ИТОГИ С РУПЕРТОМ МЕРДОКОМ

20 октября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №41, 20 октября-27 октября

На этой неделе руководители холдингов «Медиа-Мост» и «Газпром-Медиа» достигли мирового соглашения относительно задолженности «Моста» «Газпрому»...

На этой неделе руководители холдингов «Медиа-Мост» и «Газпром-Медиа» достигли мирового соглашения относительно задолженности «Моста» «Газпрому». Было решено, что часть акций «Медиа-Моста» будет передана «Газпрому-Медиа» для последующей перепродажи иностранному инвестору. Кто точно будет этим инвестором, сказать весьма непросто. Источники в российской столице называли Руперта Мердока, но представители крупнейшего западного медиа- магната пока что открещиваются от этой информации. «Медиа-Мост» объясняет необходимость присутствия в сделке иностранного инвестора тем, что именно это позволит обеспечить независимость компании. Внешне все выглядит весьма прилично. Несмотря на попытки государства подчинить себе стремящийся к развитию свободы слова медиа-холдинг, его руководители смогли отстоять свое право на независимость и даже согласны на присутствие в холдинге западного капитала. Ура!

Но, если обратиться к истории вопроса, ситуация будет смотреться несколько иначе. Стоит вспомнить, что телекомпания НТВ и весь холдинг «Медиа-Мост» были созданы Владимиром Гусинским отнюдь не с целью развития свободы прессы в России. Инициатором первого проекта Владимира Гусинского — газеты «Сегодня» — был не кто иной, как Михаил Леонтьев, первый из российских журналистов, заслуживающих звания «государственного». Именно Леонтьев, редактор отдела экономики «Независимой газеты», уговорил своих амбициозных коллег по первому в стране свободному изданию согласиться с предложениями приятеля-бизнесмена и начать работу в «Сегодня». Проект стал началом конца блестящей команды «Независимой», а Леонтьев — идеологическим куратором издания. Когда Гусинский кокетливо говорил, что, открывая свежий номер «Сегодня», он не знает, с кем еще его поссорят журналисты, он несколько лукавил. Другое дело, что достаточно быстро преуспевающий бизнесмен понял, что настоящее влияние приобретается не газетой, а телевизором. И, подобно тому, как самые амбициозные газетчики были использованы для создания «Сегодня», самые амбициозные телевизионщики — для создания НТВ. Кстати сказать, тот же Леонтьев, вскоре расставшийся с Гусинским не в последнюю очередь из-за невостребованности газеты, вскоре нашел себе место пропагандиста вначале на канале Юрия Лужкова ТВЦ, затем на канале Бориса Березовского ОРТ, а сейчас на канале ОРТ Владимира Путина… На телевидение поставили все, кто хотел быть востребован властью и влиять на власть. Роль телекомпании НТВ в предвыборной кампании Бориса Ельцина трудно переоценить. Даже в своей последней книге мемуаров «Президентский марафон», написанной уже после разлада Кремля и Гусинского, экс-президент особо отмечает заслуги Игоря Малашенко, возглавившего сегодня «телевизионную оппозицию». Роман с властью продолжался бы бесконечно долго — собственно, ради этого романа Гусинский и затеял медиа-деятельность — если бы у медиа-магната не было бы более удачливых конкурентов в борьбе за влияние на Кремль… Итог хорошо известен: Гусинский и его СМИ поставили на Евгения Примакова, Юрия Лужкова и «Отечество»-«Всю Россию». Березовский и ОРТ — на Владимира Путина и спешно созданное «Единство». Выиграл Березовский, о чем он, по его же словам, не жалеет даже сейчас, когда его отношения с новым президентом значительно ухудшились. Могу поверить в искренность Березовского: появление у власти Примакова с Лужковым, первый из которых явно благоволил коммунистам, а второй мечтал о переделе собственности, было бы еще более неприятным испытанием не только для Бориса Абрамовича, но и для всего российского общества… Как бы то ни было, а открытой поддержки соперников Кремль Гусинскому так и не простил. Медиа-магнату пришлось становиться оппозиционером поневоле, как и руководителям его СМИ, каждый из которых — яркий образец «государственного журналиста» новой формации. Переходить в оппозицию захотели не все: руководитель НТВ Олег Добродеев ушел на государственное Российское телевидение — и вслед за новым председателем ВГТРК потянулись кадры из его «родной» телекомпании.

В Кремле решили использовать плачевное материальное положение холдинга Гусинского, выживавшего прежде всего из-за своей нужности государству. Для новой власти ситуация осложнялась тем, что главный кредитор холдинга — «Газпром» — отнюдь не планировал «ложиться» под Путина. Лишь после того, как большинство в совете директоров «Газпрома» реально перешло к представителям власти, Кремль заставил Рема Вяхирева усилить руководство «Газпрома-Медиа» Альфредом Кохом и потребовать «Медиа-Мост» у Гусинского… Гусинский заартачился. Новая власть со свойственной ей чекистской предусмотрительностью сердечно порекомендовала Лефортово. Гусинский согласился продать холдинг, а потом рассказал как… Все это известно, а только денег на СМИ у Гусинского все равно нет. Поэтому цели сторон остаются прежними. Кремль стремится к контролю над СМИ, Гусинский хочет выйти из игры покрасивее и подороже. Идея с западным инвестором — хорошая идея. Мы хорошо помним, как покойный господин Максвелл издавал избранные труды покойного господина Брежнева, а ныне здравствующий господин Мердок отказался издавать мемуары ныне здравствующего европейского комиссара и экс-губернатора Гонконга Криса Паттена, чтобы не портить отношений с КНР. Если Мердок не боялся западного общественного мнения, когда речь идет о коммунистическом государстве, станет ли он его бояться, когда будут говорить о демократической России! Да напротив: обвинит своих критиков в нежелании способствовать реформам в великой стране!

Для меня гораздо более серьезным симптомом скорого конца НТВ и всего холдинга Гусинского — или, если хотите, преобразования — стала отставка директора информационного вещания телеканала Владимира Кулистикова. Кулистиков, пришедший на НТВ из московского бюро Радио «Свобода» — яркий пример стратегически мыслящего администратора, участвующего исключительно в удачных проектах — и не в погоне за ненужной этому человеку славой, а с учетом стоящих перед государством задач. Теперь Кулистиков возглавит РИА «Новости», способное стать ведущим информационно обеспечивающим учреждением Кремля. Офисы рекламных фирм и PR структур, обычно связываемых с министром печати Михаилом Лесиным, редакции ведущих российских сетевых СМИ, курируемые Глебом Павловским, — все это находится в здании РИА «Новости», по соседству с правительственным Российским информационным центром. Появление Владимира Кулистикова в главном кабинете РИАН как бы логически завершает выстроенную пирамиду. Кроме того, теперь Кулистиков и когда-то пригласивший его на НТВ Добродеев снова будут работать вместе. Эти профессионалы не привыкли проигрывать и не интересуются проигравшими. Так что не исключено, что зарубежному инвестору, решившемуся приобрести акции «Медиа-Моста», останется лишь громкая торговая марка НТВ. А концепцию компании придется продумывать заново. Без Добродеева, Кулистикова и других государственных журналистов и менеджеров. И без Гусинского, Киселева и Малашенко, ухода которых обязательно добьется государство… В любом случае это будет уже совершенно другой холдинг. И совершенно другое телевидение…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно