«ТРАКАМИ» ПО ПОГРАНУСТАВУ

15 сентября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №36, 15 сентября-22 сентября

Нелепая случайность — не более. Именно так, похоже, был квалифицирован в первые минуты инцидент в Одесском морском порту, случившийся вечером 6 августа...

Нелепая случайность — не более. Именно так, похоже, был квалифицирован в первые минуты инцидент в Одесском морском порту, случившийся вечером 6 августа. Однако вскоре он — точно бомба замедленного действия — взорвал партнерские отношения сотрудников местного таможенного поста, транспортников и пограничников. Своеобразным детонатором послужило банальное требование пограничника, адресованное водителю одного из девяти автофургонов, погруженных у причала и покидающих пределы таможенной зоны морвокзала: «Документы, пожалуйста, на груз и «таможенную очистку»! Шофер страшно удивился: «Да ты о чем, зеленая фуражка: какие документы, какая очистка? Нам загрузили товар, мы и везем — пропускай!» Однако «зеленая фуражка» заупрямился — и валка машин у теплохода-парома «Каледония» СК «Укрфэрри» застопорилась…

Причем, как оказалось, на несколько суток! Поскольку попытки пограничников выяснить, растаможен ли пропущенный груз, у партнеров по таможенной смене, возглавляемой Сергеем Доладаренко, точно так же позорно провалились. «Не вмешивайтесь в чужие дела, — прозвучал не то совет, не то разъяснение, — здесь мы хозяева!» Только последовавшее вмешательство группы прибывших сотрудников УСБУ в области охладило пыл «хозяев». Чуть позже прояснилось: на 60-тонный груз — прибывший из Стамбула импортный суррогатный продукт, именуемый в просторечьи жевательной резинкой, — все- таки имеется документ, однако в нем обозначен вес груза… в 150 килограммов!

…Что-то весьма сходное пришлось буквально на днях наблюдать и местным журналистам, с которыми пожелали экстренно встретиться заместитель главы Одесской облгосадминистрации Борис Буркинский вместе с президентом судоходной компании «Укрфэрри» Александром Курляндом, начальником Одесского морпорта Николаем Павлюком и замкомандующего Южным направлением Пограничных войск Украины Степаном Костяком. Объемы морских перевозок и перевалок в портах, как выяснилось из вдохновенных рассказов транспортников, продолжают непрерывно расти. Несмотря даже на искусственные заторы, участившиеся в последнее время в отечественном транспортном конвейере. Возникающие, по словам местной бизнесэлиты, преимущественно из-за слишком принципиальных и непрофессиональных действий контролирующих служб, в частности пограничной. Иногда такую пробку устроят — спасу нет!..

Благородным негодованием полыхали лица одесских транспортников, организовавших своеобразный обмен мнениями на тему «Место Одесского транспортного узла в системе Евроазиатского транспортного коридора». Даже неуместно, казалось, интересоваться: а не вызвано ли это, случайно, фактами контрабанды либо коррупции? Других терзало недоумение: а отчего это, собственно, проблемы Одесского морпорта увязаны в «систему Евроазиатского коридора»? Составной частью «коридора» местный порт ведь никогда не считался. Что, в конце концов, вынужден был констатировать и его начальник Николай Павлюк, который, видимо, накануне встречи не смог отказаться от соблазна приобщиться к стратегическому международному проекту. Дабы с его высоты (как высветилось на пресс-конференции) страстно изобличить в «нарушениях методов» контроля и организовать публичную выволочку офицерам пограноотделения «Черноморье», несущим службу на КПП морвокзала.

Уже через полчаса общения с руководством транспортного узла представители «четвертой власти» осознали: всю силу местного админ- и бизнесресурса решено употребить на то, чтобы добиться изменения погранрежима в морских пунктах пропуска — на максимально либеральный к морским перевозчикам, и в частности судам СК «Укрфэрри». Ибо режим, действовавший в прежние месяцы, откровенно подчеркивалось в пресс-релизе, «больно ударяет по финансовым интересам» людей, работающих на Стамбульской судоходной линии.

Вырулив таким образом из прокрустова ложа соседнего «еврокоридора» на линию «Стамбул— Одесса», организаторы встречи принялись максимально доходчиво (но и принципиально!) рассказывать об ужасающих выходках местных пограничников да эсбэушников, которые бесцеремонно попирают традиции безоблачного и плодотворного сотрудничества в цепи судно—порт—таможня—погранпост. «Мы сегодня говорим, — вновь и вновь популярно разъяснял Н.Павлюк, — о принципиальном подходе к вопросу вот этого грузовладельца, который в общем-то дает работу всем, который дает возможность создавать рабочие места и, конечно, приносит соответствующие доходы в бюджет. Так вот что делается на этой линии в последнее время. Помимо того, что там какой-то досмотр организован, начали почему-то досмотром заниматься пограничники. Сейчас почему-то получили право заниматься им и сотрудники СБУ. Причем они все, наверное, какое-то право имели. Но я считаю, что каждый должен работу выполнять таким образом, чтобы никому не мешать и ни на кого не влиять…» И впрямь: как не вспомнить, что получилось в тот самый вечер 6 августа, когда какие-то требования каких-то плохо воспитанных пограничников на Одесском морвокзале почему-то поддержали каким-то образом сотрудники СБУ, которые, наверное, имеют на это какое-то право?! А вспомнив, можно прямо сказать: ничего хорошего из этого не получилось. Ибо сразу же по прибытию к борту т/х «Каледония» сотрудников отдела «К» УСБУ, как зафиксировано в соответствующих документах, водители остановленного каравана «траков» — в переводе с современного морского на русский «большегрузных грузовиков» — стали быстро выпрыгивать из своих кабин: никакого, дескать, отношения к грузам в кузовах не имеем и вообще к нерастаможенному товару не причастны. Мгновенно прекратилась и выгрузка из трюмов «Каледонии» оставшихся коробов с жевательной резинкой. Да и как было не завопить «полундра!», коль в судовом коносаменте такого наименования груза, как жевательная резинка, вообще не имелось?!

Исходя из вышеприведенного, трудно что-либо возразить организаторам встречи с прессой, определивших возникшую в тот момент ситуацию как «сплошной форс-мажор: расписание сорвано, точной информации нет, перепуганные бизнесмены…» Однако не менее потрясало иное. А именно: позиция начальника морпорта Н.Павлюка, знающего истинные причины этих и других неприглядных обстоятельств и фактов, расследуемых сотрудниками УСБУ в рамках возбужденного уголовного дела, согласно признакам статей 17 и 70 УК Украины. И тем не менее патетически восклицающего: «Надо еще разобраться, кто в этом виновен, кто создал ситуацию!»

Впрочем, изобиловала встреча с прессой и пассажами покруче. Вплоть до размышлений о том, насколько удобнее работать морскому пограничному терминалу вообще без пограничников и других контролирующих служб. Ну а что касается отношения к объектам, действительно входящих в «систему Евроазиатского транспортного коридора», в частности, строительства Южненского нефтетерминала и уже проложенного полутысячекилометрового трубопровода «Одесса—Броды—Гданьск», — так это, по мнению начальника Одесского морпорта, не что иное, как «выбрасывание на ветер государственных средств». Стоит ли говорить, что в контексте этой непоколебимой уверенности транспортников в правоте и непогрешимости все попытки замкомандующего Южным направлением Пограничных войск С.Костяка объяснить действия пограничников на территории портов и других объектов необходимостью соблюдать требования законов и воинского устава просто тонули в нагромождении новых претензий высокого морского начальства?! А когда пресс-конференция вследствие «неправильного понимания» погранслужбой своего места в «системе Евроазиатского коридора» достигла пика публичной «экзекуции», пришлось самим журналистам намекнуть организаторам встречи: а может, все-таки целесообразнее не лишать органы представительной ветви власти да прокурорские структуры зафиксированной за ними известной прерогативы по разработке и принятию нормативных актов, а также надзору за неукоснительным соблюдением?..

Может, и разберутся. Сумела ведь недавно специальная комиссия Ген-прокуратуры Украины во главе с Максимом Ковалевым, выезжавшая в Одесский и другие морпорты региона после обращения пограничников, возобновить уже «прикрытое» за ненадобностью уголовное дело по вышеупомянутому факту контрабанды в особо крупных размерах. Да и неуемные финансовые запросы сверхделовых людей в соседних портах несколько поубавила.

Нет, не нарушали пограничники уставных норм и должностных полномочий, как показала генпрокурорская проверка, ни в Одесском, ни в Южненском, ни в Ильичевском морпортах, содействуя правоохранительным органам во вскрытии фактов контрабанды в особо крупных размерах, коррупции и других правонарушений. Да и что, собственно, может быть убедительнее, чем эти самые неприглядные факты в деятельности некоторых морских перевозчиков да автомобилистов, а также содействующих им некоторых сотрудников морских таможенных пунктов? Вот, к примеру, как действовала в те же летние дни в порту Южный связка таможенников и автомобилистов, в кузова «траков»-автофургонов которых накануне были перегружены десятки тонн дорогостоящих грузов с борта теплохода «Гидрооптик». Сначала три из четырех «траков» с грузом сотрудники таможенного поста под благовидным предлогом ставят в специальную подконтрольную зону порта. А когда при выезде из морпорта водителя флагманского автофургона сотрудники правоохранительных органов останавливают для контроля, остальные «траки» придерживаются местными таможенниками на день-второй в специальной портовой зоне. Чем, понятно, временно блокируют любой контроль. Однако известно: и шила в мешке не утаить, не то что малый караван автофургонов. Как только следующий «трак» из «разорванного» каравана в один из последующих дней все-таки вырулил за пределы порта, сразу же был подвергнут контролю ДАИ. Проверка импортного груза тоже подтвердила: предъявленные водителем документы не что иное, как искусная подделка. В связи с чем очередная крупная партия товаров точно так же, как и в Одессе, а затем в Ильичевске, была задержана и отправлена на соответствующий склад. А по вскрытым фактам возбуждены уголовные дела, согласно признакам статьи 194 ч.2 УК Украины.

Именно таков пока фактический и неопровержимый «сухой остаток» неудержимых попыток мощного одесского властного- и бизнесресурса поставить если не под контроль, то хотя бы «на место» дерзких пограничников, явно неудовлетворительно реагирующих на публичные советы да образцово- показательные «разносы». Особо заметим: пока…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно