КТО СПАСЕТ БРОНЕТАНКОВУЮ ОТРАСЛЬ?

7 сентября, 2001, 00:00 Распечатать

Прошедшая неделя была судьбоносной для системы военно-технического сотрудничества Украины. Уже в...

Прошедшая неделя была судьбоносной для системы военно-технического сотрудничества Украины. Уже в понедельник глава державы подписал давно ожидаемый указ, во исполнение которого в ближайшее время будет принят ряд мер по укреплению вертикали принятия решений в оружейном бизнесе. И хотя сам документ, как говорят в Совете нацбезопасности и обороны, «не содержит жестких формулировок», предполагается, что в недалеком будущем на базе госкомпании «Укрспецэкспорт» и ее дочерних предприятий все же будет создана государственная корпорация, что должно позволить объединить государственные ресурсы в этой сфере и сэкономить часть средств на маркетинговое и рекламное путем реализации единой маркетинговой политики. Кроме того, по мнению экспертов, если на практике (указ, кстати, больше развязывает руки, чем предписывает) слова не разойдутся с делом, в стране будет если и не невозможна, то по меньшей мере сомнительна внутренняя конкуренция поставщиков. Предполагается, что реализация указа придаст вес украинским торговцам оружием и на переговорах с Россией — не исключено, что в этом месяце Киев посетит глава ФГУП «Рособоронэкспорт» Андрей Бельянинов, который намерен подписать с гендиректором «Укрспецэкспорта» Валерием Малевым соглашение о сотрудничестве.

Учитывая, что указ, как водится, с пометкой «не для печати», есть резон перейти к другому событию, хотя, на первый взгляд, и частному, но во многом повлиявшему на содержание президентского документа. А еще обнажившего целую глыбу проблем, до сегодняшнего дня неподъемную для государства. На этой неделе жирная точка была поставлена в одном долговременном споре — госкомпании «Укрспецэкспорт» и Харьковского танкостроительного завода им. Мылышева. На следующий день после подписания Президентом глобального для оружейного бизнеса указа, солидный кортеж во главе с первым вице-премьером Олегом Дубиной из столицы отправился в Харьков — снимать с должности гендиректора танкостроительного завода Григория Малюка.

Почему нужна смена символов

 

Чуда не произошло. Удаления Г.Малюка из бронетанковой отрасли в оборонке ожидали уже более года. О.Дубина, комментируя журналистам эту отставку, заметил, что заводом не может руководить человек, который за последние два года получил три выговора и фактически привел к срыву внешнеэкономическую деятельность предприятия. Но, скорее всего, Министерству промышленной политики Украины было очень не просто получить разрешение подписать приказ об освобождении от должности гендиректора ГП «Завод им. Малышева» Г.Малюка. Поскольку за несколько лет небывалого парадного шествия по миру украинских танков благодаря пакистанскому контракту этому человеку удалось сотворить из себя живой монумент. Выполнить контракт. Получить право самостоятельного торговца оружием. Создать первый отечественный оборонный концерн «Бронетехника Украины», имеющий замкнутый цикл производства. Наконец, водрузить знамя победы в парламенте, тараном пробив ненужный государству закон. Очевидно, поэтому многие наверху не хотели замечать, что монумент генерального — из папье-маше.

Ведь во время выполнения пакистанского контракта никто никогда не упоминал о беспрецедентных государственных льготах танкостроителям, выражавшимся, например, в передаче узлов и агрегатов из мобресурса и армейских запасов. На танкоград работало около 200 предприятий — это была задача государственного масштаба. Никто не вмешивался в работу руководителя головного предприятия, повышенного до замминистра. Ожидали, что он, хоть и авиатор, но хороший менеджер (закончив в 1972-м авиационный институт, он до назначения гендиректором завода в феврале 1997 г. занимал посты зампредседателя облисполкома и обладминистрации), получив крупные средства, вложит их в реструктуризацию и модернизацию технологического и производственного процесса, чем снизит издержки производства далеко не современного завода. Ну и обеспечит проведение НИОКР по созданию новой боевой машины пятого поколения.

Но силы и средства были потрачены на получение прав спецэкспортера, обеспечение лоббирования своего имени в кругах, близких к главе державы и в парламенте. Всем остальным предлагалось подождать нового пакистанского контракта. Сегодня окружающие в один голос твердят о сложностях характера бывшего. Действительно, иногда доходило до абсурда: договариваясь с военными, гендиректор танкового завода и замминистра обороны не могли даже провести совместного совещания, поскольку оно превращалось в весьма импульсивную перепалку. Общаться с людьми гендиректору было действительно тяжело. «ЗН» уже сообщало об отношениях гендиректора со своим ближайшим коллегой и соратником — генеральным конструктором бронетанкостроения Михаилом Борисюком. Последний был вынужден обращаться к иностранным производителям за комплектующими, поскольку с заводом кооперации не получалось.

Став на предприятии хозяином, гендиректор и вел себя по-хозяйски. Например, вел переписку, с кем хотел. В том числе и с такими государствами, которые, мягко говоря, не должны покупать в Украине оружие. Тем более, смертельного поражения, как классифицируются танки. Не так давно руководитель «Укрспецэкспорта» Валерий Малев подтвердил, что гендиректор завода не имел права заключать контракты с Индией, о которых он заявил неделей раньше. Хотя бы потому, что стратегическим партнером в том регионе является Пакистан, отношения которого с соседней Индией, мягко говоря, не в лучшей фазе. Кому, как не Г.Малюку, было известно, что его коллега по бронетанковому бизнесу М.Борисюк начал в Пакистане два новых проекта: «Аль Халид» и «Аль Зарат». Первый предусматривает поставки трансмиссионных отделений для нового пакистанского танка, а второй — проведение модернизации пакистанских танков Т-59. К счастью, контракты с Индией оказались только намерениями, причем лишь со стороны гендиректора танкового завода. Как, впрочем, и многое другое, о чем он заявлял как о свершившихся победах. Как заметил В.Малев, неправильное понимание руководством завода сути военно-технического сотрудничества Украины состояло в том, что последнее всегда «заботилось лишь об экономических прибылях, в то время как ВТС является инструментом государственной политики».

Именно из-за того, что завод производит опасное оружие, летом 1999 г. ему отказали в предоставлении прав спецэкспортера. Но уже осенью, когда в перерывах между первым и вторым туром президентских выборов Леонид Кучма посетил Харьков, Григорий Викторович убедил гаранта такие права все-таки предоставить. Можно только гадать, какие аргументы высказал он Президенту… В течение нескольких дней было подготовлено дополнение к летнему постановлению о спецэкспортерах и туда включен Харьковский завод.

Пиком деятельности завода стал крупный скандал с госпосредником — ГК «Укрспецэкспорт», выплеснувшийся на страницы газет. Во время реализации контракта на поставку 50 бронетранспортеров БТР-94 в Иорданию завод, который был главным исполнителем, на 104 дня задержал поставки изделий заказчику. Но это еще полбеды, поскольку, как выяснилось, бронетранспортеры оказались некачественными. У них отказывали тормозные колодки, текли маляные шланги, не выжималось сцепление, а после проведения маневров иорданские военные не скрывали своего разочарования украинской техникой. Самым уникальным моментом этого контракта стала отправка заказчику первой машины, оказавшейся не новой, а перекрашенным старьем. После выявления обмана, чтобы загладить ситуацию, руководитель завода оформил эту машину как подарок Иордании...

«Работа в таком режиме по международным соглашениям на мировом рынке вооружений недопустима и серьезно вредит имиджу Украины как поставщика оружия», — подчеркнул гендиректор «Укрспецэкспорта». Вследствие подобных действий харьковского завода Иордания прекратила переговорный процесс с Украиной и задерживает денежный залог, который госкомпания теперь не имеет возможности возвратить предприятию за выполненную работу. Интересно, что Г.Малюк без уведомления ГК «Укрспецэкспорт» на полгода продлил гарантийные сроки обслуживания бронетранспортеров, чем свел на нет работу компании по возвращению залога. Возможно, этот конфликт и не стал бы достоянием общественности, если бы государственный посредник не оказался объектом применения санкций — как со стороны заказчика, так и со стороны ГНА Украины. Первые не стеснялись вызывать рембригады и слать рекламации (штрафные санкции со стороны заказчика составили 330 тыс. долл.), вторая оштрафовала «Укрспецэкспорт» на сумму 1,757 млн. грн. за несвоевременное возвращение средств после сделки.

Иорданский партнер «Укрспецэкспорта» — компания-посредник «Defence-Project», тоже, кстати, оштрафованная на 400 тыс. долл., в своем письме в адрес украинской госкомпании указала, что готова работать с Украиной лишь с том случае, если исполнителем будет кто угодно, только не Харьковский завод им. Малышева. К этому можно добавить, что в нашей стране есть еще несколько бронетанковых заводов, способных выпускать качественную технику и ведущих такую успешную политику на рынке, что загружены заказами. Тот же Дарницкий танкоремонтный завод (предприятие Минобороны) работает в три смены, а Харьковское КБ им. Морозова вместе с США и Германией поставляет гораздо более качественные бронетранспортеры в ОАЭ.

 

Если наступит завтра...

 

Однако Г.Малюк — уже история для отрасли. Гораздо более важен вопрос, как этой, официально приоритетной отрасли вообще выжить. Кстати, и назначение исполняющим обязанности гендиректора заместителя по производству Геннадия Гриценко тоже свидетельствует о том, что четкого решения относительно судьбы танкостроения в стране пока нет.

Одной из главных проблем до сегодняшнего дня, по мнению главы Харковской областной государственной администрации Евгения Кушнарева, было отсутствие должной координации между Минобороны Украины, Минпромполитики, ГК «Укрспецэкспорт» и ГП «Харковский завод им. Малышева». Очевидно, поэтому к вопросу назначения нового гендиректора ключевого предприятия, за два года не только выпавшего из пятерки лучших оборонных заводов (по объемам торговли), но превратившегося в безнадежного аутсайдера, подойдут особенно тщательно. Роль личности руководителя будет особенно важна сейчас, когда завод оказался без заказов, а лучшие специалисты бегут из-за резкого снижения зарплаты. Председатель парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Борис Андресюк считает: хороший руководитель сможет вытянуть предприятие (а с ним и отрасль) из пропасти, на краю которой оно сейчас находится.

Правда, мнений насчет конкретной личности сегодня слишком много. Наиболее интересны две версии. Первая касается заместителя гендиректора Юрия Миргородского, который уже руководил предприятием, хорошо знает людей и специфику производства, а самое главное, в свое время не раз сглаживал скверные отношения Г.Малюка с руководителями системы ВТС. Приверженцы другого варианта считают, что на этом этапе завод должен возглавить человек, равноблизкий ко всем центрам влияния на систему ВТС и при этом имеющий достаточно высокий статус, позволивший бы договариваться с лидерами этих центров. Есть мнения, что таким человеком может оказаться замминистра промышленной политики Валерий Казаков, у которого сложились хорошие отношения и с нынешним министром Василием Гуреевым, и с главой госкомиссии по вопросам ОПК Владимиром Горбулиным, и с шефом «Укрспецэкспорта» Валерием Малевым. Нет оснований утверждать, что какие-то неувязки когда-либо имели место в отношениях В.Казакова и с министром обороны Александром Кузьмуком. А также с главой Комитета по политике ВТС и экспортного контроля при Президенте Украины Леонидом Роженом. То есть теоретически это действительно стоящая кандидатура. Но, с другой стороны, захочет ли Валерий Петрович (или любой другой высокопоставленный столичный чиновник) сменить кресло замминистра в Киеве на головную боль в Харькове? Даже оставаясь замминистра (ведь был же и Г.Малюк в свое время замминистра). У автора на этот счет есть сомнения. Учитывая, что от государства помощи ждать не приходится. По словам Б.Андресюка, бюджет на национальную оборону хорошо, если будет 1,7 — 1,8% ВВП, или около 4 млрд. грн. Это в лучшем случае, и с учетом того, что Вооруженные силы сами заработают миллионов 850—900. По мнению главы профильного комитета, этого никак не хватит на закупки новых вооружений. А, значит, и на танки тоже. Так что, кто бы ни оказался в кресле руководителя танкограда, придется ему нелегко...

Некоторые новые надежды увязываются с желанием США закупить украинские машины в качестве мишеней. Г.Малюк, взывая к гордости, был категорически против... В «Укрспецэкспорте» считают: если заплатят нормальные деньги, танки надо продавать.

Есть еще варианты спасения отрасли: комментируя события, Е.Кушнарев сообщил, что, возможно, «будет найдено решение относительно новой структуры концерна «Бронетехника Украины». Для обеспечения пресловутой координации, которой пока недостает. Но если речь идет о лишении завода права спецэкспортера, вряд ли это логично. Да и в «Укрспецэкспорте», скорее всего, не будут в восторге от идеи «взять на поруки» завод с подмоченной репутацией. Кроме того, ничто не мешает «Укрспецэкспорту» и так продвигать бронетехнику за кордон. Ведь и сейчас именно дочерняя структура госкомпании — «Прогресс» — ведет два самых крупных танковых тендера в Малайзии и Турции.

Если проблемы не будут решаться длительный срок, не исключено, Киев будет хвататься за последнюю соломинку — пойдет на продажу акций танкового завода иностранным инвесторам. Скорее всего, такие найдутся. Рассматривается же сейчас вопрос продажи китайцам пакета акций другого крупного оборонного предприятия — феодосийского ПО «Море», делающего «Зубры» для Греции.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно