» также разработана и автоматизированная система предстартовой подготовки носителя. По подсчетам специалистов, около 60% комплектующих к «Зениту» — российского происхождения.

Однако какая бы сторона-участник четырехстороннего проекта не была названа виновной в фатальном третьем пуске, ясно одно — все зависит от того, как себя поведут заказчики. Ибо рынок определяется спросом. Что касается надежности, то как показывает практика, все без исключения ракеты периодически терпят крушение. Например, даже официально признанный самым надежным ракетоноситель «Циклон» (к слову, тоже украинский) имеет из 219 запусков четыре аварийных. Вторым по критерию надежности считают американскую ракету «Дельта», остальные же ракетоносители имеют приблизительно одинаковые характеристики. Российский «Союз» до 30 пуска имел уже 13 аварий.

Генконструктор ГКБ «Южное» Станислав Конюхов, комментируя удачный пуск ракетоносителя в октябре прошлого года, подчеркнул, что пять аварий из проведенных 34 пусков «есть нормальная статистика ракетоносителя этого класса и свидетельствует о его надежности».

«Зенит» же, по мнению заместителя гендиректора Национального космического агентства Украины (НКАУ) Эдуарда Кузнецова, сегодня является безальтернативным для участия в «Морском старте», так как это единственная в мире экологически чистая ракета, работающая не на сверхтоксичном гептиле, а на жидком топливе, представляющем собой смесь азота с кислородом. «Если завтра начнут делать новую ракету, то альтернативный вариант мог бы появиться года через два», считает заместитель гендиректора НКАУ. Гендиректор космического агентства Александр Негода отметил автору, что неудача третьего старта украинского РН в рамках этого проекта не должна привести к отказу от «Зенит-3SL». По его словам, «такие решения не принимаются так быстро, тем более, что работы осуществляются в рамках определенного контракта».

Подобного же мнения придерживаются и на ГКБ «Южное»: первый заместитель генконструктора Александр Мащенко считает, что замены «Зенита» не может быть, ибо «проект сделан под «Зенит», а для его замены необходимо было бы перестроить всю систему». К неоспоримым преимуществам украинской ракеты в этом проекте разработчик отнес высокую автоматизацию и отсутствие необходимости нахождения людей на платформе в период предстартовой подготовки и старта.

Наконец стоит вспомнить и мнение американских партнеров: президент и генеральный менеджер компании «Sea Launch» Аллен Эшби, принимая на «Южмаше» первую ракету, заявил украинским журналистам, что «сегодня в мире не существует другой ракеты, кроме «Зенита», которая могла бы выводить спутники с платформы, расположенной в океане, а ее преимуществом является возможность монтажа в горизонтальном положении и осуществление автоматической загрузки».

В ОДНОЙ УПРЯЖКЕ

Напомним, что проект «Sea Launch» предусматривает вывод спутников на орбиту из точки Земли, которая находится в 1400 милях к югу от Гавайских островов, что дает возможность ракете достичь наибольшей эффективности благодаря максимальному использованию эффекта вращения Земли. Старты с морской платформы, расположенной вблизи экватора, как минимум на 30% экономичнее, чем с космодромов на суше, например, с Байконура. Поэтому привлекательность этого международного проекта состоит, прежде всего, в возможности выведения на орбиту более тяжелых космических аппаратов при одинаковых расходах. По подсчетам ГКБ «Южное», в настоящее время геостационарные аппараты имеют тенденцию к увеличению веса, так что возможность осуществления экономичных пусков с океана становится еще более актуальной.

В международной компании просчитали, что проект может обеспечить до 6—7 пусков в год. Компания уже получила от основного заказчика — компании «Хьюз Спейс» («Hughes space») 18 заказов на осуществление коммерческих запусков космических аппаратов, большинство из которых должны войти в систему связи «Галактика», обслуживающую Западное полушарие. Соответственно, 18 заказов получил и «Южмаш», который уже отправил заказчику 6 ракет. В феврале текущего года у консорциума «Sea Launch» появился еще один заказчик — компания «Пэн-Эм-Сэт» («PanAmSat») подписала соглашение о запуске в период до 2003 г. пяти своих спутников. Это соглашение предусматривает запуск уже во втором квартале 2001 г. усовершенствованного коммуникационного спутника Galaxy IIIC. В случае успешного его пуска заказчик планирует запустить еще четыре спутника. Хотя 15-процентная доля Украины пока не означает, по крайней мере пока, что участники проекта ГКБ «Южное»/ПО «Южмаш» уже сегодня получают именно столько денег за каждый пуск — еще по меньшей мере несколько лет украинская сторона будет выплачивать взятые под проект кредиты.

Свою прибыль от 18 заказов получит и российская «Энергия», связанная с Украиной незримой нитью кооперации. Совершенно очевидно, что России успех «Зенита» не менее выгоден, чем Украине. Даже более, если учесть, что российская сторона получает 25% прибыли против украинских 15%. Не менее очевидно, что отказ заказчиков от услуг компании «Sea Launch» будет означать не торжество «Союза» или «Протона» (репутация последнего, к слову, сильно потрепалась после двух неудачных пусков в прошлом году), а отсрочки с прибылями, а может быть, и вовсе, неуспех международного предприятия.

Несмотря на общие натянутые отношения Украины и России, именно представители космической отрасли оставались наиболее дружными. Альянс Украины и России родил весьма конкурентоспособный на рынке носитель «Днепр», созданный в результате модернизации межконтинентальной баллистической ракеты СС-18 («Сатана»). В этом году может появиться и трехстороннее СП (Украина, Россия, Казахстан), которое будет заниматься созданием качественно нового носителя тяжелого класса. Несмотря ни на что, две страны отправили на орбиту совместный спутник «Океан-О», который снабжает необходимой информацией обе стороны. Список этот хотелось бы продолжать, ибо совместная работа — это прибыли и хороший имидж. Раскол же ознаменует начало конкуренции и взаимных обвинений и упреков. Нужен ли он во времена глобализации космической деятельности и практически стопроцентной победы многонациональных проектов над амбициями одной, даже сверхдержавы?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно