ЖЕРТВЫ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ - Право - zn.ua

ЖЕРТВЫ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ

18 мая, 2001, 00:00 Распечатать

«Внимание! Надомная работа. Производство в домашних условиях экологически чистых продуктов питания...

«Внимание! Надомная работа. Производство в домашних условиях экологически чистых продуктов питания. Обеспечиваем доставку сырья и оборудования, сбыт готовой продукции. Деятельность доступна каждому, доход больше прожиточного минимума...»

Такое вот объявление публиковала из номера в номер одна уважаемая черниговская газета. Механизм мошенничества, скрывающегося за подобными призывами, прост. Варьируясь в мелких деталях, он повторялся во многих республиках СНГ и регионах нашей страны. И в конечном счете сводился к апробированному принципу финансовой пирамиды. Доверившийся рекламе безработный получал некий исходный материал (неважно какой — от рассады до медленно разбухающих в специальном растворе комочков желатина; последние благообразно именовались «целебным грибом» или «японскими водорослями», помогающими от всех болезней). За сырье следовало внести немалый задаток. При этом (см. рекламу) гарантировалась закупка урожая по цене, многократно окупавшей издержки.

Разнообразие проявлялось при расчете. Где-то «кидали» сразу. Притащивших к знакомой двери мешки с желатинообразной массой встречали ржавый амбарный замок и гулкая пустота покинутого жилища. Лохотронщики более прагматичные терпеливо скупали первые партии «продукции» — дабы вовлечь в дело максимально возможное число клиентов.

...Не прочитать повторяющиеся броские объявления было нельзя. Заверстанные в телепрограмму, они помимо воли лезли в глаза. Писать о мошенничестве убийственно не хотелось. Во-первых, потому, что о фокусах наподобие испытующих доверчивых черниговчан мы в «Зеркале недели» уже рассказывали. А во-вторых, как ни жаль обманутых — но тут одной лишь газетной критикой ничего не сделаешь. Видимо, существует некий «закон сохранения»: сколько бы ни предупреждались сограждане о разнообразных видах жульничества — все равно остается прослойка индивидуумов, до которых не докричишься. Можно ругать такого человека. Можно просвещать. Можно на коленях просить не играть в наперсток — потому что в наперсток у кидалы выиграть невозможно. А он все равно будет играть.

Признаться, мы уже почти склонны были поверить, что коллеги из упомянутого черниговского издания — сродни заядлым игрокам, искренне считающих, что рекламируют достойных предпринимателей, которые помогают согражданам преодолеть экономический кризис. Или, в худшем случае, не задумываются над мотивами и целями рекламодателей. Не ведают, что творят... Но ничто не бывает вечным. Даже неведение. Последний номер издания укрепил нашу веру в здравый смысл земляков.

«Вариант для Золушки». Так называлась статья на полосе «Закон и беззаконие» под рубрикой «Не будь лохом». В мельчайших подробностях публикация, подготовленная, как следует из текста, по материалам прессы, информировала читателя о разнообразных вариантах «бесплатного сыра» для легковерных. Виды предлагаемых надомных работ, расценки, способы оболванивания... Некоторые детали даже для нас оказались в диковинку. (Например, отказ от закупки готовой продукции — в данном случае выращенных на дому грибов — под предлогом «несоответствия критериям» фирмы-кидалы.)

Был в этой статье некий оттенок покаяния... Под сильным впечатлением от прочитанного мы перелистали газету, желая ознакомиться с телепрограммой на следующую неделю.

«Надомная работа! — кричало как ни в чем не бывало наглое объявление. — Деятельность доступна каждому, доход выше прожиточного уровня. Для подробного ознакомления нужно направить заявку и конверт с обратным адресом...»

Выглядело соседство рекламного и криминального материалов абсолютно патологично. Нам оно почему-то напомнило о сенсационных работах американского психобиолога Р.Сперри о травматическом расщеплении личности (у пациентов Сперри левая рука воистину не ведала, что творит правая).

Не называем черниговский еженедельник, объявление из которого цитировали, по простой причине: он все же раскрыл своим читателям механизм жульничества. Другие местные газеты печатают подобную рекламу, не беря на себя труд разоблачить мошеннические технологии. Однако есть еще один нюанс, подчеркивающий крайне нездоровую ситуацию, которая сложилась сегодня в информационном пространстве Черниговщины. Предприниматели у нас опасаются огласки своей деятельности. Кроме всего прочего — потому, что, засветившись, они вызывают на себя огонь налоговых служб.Почему же явные мошенники дают коммерческие объявления в региональную прессу, ни капли за свою судьбу не опасаясь? Но почему-то никто не торопится проводить по отношению к ним оперативные мероприятия. Есть в таком перманентном «расщеплении сознания» власти по отношению к разным категориям налогоплательщиков некая странность. Может быть, еще более тревожная, чем «раздвоение личности» одной отдельно взятой провинциальной газеты.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно