Вчера в Киеве начались переговоры между Ираном и Украиной о компенсации за сбитие самолета украинской авиакомпании в небе над Тегераном 8 января. Иранская сторона согласилась, что эту катастрофу нужно расследовать прозрачно и беспристрастно. Об этом во время последнего брифинга сообщил глава МИД Дмитрий Кулеба.
Он рассказал, что переговоры длились 11 часов и закончились поздно вечером.
"Мы отмечаем настроенность на решение проблемы, из-за которой прибыла иранская делегация. Есть согласие, что необходимо беспристрастное прозрачное расследование", - сказал Кулеба.
Глава МИД заявил, что есть первые результаты этих переговоров:
- Иран включился в переговорный процесс по установлению всех обстоятельств трагедий, привлечению всех виновных к ответственности и выплате компенсаций;
- Иран согласился выполнить все свои обязательства согласно международной конвенции по безопасности авиации;
- Украина договорилась с иранской стороной, как структурировать переговорный процесс: будут говорить следователи, технические эксперты, юристы.
"На основе этой информации можно будет подсчитывать суммы убытков. Точнее, - компенсации. Ответа, какой сейчас будет сумма компенсаций пока нет. Сумма не берется с неба, не берется из головы. Она является результатом учета всех факторов", - добавил Кулеба.
Напомним, 20 июля власти Ирана доставили «черные ящики» сбитого самолета в Бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации Франции на расшифровку. При экспертизе будут присутствовать специалисты из Украины, Канады и других стран, граждане которых погибли в авиакатастрофе.
Boeing 737 потерпел крушение утром 8 января. Самолет был сбит двумя ракетами класса «земля – воздух» ЗРК «Тор-М1» российского производства. Зенитно-ракетный комплекс принадлежит КСИР.
В авиакатастрофе погибли 11 граждан Украины – двое пассажиров и девять членов экипажа. Кроме украинцев на борту самолета находились граждане Ирана, Канады, Германии, Великобритании, Швеции и Афганистан: всего 176 человек.
Сначала Иран отрицал свою причастность к крушению, заявляя о технической неисправности самолета. Однако 11 января командующий аэрокосмическими силами КСИР Амир Али Хаджизаде взял на себя всю ответственность за катастрофу. Согласно официальной версии, гражданский борт сбили по ошибке.
Украине важно знать правду о том, что привело к трагедии рейса PS752. Это была непреднамеренная ошибка оператора ЗРК "Тор-М1" или же гибель людей стала результатом внешнего вмешательства в систему управления? И если верно последнее, то кто стоит за этим внешним вмешательством?
«Ответы на эти вопросы также могут повлиять на определение вины Ирана или другой страны и, соответственно, на размер компенсации», - пишет в своей статье обозреватель отдела международной политики ZN.UA Владимир Кравченко. Подробнее – в материале автора "Иранская миссия".