На сессии Европейской комиссии «За демократию через право», которая состоялась 8-9 октября в онлайн-режиме в Париже, по запросу Украины был утвержден отчет о проекте изменений в Закон №3711 «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые другие законы, которыми определены важные аспекты деятельности Верховного суда и органов судебного управления.
Авторами отчета выступили Николае Эсану, Мартин Куие, Ханна Сухоцкая Герхард Райснер.
Как отмечается в заключении Венецианской комиссии, за последние годы судебная система Украины претерпела многочисленные изменения. После президентских выборов новая политическая власть часто начинала новые изменения в судебной системе. При отсутствии целостного подхода было принято различные законодательные акты, которые не имели характера всесторонней реформы.
Такие проблемы - по крайней мере частично - являются результатом некачественного законодательного процесса: множество законопроектов, касающихся конкретных аспектов, принимаются часто поспешно, отсутствует целостный подход и соответствующие оценки влияния предлагаемых дальнейших изменений. Логическим следствием является признание некоторых законов Конституционным Судом неконституционными.
В заключении Венецианской комиссии уточняется, что другой важной проблемой является плохая реализация уже принятых законов из-за постоянной проблемы коррупции и отсутствие добродетели в некоторых частях судебной власти.
Подчеркивается, что институциональные реформы не могут быть ответом на решение проблем, возникших в результате личного поведения некоторых членов этих учреждений.
"Серьезной проблемой, с которой сейчас сталкивается украинское судопроизводство, есть огромное количество вакансий на должностях судей, связанная с не функционированием Высшей квалификационной комиссии судей", - говорится в выводах Венецианской комиссии.
Во время виртуальных встреч делегация Венецианской комиссии, узнала об обвинении в коррупции в отношении некоторых членов судебной власти, в частности Высшего совета судей (далее - ВСС). Кроме того, делегация получила противоречивую информацию о некоторых членах ВСС, которые были должным образом проверены в соответствии с действующими нормами, и о том, в частности, о тех, которые были назначены в соответствии с правилом, согласно которому не допускается последовательное назначение на два срока. Вопрос доверия к этому высшему органу судебной власти был постоянной темой на всех виртуальных встречах.
Учитывая тот факт, что за последние годы судебная система Украины подверглась многочисленным реформам, о чем свидетельствуют многочисленные выводы Венецианской комисии, и отчеты Совета Европы, Комиссия чувствует необходимость повторить ключевые принципы. Принцип стабильности и последовательности права, как основной элемент верховенства права, требует стабильности в судебной системе.
Венецианская комиссия отметила, что четкость, предсказуемость, последовательность и согласованность законодательной базы, а также стабильность законодательства являются основными проблемами любого правового порядка, основанного на принципах верховенства права. Существует четкая связь между стабильностью судебной системы и ее независимостью. Доверие к судебной власти может расти только в рамках стабильной системы. Хотя, судебные реформы в Украине считаются необходимыми для повышения доверия населения к судебной системе, устойчивая институциональная нестабильность, где реформы следуют за изменениями политической власти, также может быть вредной для доверия к судебной власти как независимой и беспристрастной учреждения.
Венецианская комиссия также обратила внимание на то, что за последние годы в Украине состоялись глубокие судебные реформы; внедрение некоторых из них остались незавершенным. Реформа процесса отбора судей и нового состава Верховного Суда, который начал свою работу в январе 2018 года, стала заметным улучшением системы, которая существовала ранее. Следовательно, необходимо обеспечить стабильность и принять законодательные акты с комплексным и последовательным подходом при осуществлении дальнейших дийзмины к системе, регулирует функционирование судебной власти.
По проекту ЗУ №3711 также была предоставлена ряд конкретных рекомендаций. В частности, Венецианская комиссия настаивает на том, что в соответствии с европейскими стандартами уменьшение количества судей Верховного суда, которое планировалось украинской властью ранее, в любом случае не может прекратить полномочия действующих судей Верховного суда. Для любой реорганизации Верховного суда следует придерживаться основных принципов по несменяемости судей.
В Комиссии приветствовали направленность законопроекта №3711 на обновление состава ВККС с целью восстановления процедуры отбора судей первой и второй инстанции, а также обратили внимание на то, что предложенный законопроект № 3711 нацелен на подчинение Высшей квалификационной комиссии судей Высшему совету правосудия. Однако отношения между этими органами должны решаться только в рамках более широкой реформы. К этому времени ВСС не должен получать более широких полномочий по ВККС.
Венецианская комиссия положительно оценила предложение в создании конкурсной комиссии по отбору новых членов ВККС с участием международных экспертов; рекомендовала воспользоваться успешным опытом создания и функционирования конкурсной комиссии с участием международных экспертов, который был применен при создании Высшего антикоррупционного суда, а также обратила внимание на ряд предложений о предоставлении дополнительных полномочий Высшем совете правосудия в отношении функциональной подчиненности ВРП Высшей квалификационной комиссии судей. Несмотря на спешный характер законопроекта № 3711 и перспективы более широкой реформы, Венецианская комиссия настаивает на том, что законопроект № 3711 должен оставаться ограниченным только восстановлением ВККС. Ни одна новая компетенция не должна приписываться ВСС в этом законе.
Учитывая предыдущий опыт работы Венецианской комиссии публикации текста отчета следует ожидать ориентировочно в начале недели.