ГРУЗИЯ НА ПУТИ В ЕВРОПУ

25 мая, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №20, 25 мая-1 июня

Катамадзе Григол Шалвович. Родился 12 августа 1961 года в г. Кутаиси, Грузия. В 1985 году закончил факультет международного права и международных отношений Киевского государственного университета им...

Катамадзе Григол Шалвович.

Родился 12 августа 1961 года в г. Кутаиси, Грузия.

В 1985 году закончил факультет международного права и международных отношений Киевского государственного университета им. Т.Шевченко.

С 1985 по 1993 гг. — занимал ряд должностей в министерстве внутренних дел Грузии.

С 1993 по 1994 год — заместитель директора Департамента внешнеэкономических связей министерства иностранных дел Грузии.

В 1995—1998 годах — Чрезвычайный и Полномочный Посланник в Посольстве Грузии в Украине.

В 1998—2000 годах — заместитель министра обороны Грузии по вопросам военной политики и международного военного сотрудничества.

С февраля 2000 года — Чрезвычайный и Полномочный Посол Грузии в Украине.

Имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла, кандидат юридических наук.

Женат, воспитывает сына и дочь.

Грузия, страна с древнейшей историей, сегодня переживает один из самых ответственных и решающих этапов своего развития, поскольку восстановленная 10 лет тому назад независимость тесно связана с новаторскими и реформаторскими процессами. Граждане Грузии, единодушно присоединившись к содружеству демократичных народов, тем самым отдали предпочтение верховенству закона, общепринятым правам и свободе человека.

На фоне быстрых и существенных изменений особое значение придается четкому определению правительством Грузии планов действия и того направления, которое обеспечит правильное развитие страны.

Внешнеполитические приоритеты

 

Главным приоритетом внешней политики Грузии является полномасштабная интеграция в политические, экономические структуры Европы и в европейские системы безопасности.

Подтверждением тому являются отношения, сложившиеся за последнее время с Евросоюзом. Нельзя не отметить, что страны этой международной организации и Еврообъединение в общем с первого дня восстановления независимости Грузии активно поддерживают территориальную целостность и суверенитет нашего государства. Грузия получила значительную помощь как по двусторонним каналам, так и от Евросоюза и других международных организаций. В частности, только гранты, не считая долгосрочных кредитов, составили приблизительно 300 миллионов евро.

22 июня 1996 года между Грузией и Евросоюзом было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое вступило в силу 1 июня 1999 года. В его рамки была включена важнейшая программа технической помощи со стороны Евросоюза (TACIS) и, что самое главное, соглашение учитывает поэтапный переход от доноро-реципиентных отношений между сторонами к партнерскому сотрудничеству с двусторонними обязательствами. В рамках этого сотрудничества в Грузии задействованы несколько проектов ЕС. В том числе программы продовольственной безопасности, особой финансовой помощи и реабилитационный проект, целью которого является поддержка урегулирования текущих конфликтов в Цхинвальском регионе и в Абхазии.

Кроме того, Евросоюз активно поддерживает развитие регионального сотрудничества южного Кавказа. В этом контексте особое значение придается конечному осуществлению таких проектов, как TRACECA и INOGATE, реализация которых будет способствовать укреплению роли нашей страны в глобальном проекте транскавказского коридора.

Среди внешних приоритетов Грузия особое значение придает отношениям с Евроатлантическими партнерами и структурами. Она является членом-учредителем Совета евроатлантического партнерства (СЕАП), большое внимание уделяет региональным вопросам углубления и упрочнения сотрудничества в рамках этого форума. В этом контексте в некоторой поддержке нуждается «открытая специальная рабочая группа Кавказа», созданная по инициативе Грузии. Здесь же стоит отметить, что в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира», в июне 2001 года впервые на территории Грузии пройдут широкомасштабные военные учения «Кооператив-партнер 2001».

Грузия часто играла ведущую роль в деле координации диалога трех стран Южного Кавказа. Одной из главных целей нашей региональной политики является перевоплощение упомянутого региона в зону взаимовыгодного сотрудничества. В феврале 1996 года президент Эдуард Шеварднадзе сформировал шесть главных принципов, позже названных инициативой «Мирного Кавказа», которые должны стать основой долгосрочного мира и стабильности на Кавказе:

Ё Нерушимость территориальной целостности и неприкасаемость существующих границ.

Ё Защита прав человека везде и всегда.

Ё Защита транспортных и других коммуникаций и недопущение их блокирования.

Ё Сотрудничество в защите природы и в ликвидации последствий стихийных бедствий.

Ё Выражение этнической и религиозной толерантности. Отвержение всех форм выявления национализма и ксенофобии.

Ё Всяческая поддержка международных проектов и инвестиций для Кавказа и обеспечение их безопасности.

Нельзя не отметить, что инициатива «Мирного Кавказа» стала объектом всемерной поддержки. В июне 1996 года Азербайджанская Республика, Республика Армения, Грузия и лидеры Российской Федерации подписали Декларацию гармонии, мира и сотрудничества между народами Кавказа.

Весьма перспективной и актуальной инициативой представляется сотрудничество в рамках ГУУАМ. Главным приоритетом объединения является ускорение и конечное осуществление основных экономических проектов, например, транспортного коридора Европа—Азия, создание в рамках ГУУАМ зоны свободной торговли. Грузинская сторона подготовила проект соглашения о формировании такой зоны. Этот документ, уже скоординированный с другими сторонами, будет представлен для подписания главам государств ГУУАМ на Ялтинском саммите в начале июня 2001 года. Следует отметить, что на этой встрече впервые должна быть принята Хартия ГУУАМ.

Грузия приветствует все государства, поддержавшие партнерские контакты с ГУУАМ. В этом контексте надо отметить тот факт, что Румыния неким образом уже объявила о желании присоединиться к этой группе стран. ГУУАМ является открытой структурой для государств, которые находят приемлемыми принципы и интересы такого рода регионального партнерства.

Сотрудничество с такими субрегиональными организациями, как Центрально-европейская инициатива (CEI), Инициатива сотрудничества Юго-Восточной Европы (SECI), Процесс сотрудничества Юго-Восточной Европы (SEECP) и Раймонтский процесс будет способствовать интеграции Грузии в Евросоюз. Кроме того, наша страна планирует наладить партнерские отношения с субрегиональной инициативой Евро-Средиземноморного сотрудничества (Барселонский процесс).

 

Грузино-украинские отношения

 

Нельзя не подчеркнуть уникальность подписанного в 1993 году большого рамочного договора «О дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи» между Грузией и Украиной. Документ уже в названии формулирует особый партнерский взаимоинтерес двух стран. Более того, Украина единственная страна, с которой Грузия оформила такого рода соглашение, которое реально, последовательно воплощается в жизнь.

В 2000 году президентами Грузии и Украины была подписана Декларация об углублении особых партнерских отношений между Грузией и Украиной. В документе отмечены неограниченные возможности стратегического сотрудничества наших стран. Созданная договорно-правовая база является благоприятной почвой для экономического сотрудничества между нашими странами. Необходимо отметить, что Украина входит в десятку крупнейших торговых партнеров Грузии. С 1995 года по сей день явно выражен рост взаимного товарооборота. Но следует подчеркнуть, что существуют большие неиспользованные резервы, неосвоенный потенциал грузино-украинского сотрудничества. Задействование их будет способствовать быстрому, эффективному росту экономических показателей наших стран.

Нельзя не сказать о паромной переправе по маршруту Ильичевск—Поти. Она, безусловно, способствует развитию торгово-экономического сотрудничества, принимая во внимание ежегодный рост товародвижения (I квартал 2000 года — 47000 тонн, I квартал 2001 года — 87000 тонн) и перспективные планы на будущее. Естественно, при осуществлении проекта возникло множество проблем, но справедливости ради следует подчеркнуть, что стороны принимают все меры для беспрепятственного функционирования паромного пути. Например, радикально изменилась тарифная политика порта Поти, и это незамедлительно отразилось на торговых показателях. После урегулирования таможенного обслуживания грузов значительно уменьшится время товародвижения и поднимется рентабельность паромного маршрута. Все это будет способствовать привлечению других заинтересованных стран, например, государств Центральной Европы, в торгово-экономические процессы в рамках TRACECA.

Высокий потенциал грузино-украинских экономических отношений выявляется и в том, что украинская сторона заинтересована в восстановлении Руставского металлургического завода. Планируется, что различные предприятия Украины будут поставлять Руставскому металлургическому заводу трубоизделия для окончательной доработки, а продукция в виде труб из Грузии станет реализовываться в третьи страны.

Кроме того, по инициативе Грузии ведется работа для осуществления плана создания в рамках INOGATE нового консорциума оптико-волокновой коммуникационной системы по направлению Поти—Одесса—Варна (уже функционирует направление Одесса—Варна—Новороссийск). Проект поддерживается Евросоюзом.

Украина оказалась одним из первых государств, с которым Грузия подписала межправительственные соглашения о военно-техническом сотрудничестве. В 1998 году министерства обороны обеих стран впервые подписали годовой план сотрудничества в военной сфере, и с тех пор эта практика продолжается. При этом Украина опять-таки была одним из первых государств, с которыми Грузия подписала такие планы. Украина также оказалась одной из первых стран-партнеров, где Грузия открыла военный атташат. К слову, таких государств очень немного — США, Турция и Украина. Есть еще военный представитель Грузии при НАТО, также решается вопрос открытия атташата в России.

Не исключено, что на двусторонней основе будут проведены совместные с украинским подразделением учения горных стрелков. В составе Нацгвардии Грузия имеет горнострелковый батальон, значительную поддержку в создании которого оказали наши партнеры из США.

В рамках ВТС Грузии с Украиной на сегодняшний день реализовывается ряд контрактов, заключенных с государственным посредником госкомпанией «Укрспецэкспорт». Так, на ремонтных судоверфях Украины находятся четыре корабля грузинского флота. В течение прошлого года на Севастопольском авиаремонтном заводе выполнялся ремонт семи боевых вертолетов ВВС Грузии, из которых пять уже готовы к «прохождению службы».

В Грузии скопилось огромное количество различного вида боеприпасов и ракетного топлива, представляющего огромную угрозу экологии, а Украина имеет значительный опыт утилизации боеприпасов. Грузинская сторона заинтересована в сотрудничестве в этой области, уже проведен ряд соответствующих переговоров на эту тему.

Еще одной очень перспективной темой грузинско-украинского ВТС является восстановление инфраструктуры грузинской системы противовоздушной обороны, и Украина имеет все необходимые мощности для проведения таких работ.

Нельзя с благодарностью не отметить активное участие Украины в процессе урегулирования грузино-абхазского конфликта. Примером тому является III раунд на этот раз более чем удачных переговоров, которые по инициативе Украины проходили в Ялте. Более того, абхазская проблема в текущем году дважды обсуждалась на заседаниях Совета безопасности ООН, в частности, в марте, во время председательствования Украины в СБ ООН.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно