Власти Ирана согласились передать во Францию для расшифровки бортовые самописцы самолета «Международных авиалиний Украины» рейса PS752. Заместитель министра иностранных дел Украины Евгений Енин в своем Facebook написал, что это стало возможным благодаря последовательному давления украинских дипломатов и их коллег из других стран.
«Поскольку в марте мы уже слышали похожее обещание от Ирана, относимся к сегодняшней заявления со сдержанным оптимизмом», - написал Енин, добавив, что для Украины изначально было принципиально важным найти способ, гарантирующий международное признание результатов экспертизы и следствия в целом.
Енин напомнил про опыт МН17, когда Нидерланды передали «черные ящики» на расшифровку британцам, чтобы избежать каких-либо сомнений в своей беспристрастности.
«Поэтому профессиональная расшифровка черных ящиков, которую может сделать Франция, с участием лучших экспертов из Украины и других стран, - необходимый шаг к завершению технического расследования сбития украинского самолета в небе над Тегераном в соответствии с требованиями Чикагской конвенции», - написал дипломат, подчеркнув, что Украина продолжит работу над установлением справедливости и привлечением к ответственности всех причастных.
Обозреватель отела международной политики ZN.UA Владимир Кравченко считает, что к словам представителя Ирана следует относиться с осторожностью.
«Иранцы уже не раз заявляли о своей готовности передать «черные ящики» сбитого украинского самолета для расшифровки либо в Украину, либо во Францию. Но свои обещания Иран не сдержал, затягивая с расшифровкой бортовых самописцев «Боинга», - сказал Кравченко в пятницу. То, что Тегеран планирует передать бортовые самописцы для расшифровки во Францию — в интересах Киева. У Франции, в отличие от Украины, есть технические возможности для расшифровки «черных ящиков» «Боинга».
Обозреватель говорит, что поэтому результаты экспертизы не будут вызывать сомнения у международного сообщества.
Экспертизу, проведенную в Украине, иранцы могут поставить под сомнение, поскольку наша страна является заинтересованной стороной.
«При этом значение «черных ящиков» для расследования данной катастрофы самолета «МАУ» не следует преувеличивать. В бортовых самописцах содержатся записи основных параметров полета, внутренних показателей функционирования систем самолета, переговоров экипажа и т.д. Эта информация важна, если существуют подозрения, что причиной катастрофы самолета являются технические неисправности либо ошибка пилота. Однако в случае с рейсом PS752 известна причина трагедии: самолет сбили ракетой ПВО Корпуса стражей исламской революции», - сказал Кравченко.
В таком случае для Украины куда более важное значение имеет уголовное расследование катастрофы, в рамках которого необходимо понять, каким образом произошел запуск ракеты из комплекса российского производства ЗРК «Тор-М1», а также признание Ираном своей международно-правовой ответственности за катастрофу «Боинга» и достойная компенсация со стороны Исламской республики для семей погибших 176 пассажиров и членов экипажа.
Утром 8 января в Иране потерпел крушение Boeing 737 "Международных авиалиний Украины", летевший из Тегерана в Киев. В авиакатастрофе погибли 11 граждан Украины – двое пассажиров и девять членов экипажа. Кроме украинцев на борту самолета находились граждане Ирана, Канады, Германии, Великобритании, Швеции и Афганистана: всего 176 человек. Большинство пассажиров были иранцами или гражданами других государств иностранного происхождения. Среди них было много студентов и сотрудников университетов.