Возможности и выгоды аренды государственного имущества субъекты хозяйствования на Тернопольщине используют уже не первый год. В региональном отделении ФГИ на сегодняшний день насчитывается более 300 договоров аренды государственного имущества. И хотя в последние пять лет поступления арендной платы в госбюджет возросли особенно заметно — с 45,4 тыс. гривен в 1998 году до 820 тыс. за 11 месяцев 2003 года — называть использование сдаваемого в аренду госимущества эффективным преждевременно.
Только в прошлом году сотрудники регионального отделения ФГИУ установили немало фактов скрытой (теневой) аренды и невнесения или несвоевременного внесения арендной платы в госбюджет. Так, при проверке Тернопольского военторга №49 — филиала управления торговли Западного оперативного командования Министерства обороны Украины — выяснилось, что некоторые важные нормы украинского законодательства для этого арендодателя будто бы не существуют. Например, при заключении ряда договоров аренды, действовавших с 2001 года, расчет арендной платы был произведен в произвольной форме и не согласован с региональным отделением ФГИУ. А это противоречит «Методике расчета и порядка использования платы за аренду государственного имущества», утвержденной постановлением правительства от 4 октября 1995 года. Не пожелал военторг и перечислять часть арендной платы в госбюджет. Из полученных им более 164 тысяч гривен арендной платы в государственную казну не поступила ни одна копейка! Руководители государственного предприятия проигнорировали предложение представителей регионального отделения ФГИУ добровольно уплатить 30% от этой суммы в государственный бюджет, как требует упомянутая методика.
Ответ со стороны государства логичен — во Львовский хозяйственный суд были направлены 22 иска на общую сумму более 107 тыс. гривен (учтен индекс инфляции и проценты). Судебная инстанция удовлетворила все требования истца и приняла решение: военторг должен уплатить указанную сумму в госбюджет. Но государственное предприятие пока не спешит выполнять решение суда. Торги у военных действительно военные!
Другое предприятие государственной формы собственности — «Тернопольоблтара» — накопило большой опыт теневой аренды. Представители регионального отделения ФГИУ и оперуполномоченный Государственной службы борьбы с экономической преступностью УМВД в области в ходе общей проверки обнаружили два договора аренды недвижимого имущества, находящегося на балансе фирмы. Все, казалось бы, о’кей. Если бы не важный нюанс: срок действия первого договора аренды — на помещение цеха для распиливания древесины и близлежащую территорию (общая площадь — 680 кв.м.) — закончился год назад. Арендная плата была определена в сумме 820 гривен в месяц, без учета индексов инфляции. Тем не менее арендатор ее почти не платил. Факт более чем красноречивый — за весь период аренды на счет «Тернопольоблтары» поступило только 500 гривен (без НДС) и 330 гривен за использование электроэнергии. Второй, без номера, договор аренды тоже был заключен с нарушениями законодательства: не указана арендованная площадь, произвольно определена арендная плата — 225 гривен с НДС и опять-таки без учета индексов инфляции.
Впрочем, оба договора объединяло то, что в них не было предусмотрено направление 30% арендной платы в госбюджет. Кроме того, при заключении договоров не было получено разрешение регионального отделения ФГИУ на право аренды государственного имущества площадью более 200 кв.м. А это — норма Закона «Об аренде государственного и коммунального имущества». Объекты были переданы в аренду без проведения независимой оценки стоимости имущества. В договорах отсутствуют и другие требования законодательства — нет перечня имущества и его стоимости, страховых полисов, оплаченных арендатором за взятое в аренду имущество. Не предусмотрены также порядок использования амортизационных отчислений на восстановление арендованного государственного имущества и условия его возврата, не определены обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности помещений, ответственность сторон по другим вопросам.
Налицо правовой нигилизм со стороны как арендодателя, так и арендатора. Ведь частная фирма из Тернополя, заключившая второй договор, рискует за выполненные работы и оказанные услуги получить убытки. Она обязалась провести капитальный ремонт арендованного имущества с условием, что ее освободят на период ремонта от арендной платы. И такой пункт стороны заложили в договоре, но при этом пренебрегли Законом «Об аренде государственного и коммунального имущества». А в нем четко записано, что выполнение капитального ремонта не освобождает от арендной платы! К тому же арендатор вносит ее независимо от результатов хозяйственной деятельности...
Представители регионального отделения ФГИУ обязали директора фирмы «Тернопольоблтара» привести договора аренды в соответствие с требованиями законодательства, но пока он этого не сделал.
Государство уже долгое время считает поступление средств от приватизации объектов общегосударственной собственности своей палочкой-выручалочкой. Приватизационную статью в доходах госбюджета не случайно называют подтягивающей. Как показал опыт работы регионального отделения ФГИУ, даже на небольшой Тернопольщине эффективная аренда государственного имущества может значительно пополнять государственную казну. Для прозрачной аренды уже разработана достаточная законодательная база. Но арендаторы и арендодатели, использующие государственное имущество только для собственного дохода, изобрели иную логику: если в законе нет дыр, его нужно просто отбросить.