Финальные переговоры о присоединении Турции к ЕС, которые должны были начаться 3 октября, хоть и с опозданием, но начались. В ночь на 4 октября министр иностранных дел Великобритании Джек Стро призвал Анкару продолжать реформы, тем самым открыв переговоры. Тем не менее еще накануне ночью официальный Брюссель не знал, что же он скажет турецким представителям. Как это часто случалось на протяжении последнего года, мнения всех 25 членов объединения опять разделились.
За последние 10 лет Турция изменилась. Она стала менее «восточной» и более «западной». Европейское законодательство, евроинтегрированная экономика, права и свободы человека — эти еще совсем недавно чужие для турецкого лексикона понятия уже заняли свое место в жизни и быту этого необыкновенного государства. Вышеупомянутые преобразования преследовали одну цель — полноправное членство в Евросоюзе. Но чем ближе к началу окончательной фазы переговоров, тем очевиднее: брюссельские чиновники не знают, что делать дальше — впускать государство пророка Магомета в европейское сообщество или нет. Старенькая Европа опять разделилась на два лагеря, спорящих, стоит или не стоит принимать турок в ЕС.
А Шюссель и Меркель против!
Формальных претензий к Анкаре вроде бы не должно быть. Ведь после 2002 года Турция существенно реформировала Конституцию и законодательство: предоставила свободы всем этническим меньшинствам, запретила смертную казнь, уменьшила роль военных в правительстве, усилила наказание за использование пыток. В октябре 2004 года Европейская комиссия приняла решение, что эта страна отвечает Копенгагенским политическим критериям в целом. То есть основное условие для вступления в Евросоюз Турция выполнила.
Однако, несмотря на очевидные преобразования, сегодня между Анкарой и Брюсселем все еще существует несколько противоречий. Это следствие культурных, экономических и географических особенностей Турции. Чтобы их изменить, понадобится не одно десятилетие. Но не они сейчас вышли на первый план. В риторике противников приема нового члена все чаще звучат другие аргументы.
Экстренное заседание министров иностранных дел всех 25 членов ЕС, начавшееся 2 октября и продолжавшееся больше суток, засвидетельствовало, что далеко не все члены сообщества хотят видеть турок новыми соседями. Встреча, на которой должно было быть согласовано рамочное соглашение о начале переговоров с Турцией (своеобразный план действий на ближайшие 10 лет), едва не превратилась в фарс. Ведь часть министров выступили против полноправного членства Анкары в ЕС. К лагерю очевидных противников турецкого соседства присоединились прежде всего Австрия, Дания, Франция и Кипр.
Накануне встречи наиболее остро высказал свою позицию канцлер Австрии Вольфганг Шюссель, заявивший, что Турция никогда не будет полноправным членом сообщества и Евросоюзу стоит еще раз подумать, готов ли он к дальнейшему расширению. Изменение своей позиции австрийцы аргументировали тем, что большинство граждан европейских стран выступают против полноценного членства Турции. Поэтому, по словам министра иностранных дел Австрии Урсула Пласника, его страна поднимает проблему, волнующую не только австрийцев. Международные наблюдатели объясняют такую резкую позицию Австрии ее неудовлетворением в связи с тем, что Хорватия, которая намного больше соответствует европейским стандартам, может быть принята в ЕС после Турции.
Шюссель высказал надежду, что такую позицию поддержит и новое немецкое правительство во главе с Ангелой Меркель. Его надежды имеют все шансы осуществиться, ведь Меркель во время избирательной гонки очень четко высказала свое мнение по поводу Турции. По ее словам, максимум, на что могут рассчитывать турки, — это статус привилегированного партнерства. Согласился с ними и премьер-министр Дании Андерс Фог Расмуссен, заявив: начало переговоров 3 октября еще вовсе не гарантирует Турции полное членство. Его слова подтвердили результаты сентябрьского социологического опроса в Дании, согласно которому 62,8% населения высказалось против членства Анкары в ЕС.
Ширак защищает Кипр
Но если настроения Шюсселя, Меркель и Расмуссена были известны раньше, то отрицательная реакция Франции стала очевидна совсем недавно. Причина этого — Кипр. А точнее, его разделение на две части — греческую и турецкую, каждая из которых провозгласила независимость. И если Турецкую Республику Северного Кипра признала только Турция, то его греческая часть, так называемая Республика Кипр, уже признана всем миром и является полноправным членом ЕС с прошлого года. Но официальная Анкара ни за что не хочет ее признавать. Эта дипломатическая война длится уже не один год. И надежды Брюсселя на то, что турецкое правительство признает греческую часть Кипра, пока остаются лишь надеждами.
Не спасло ситуацию и недавнее подписание Турцией протокола о таможенном союзе с ЕС. Настоящий договор автоматически распространяется на 10 новых членов, в том числе и на Кипр, что де-факто означало бы его признание с турецкой стороны. Но практически сразу же турецкий МИД выступил с заявлением, в котором подчеркивается: «…подписание протокола ни в коем случае не означает признание Республики Кипр». В результате Кипр объявил, что может сорвать переговоры о вступлении Турции, запланированные на октябрь. В свою очередь, с критикой в адрес Анкары выступил президент Франции Жак Ширак. По его словам, «такая позиция не отвечает тому духу, который ожидается от кандидата на вступление в Евросоюз». У него вызывает сомнение возможность положительного результата будущих переговоров, ведь такая позиция Турции «создает новые политические и юридические проблемы на пути ее вступления в ЕС».
День «Д»,
который грядет?
Между тем другие представители евробомонда выступили с поддержкой вступления Анкары в Евросоюз. Среди них — и нынешнее правительство Германии во главе с Герхардом Шредером. По словам министра иностранных дел Германии Йошки Фишера, «вступление Турции в Евросоюза станет для европейского сообщества Днем «Д» в борьбе с терроризмом». Напомним, что Днем «Д» официально называется день высадки англо-американского десанта в Нормандии летом 1944 года. Именно эта операция открыла так называемый второй фронт и ускорила победу союзных государств над фашистской Германией. Фишер считает, что Турция, которая до 2015 года станет крупнейшим государством в Евросоюзе, превратится в надежную защиту для стран объединения от террористической угрозы с Востока. В свою очередь, ЕС привьет Турции черты государства, базирующиеся на общеевропейских ценностях.
Поддержал своего министра и сам Шредер. Он считает, что турецкое правительство выполнило все обязательства, взятые перед Евросоюзом в декабре прошлого года. Теперь, по словам канцлера, ЕС должен выполнить свое обязательство перед этой страной. Такого же мнения и некоторые брюссельские чиновники. В частности комиссар ЕС по вопросам расширения Олли Рейн, заявивший: Турция выполнила все предыдущие условия для начала переговоров.
За начало переговоров в установленный срок высказывалось большинство новых членов ЕС. Среди них и Польша. Для нее, как и для других «еэсовских новобранцев», переговоры с Турцией очень важны, поскольку они создают перспективу приема новых членов, в частности Украины.
Турки атакуют и... выиграют?!
Глава турецкого правительства Тайип Эрдоган, поясняя официальную позицию в кипрском вопросе, заявил: Турция не признает Республику Кипр и не примет никаких новых условий на пути к своему членству в ЕС. А уже 2 сентября министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль в интервью журналу Economist сказал: страна может отозвать свое заявление на членство в Евросоюзе, если ей предложат неполноценное членство. «Инициатива привилегированного членства, выдвинутая лидером немецких христианских демократов Ангелой Меркель, незаконна и аморальна. Это предложение сводит к нулю все наши полувековые усилия. Кроме того, она создает потенциал препятствий на пути наших отношений в будущем. Полноценное членство Турции в ЕС является целью, определенной Аденауэром, де Голлем и Миттераном», — подчеркнул он уже в другому интервью — газете Turkish Daily News.
Европарламент адекватно отреагировал на подобные турецкие выходки — 29 сентября он окончательно отложил на неопределенный срок ратификацию протокола о таможенном союзе между Турцией и ЕС. В заявлении председателя комитета Европарламента по международным вопросам Элмара Брока это решение названо единственной логичной реакцией на одностороннее заявление Анкары о непризнании Кипра. «Поскольку Кипру не предоставлена возможность пользоваться портами Турции, протокол не имеет практического значения. Такая позиция Турции в этом вопросе является неприемлемой». Брок предупредил, что в случае отсутствия логических объяснений со стороны Совета ЕС и Еврокомиссии переговоры о вступлении вряд ли могут начаться 3 октября. Кроме того, Европарламент в своей резолюции рекомендовал Турции признать геноцид армянского народа в годы Первой мировой войны.
Однако, несмотря на воинствующие настроения евробомонда, турки все же смогли его дожать. Ночью 4 октября на вышеупомянутом экстренном заседании министров иностранных дел ЕС, после суток напряженных переговоров, рамочный документ о начале переговоров с Турцией был принят. Австрия отказалась от своего требования включить в текст рамочного соглашения пункт об ассоциированном членстве Турции. Жесткая позиция Анкары дала свои результаты. Министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль назвал происшедшее «историческим моментом и новой эрой для своей страны» и вылетел в Брюссель.
А в Кипре ли дело?
«Европейский Союз будет «подорван» и перестанет существовать в своем нынешнем виде, если 70 млн. турецких мусульман получат право стать его частью. Присоединение Турции разрушит зыбкую систему и положит конец мечтам о полноценно интегрированной европейской сверхдержаве. И тогда до конца нынешнего века Европа превратится в продолжение Северной Африки и Ближнего Востока».
Нет, это не очередное пророчество Нострадамуса. Это слова из недавней речи комиссара ЕС по вопросам внутреннего рынка и налогов голландца Фрица Болькештайна. И хотя Еврокомиссия сразу же заявила, что коллега высказал свое собственное мнение, это вряд ли меняет их суть. Ведь в них в полной мере отражены все страхи и переживания представителей евробомонда, выступающих против присоединения Турции к ЕС. Как, в конце концов, и рядовых европейцев. Сегодня вовсе не Кипр является главной причиной раскола членов Евросоюза. Кипрская проблема — это лишь удобный повод. Пока жители старой Европы еще не готовы, они все еще боятся увидеть среди себе подобных представителей другого, неевропейского мира.
Бесспорно, Турция — важный союзник в Ближневосточном регионе. Долгое время она была буфером, отделяющим ЕС от проблемных стран, таких, как Ирак, Иран, Сирия. И вместе с тем был прав и бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен, заявивший: «Прописная буква Турции — не в Европе; 95 процентов ее населения живет вне Европы, поэтому это — не европейская страна».
Всему свое время
Турция — мусульманская страна со светским правлением, которая может и должна стать мостом между западным и восточным миром. И чем больше мусульманских стран поддержат цивилизационный диалог между Югом и Севером, тем более безопасным будет этот мир. Но, как свидетельствует история, искусственно ускорять этот процесс не стоит. Ведь всему свое время.