ЧТО ЕСТЬ И ЧТО БУДЕТ ТАК СХЕМАТИЧНО МОЖНО ОБОЗНАЧИТЬ ПЕРЕГОВОРЫ УКРАИНСКОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА И ПРЕЗИДЕНТА ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ, КОТОРЫЕ СОСТОЯЛИСЬ 1 МАРТА В ЛОНДОНЕ

2 марта, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №9, 2 марта-8 марта

Виктор Ющенко, в силу сложившихся обстоятельств теперь олицетворяющий собой всю украинскую энерг...

Виктор Ющенко, в силу сложившихся обстоятельств теперь олицетворяющий собой всю украинскую энергетику, приехал в Лондон решать вопросы не только по конкретным проектам ЕБРР, но и согласовать общее с Банком видение проблем этой отрасли. Сразу по окончании трехчасовых переговоров с президентом ЕБРР Жаном Лемьером он так прокомментировал в интервью для «Зеркала недели» их результаты: «Была проанализирована вся гамма макроэкономических составляющих, которые возникают в экономике, бюджете, социальной сфере».

Одним из центральных вопросов повестки дня был кредит, сокращенно именуемый Ривне-2/Хмельницкий-4. В декабре прошлого года совет директоров ЕБРР принял трудное для себя решение — одобрить проект по предоставлению этого кредита в 215 млн. долл. на достройку двух ядерных блоков на Ривненской и Хмельницкой АЭС. Однако решение директоров вступит в силу лишь после выполнения четырех предварительных условий, выдвинутых ЕБРР на момент одобрения проекта.

Почему же все-таки возникли эти условия, о которых так много и разноречиво говорят в Украине? Оказывается, на момент принятия решения отсутствовал целый ряд важных для ЕБРР, а главное — для его акционеров, компонентов успеха кредита (даже если не принимать во внимание то, что отношение к проекту среди акционеров Банка было весьма неоднозначным). Поэтому, чтобы не откладывать решение на следующий год и одобрить проект до закрытия Чернобыльской АЭС, руководство ЕБРР согласовало с руководством Украины те самые предварительные условия, выполнение которых позволит начать финансирование.

Именно процесс продвижения проекта Ривне/Хмельницкий был одним из главных вопросов в лондонской повестке дня. По словам Виктора Ющенко, «переговоры показали, что из четырех условий реализации проекта два выполнены, а два — находятся в стадии решения».

Как известно, четыре условия включали в себя: закрытие ЧАЭС, создание в Украине независимого органа ядерного регулирования и подтверждение соответствия его процедур международным стандартам, возобновление финансирования по линии МВФ, письменное подтверждение всех других кредиторов-участников проекта.

Первый пункт, зависящий от Украины, выполнен — в соответствии с меморандумом о закрытии ЧАЭС станция закрыта 15 декабря 2000 года.

Второе предварительное условие — создание органа ядерного регулирования — было инициировано акционерами ЕБРР и другими кредиторами: они хотели быть уверены в том, что в Украине система ядерного регулирования соответствует мировым стандартам, а орган, регулирующий ядерную безопасность, является независимым и сильным в кадровом и финансовом отношении. Украина отреагировала достаточно быстро — в декабре был подписан указ Президента о создании комитета ядерного регулирования, как независимого органа государственной власти. «Комитет сегодня укреплен кадрово и выведен на финансовую самостоятельность, является полноправным участником казначейского процесса, — сказал В.Ющенко. — Осталось утвердить положение о нем и согласовать объем ежегодной сметы».

Кстати, как сообщил директор ЕБРР от Украины Юрий Полунеев, уже создана временная группа из руководителей некоторых аналогичных западных органов ядерного регулирования, которые должны поработать вместе с украинским комитетом ядерного регулирования, затем, на основе собственного опыта в разных странах, предоставить ЕБРР рапорт о том, что процедуры, которые закладываются сегодня в основу деятельности комитета, соответствуют западным процедурам и стандартам. Это в свою очередь послужит гарантией того, что комитет будет квалифицированно выполнять свои основные функции — лицензирования новых ядерных реакторов и уже действующих АЭС в соответствии с требованиями ядерной безопасности, а также мониторинга общей ситуации.

Третий пункт — кредитование со стороны МВФ — является общесистемным и присутствует практически всегда. Поскольку наличие программы с МВФ — это сигнал о том, что макроэкономическая ситуация в стране будет развиваться согласно параметрам, согласованным с Фондом. Для акционеров ЕБРР и других кредиторов проекта наличие таких отношений с МВФ служит определенной гарантией того, что кредит будет реализовываться в благоприятной макроэкономической среде и имеет шансы быть возвращенным. Несмотря на временную задержку с очередным траншем МВФ, руководство ЕБРР считает, что с этим условием более-менее порядок.

И последнее предварительное условие — письменное подтверждение со стороны всех кредиторов о готовности выполнить свои финансовые обязательства по проекту. Вопрос этот, по существу, уперся в экспортно-кредитные агентства западных стран. На момент одобрения в ЕБРР проекта Р2/Х4 согласие таких кредиторов, как Евроатом, Россия и Энергоатом, не вызывало сомнений. Однако для реализации проекта требуются четкие обязательства всех кредиторов. Из шести экспортно-кредитных агентств пока лишь два представили письменные подтверждения. Остальные четыре — пока только устные. Как говорит Виктор Ющенко, «это агентства из Испании, Франции, США и Швейцарии. В принципе, политически они поддерживают проект, но формальное, юридическое решение будут принимать после нашей встречи с кредиторами Парижского клуба».

Следует заметить, что выполнение перечисленных условий также не будет означать немедленного начала финансирования по кредиту Р2/Х4. Некоторое время уйдет на подписание кредитных и гарантийных соглашений между Украиной и ЕБРР и на последующую ратификацию их в Верховной Раде. А затем потребуется выполнение еще собственно условий эффективности кредита, правда, большинство из них — технические. Однако есть и принципиальные, а именно: приватизация шести облэнерго, выполнение условий по топливному кредиту и вопросы повышения оптового тарифа для Энергоатома. А затем уж наступит праздник первого транша. По подсчетам ЕБРР, наступит где-то в конце второго квартала.

Премьер-министр Ющенко отметил, что в ходе дискуссии по топливно-энергетическому комплексу очень подробно обсуждался проект закупки органического топлива на сумму в 100 млн. долл. Как известно, он был одобрен советом директоров ЕБРР еще в октябре прошлого года. По словам г-на Ющенко, 28 февраля закончился срок выборки денег. Поскольку Украина денег по данному кредиту еще не брала, «договорились, что ЕБРР рассмотрит вопрос о продлении контракта, обсудили возможные варианты продления срока выборки средств и периода поставки угля на электростанции». Однако премьер считает преждевременным говорить о возможных датах, пока они не будут оглашены Евробанком.

Как раз на следующий день после визита украинского премьера в ЕБРР на неформальном совещании директоров и менеджмента Банка обсуждались возможные варианты продления.

Отдельным вопросом в повестке дня значилась приватизация облэнерго, особенно, как подчеркнул Виктор Ющенко, в контексте всех необходимых предприватизационных процедур, решения по которым на сегодняшний день частично приняты, а частично — нет. Он перечислил эти процедуры — начиная от политики урегулирования долгов облэнерго, политики отношений с неплательщиками (т.е. отключения потребителей) и заканчивая процедурами доступа к отдельно стоящим объектам на территории других собственников (например, к подстанциям на территории частных фермерских хозяйств) и проблемами страхования от экологических тяжб, которые могли возникнуть в отношении облэнерго до приватизации. Особенно важна в данном контексте гармонизация тех тарифных условий, которые определены в проекте Р2/Х4, и тех условий, которые сейчас появляются в переговорах с инвесторами. Все эти проблемы, относящиеся к сфере регулирования отношений в энергетике, требуют, по мнению премьера, «систематизации, четкости и понятности как для нас самих, для наших потребителей, так и для потенциальных инвесторов».

Много времени стороны уделили согласованию позиций по кредиту для Старобешевской ТЭС, проекту газового транзита через балканские страны в Турцию. Отдельный блок вопросов был посвящен теме «Укрытия» над четвертым блоком ЧАЭС.

Переговоры в ЕБРР, по мнению членов украинской делегации, были напряженными — около десятка вопросов за три часа. Однако успели все, что планировали. Дружественная атмосфера, которая, по мнению постоянных участников переговоров, всегда присутствует на встречах высшего менеджмента ЕБРР и украинского истеблишмента, и на этот раз позволила завершить встречу на оптимистической ноте. Президент ЕБРР Жан Лемьер высказался в том духе, что Банк всегда поддержит Украину на пути экономических реформ.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно