Эксперты Европейского Союза и США направили главе комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики Сергею Костину письмо, в котором раскритиковали доработанный законопроект №3711-д по перезапуску Высшей Квалификационной комиссии судей, передает “Судебно-юридическая газета”, опубликовавшая соответствующие рекомендации к документу. Ранее изначальную версию законопроекта раскритиковала Венецианская комиссия.
“Последняя версия законопроекта содержит несколько новых положений, которые вызывают серьезное беспокойство. Так, в отличие от рекомендаций Венецианской комиссии от октября 2020 года, нереформированный Высший совет правосудия наделяется дополнительными полномочиями, а также ослабляется роль международных экспертов в отборе членов ВККС. Из-за этого нам будет сложно поддержать внедрение закона в его нынешней редакции”, - говорится в письме Андрею Костину от имени посла, главы представительства ЕС в Украине Матти Маасикаса.
Указано, что к соответствующему письму прилагались комментарии и рекомендации, которые совместно подготовили эксперты Евросоюза и Соединенных Штатов.
“Мои коллеги и я готовы обсудить эти рекомендации с Вами и вместе поработать над усовершенствованием проекта закона согласно с международными обязательствами Украины, в том числе по Меморандуму с ЕС о предоставлении макрофинансовой помощи и Меморандуму с Международным валютным фондом”, - добавил посол.
При этом анализ соответствующего законопроекта эксперты выполнили по запросу профильного комитета Рады. В частности, в ЕС и США обеспокоены некоторыми положениями законопроекта с учетом предписаний Конституции. Также обеспокоенность вызывает то, что во время доработки документа не были учтены рекомендаций Венецианской комиссии по конкретным вопросам. Документ также нарушает обязательства, которые Украина дала Евросоюзу и МВФ.
“Важно, чтобы авторы указанного законопроекта пересмотрели его положения с целью обеспечить соблюдение минимальных стандартов, которые необходимы для институциональной независимости Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС), гарантий содержательного участия международных экспертов в процессе отбора кандидатов в члены ВККС и способствовали бы повышению уровня общественного доверия к ВККС как института”, - говорится в рекомендациях.
Указано, что законопроект №3711-д, среди прочего, наделяет Высший совет правосудия новыми полномочиями, которые усиливают его роль при подборе новых членов ВККС. При этом Венецианская комиссия рекомендовала удалить из документа все положения, которые подчиняют ВККС Высшему совету правосудия или наделяют ВСП новыми полномочиями. Эксперты отметили, что таким образом вместо урегулирования обеспечения добропорядочности самих членов ВСП, проект закона, наоборот, создает риски добропорядочности собственно процессу отбора членов ВККС.
Поэтому эксперты рекомендовали обеспечить независимость Конкурсной комиссии по вопросам добропорядочности. Для этого необходимо:
- закрепить в законодательстве в максимально возможном объеме процедуру и методы оценки кандидатов в члены ВККС и усовершенствовать определение добропорядочности в соответствии с международными и европейскими стандартами, в частности, соответствующими рекомендациями ООН и Европейской сети советов юстиции, с определением критериев и показателей оценки;
- дать Конкурсной комиссии четко определенные полномочия по разработке и утверждению внутренних положений. Последние, среди прочего, должны включать правила проведения конкурса и методологию проведения проверки на предмет добропорядочности;
- установить требование о прекращении дальнейшего участия в конкурсе всех кандидатов в члены ВККС, которые не соответствуют критериям добропорядочности. Для этого необходимо удалить из фразу “кандидатов, которые наиболее соответствуют критерию добропорядочности”. Если Конкурсная комиссия будет неспособна отобрать необходимое количество добропорядочных кандидатов, необходимо провести новый конкурс на заполнение вакантных должностей;
- обеспечить возможность привлечения ВСП за счет международной технической помощи дополнительных экспертов и работников в поддержку работы членов Конкурсной комиссии. Это должно включать также предоставление КК и уполномоченным членам ее Секретариата свободного доступа к государственным реестрам и источникам информации с ограниченным доступом, в том числе доступа к делам кандидатов с их персональными данными.
Также в рекомендациях говорится о том, что роль международных экспертов в отборе ВККС должна быть значимой, а не просто ограничиваться предоставлением выбора для Высшего совета правосудия. В этом контексте эксперты рекомендовали:
- наделить международных экспертов решающим голосом для того, чтобы избежать тупиковых ситуаций в процессе принятии решений членами ВККС;
- увеличить срок полномочий членов Конкурсной комиссии из числа международных экспертов с одного до не менее двух лет;
- ограничить до пяти лет требование к международным и иностранным организациям, имеющим право номинировать кандидатов в члены КК теми донорами, которые в соответствии с международными или межгосударственными договорами предоставляют Украине техническую помощь в сфере судебной реформы и / или борьбе с коррупцией;
Кроме того, эксперты отметили важность обеспечения независимости ВККС. В связи с этим рекомендовали ограничить возможности влияния ВСП на ВККС. Это предлагается сделать, в том числе и через наделение Высшего квалификационной комиссии судей исключительным полномочием по их коллегиальному решению увольнять членов ВККС и/или отстранять их от должности в определенных случаях.
При этом эксперты рекомендовали реформировать Высший совет правосудия в соответствии с международными обязательствами.
“Установление требования о прохождении потенциальными кандидатами в члены ВСП единой проверки на добропорядочность, которая будет проводиться Этической комиссией не противоречит Конституции, поскольку Статья 131 (2) только перечисляет органы назначения и количество членов, которых они выбирают или назначают; наоборот, статья 131 (3) устанавливает, что процедура избрания и назначения членов ВСП должна быть урегулирована законом; а статья 131 (8) устанавливает, что закон может определять дополнительные требования к членам ВСП. Таким образом, изменение и унификация процедуры отбора кандидатов в члены ВСП и установление других требований к ним является конституционно допустимым, если они определяются профильными законами”, - говорится в письме экспертов.
Также указано, что проверка нынешних членов Высшего совета правосудия Этической комиссией при участии международных экспертов, будет конституционной, если это предусмотрено в рамках компетенции ВСП как конституционного органа в части принятия решений.
“Такой подход однозначно поддерживается Венецианской комиссией. Более того, проверка действующих членов ВСП Этической комиссией является правовым обязательством, вытекающим из ратифицированного Верховной Радой Меморандума о взаимопонимании относительно получения Украиной макрофинансовой помощи ЕС. Аналогичными являются обязательства правительства Украины по Техническому меморандуму о взаимопонимании с МВФ”, - говорится в письме.
В рамках реформирования ВСП эксперты рекомендуют:
- совершенствовать процедуру отбора новых и проверки действующих членов Высшего совета правосудия со значимым участием в ней международных экспертов. Это должно обеспечить высокие стандарты профессиональной этики и добропорядочности;
- решить вопросы, которые вызывают обеспокоенность относительно добропорядочности двух действующих членов ВСП, назначенных съездом адвокатов Украины на второй срок в нарушение статьи 131 (5) Конституции. Указанная статья запрещает пребывание лица в должности члена ВСП в течение двух сроков подряд.
Напомним, в июне прошлого года президент Владимир Зеленский зарегистрировал в Верховной Раде законопроект №3711 "О внесении изменений в Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" и некоторые законы Украины относительно деятельности Верховного Суда и органов судейского управления". Он определил документ как неотложный.
В октябре Венецианская комиссия утвердила отчет по законопроекту и некоторых других законах, которыми определены важные аспекты деятельности Верховного суда и органов судебного управления. В общем, Венецианка поддержала необходимость быстрого запуска ВККС, но отметила, что проект №3711 надо существенно доработать.
Профильный комитет Рады обязался учесть рекомендации Венецианской комиссии. Однако, за время зимних праздников члены комитета по вопросам правовой политики изменили редакцию законопроекта №3711, который предусматривает перезапуск Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС). В частности, народные депутаты свели на нет роль международных экспертов в отборе членов ВККС. Зато парламентарии передали всю власть нереформированному Высшему совету правосудия.
В своей статье для ZN.UA Роман Куйбида отметил, что законопроектом №3711-д власть хочет законсервировать проблему зависимости судей, сформировав ВККС в "ручном" режиме. Подробнее о документе читайте в статье "Такой удобный ручной суд".
О том, кто и зачем усиливает нереформированный Высший совет правосудия читайте в статье Николая Хавронюка “Судебная реформа... путем регресса”.