В Украине может восстановиться и увеличиться количество злоупотреблений на деньгах доноров. И одних только САП, НАБУ, НАПК и ВАКС не хватит для реагирования, в том числе и на такие случаи. Есть еще 150 тысяч сотрудников правоохранительной системы и прокуратуры, в реформировании которых, как и в честных экспертных учреждениях, действующих на базе МВД, власти не заинтересованы. Ведь ручное управление силовиками – основа для появления таких кейсов, как в Одессе. Что с этим делать в интервью ZN.UA заявил глава Специализированной антикоррупционной прокуратуры Александр Клименко, с которым пообщалась Инна Ведерникова.
«Чтобы правоохранительная система работала должным образом, нужно, чтобы руководителями правоохранительной системы были люди, назначенные по результатам независимых конкурсов. Чтобы человек приходил на должность и никому ничего не был виноват. Чтобы у него не было никаких условных обязательств перед кем-либо, кто его назначил или рекомендовал на эту должность. Тогда он будет работать. К тому же правоохранительной системе нужно дать действительно работающее уголовно-процессуальное законодательство», - отметил Клименко.
То есть, по его словам, нужен действенный механизм, чтобы лицо, совершившее преступление, можно было привлечь к ответственности и восстановить нарушенное право. У нас, как отметил Клименко, эта система нерабочая, потому что длительное время в УПК в ручном режиме вносили изменения под конкретную ситуацию, конкретное дело и личность. После этого и появились правки о сроках в расследованиях, которые в принципе нигде в мире не встречаются.
«Речь идет о сроках следствия по фактовым уголовным производствам. То есть зарегистрировано уголовное производство по факту совершения какого-либо преступления, есть определенный срок для его расследования, но если вы в этот срок не установили лицо, совершившее это преступление, или не успели собрать все доказательства по делу и следователь судья не продлил этот срок, дело имеет быть закрыт. И ее фактически закрывают и преступление не расследуют дальше, никто не виноват, и не важно, что суммы ущерба могут быть на миллиарды. На мой взгляд, сроки следствия в таких уголовных производствах могут ограничиваться только сроками давности привлечения к уголовной ответственности, как в остальных цивилизованных странах», - добавил глава САП.
Наличие таких сроков, как добавил Клименко, порождает разную практику в порядке их исчисления в различных уголовных производствах и в различных ситуациях — во время объединения производств, после отмены постановления о закрытии, в условиях военного положения и до него.
«Это нонсенс. Сначала меняют то, что менять не нужно было, а потом еще и «совершенствуют»… Так поступал предыдущий парламент, так же поступает и нынешний. Уже была попытка внести изменения в статью 364 УПК, что похоронило бы половину наших дел и позволило безнаказанно злоупотреблять», - заявил Клименко.
В частности, это касается и законопроекта №8235, среди авторов которого — тот же глава правоохранительного комитета Сергей Ионушас.
«Речь идет не столько о самом законопроекте, сколько об отдельных правках к нему, представленных уже в процессе рассмотрения до второго чтения, насколько я понимаю. Но здесь не нужно ничего совершенствовать, нужно просто отменить сроки следствия по фактовым уголовным производствам. И все станет на свои места. Как и для того, чтобы сделать невозможным затягивание дел, нужно уточнить лишь несколько норм в УПК», - подытожил глава САП.
Ранее руководитель практики уголовного права, партнер LCF Law Group, кандидат юридических наук Максим Шевердин в комментарии ZN.UA отметил, что в случае подписания президентом Украины принятого парламентом законопроекта № 8235 об изменениях в Уголовный кодекс правоохранительные органы должны закрыть все уголовные производства по статье Уголовного кодекса 407 «Самовольное оставление воинской части или места службы», в которых обвиняемые подозрения покинули место службы менее чем на трое суток из-за утраты нормы закона.