ПРАВОВОЙ ФУНДАМЕНТ НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ

19 мая, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск № 20, 19 мая-26 мая 1995г.
Отправить
Отправить

Все мы хорошо знаем, что современная политическая ситуация в Украине характеризуется обострением...

Все мы хорошо знаем, что современная политическая ситуация в Украине характеризуется обострением политического, социально-экономического и духовного кризиса, вызванного как объективными, так и субъективными причинами переходного периода, в котором находится молодое украинское государство. Положение усложняется и кризисом власти, ее неспособностью использовать мощный экономический и интеллектуальный потенциал Украины, а также коррумпированностью государственного аппарата.

Украина до сих пор остается без новой Конституции, в которой были бы расставлены современные политические, экономические и социальные акценты — новый конституционный путь возрождения и развития государства. Вместо принятия новой Конституции продолжается бесплодная дискуссия вокруг так называемого Закона о власти, начатая еще бывшим Президентом.

Сегодня именно отсутствие нового Основного Закона государства сдерживает проведение как политических, так и экономических реформ.

Учитывая сложившиеся обстоятельства, с помощью значительного научного потенциала правоведов, ХДПУ разработала целый ряд фундаментальных правовых актов, которые должны были бы стать надежной правовой основой новой политической системы Украины. Это прежде всего проект новой Конституции, а также проекты новых законов о выборах в парламент Украины, о политических партиях. Все эти документы были опубликованы в прессе и в целом получили одобрение общественности. Они также официально внесены в порядке законодательной инициативы в Верховный Совет Украины. Поскольку упомянутые проекты публиковались в разное время и в разных средствах массовой информации, есть необходимость в комплексном их комментарии.

Проект Конституции, подготовленный конституционной комиссией ХДПУ, сравнительно с другими подобными проектами является концептуально новым в своих основных положениях. Это касается и заложенной в нем президентской формы государственного правления, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, механизма сдерживания и противовеса между ними, и двухпалатной структуры парламента, особенностей его избрания и деятельности, системы и структуры государственной исполнительной власти, ее организации в центре и на местах, построения единой судебной системы, муниципального самоуправления, новой избирательной системы, места и роли в жизни общества и государства Церкви и христианской морали.

По нашему проекту Украина является демократическим правовым государством, образованным на основании суверенного самоопределения украинской нации. Государство и гражданское общество должны развиваться на основах демократии, верховенства закона и права, социально ориентированной рыночной экономики и на основе христианских ценностей. В центре гражданского общества должен быть человек, его жизнь и здоровье, права, свободы и интересы. Проект предусматривает в связи с этим комплекс необходимых правовых гарантий экономической свободы граждан, в том числе частной собственности, частного предпринимательства и т.д. Наш проект предусматривает Украину социальным государством, которое базируется на принципах социальной справедливости (а не уравниловки) и социального партнерства. Украина закрепляется светским государством. При этом Христианская Церковь определяется национальной.

В проекте Конституции закрепляется новая избирательная система, гарантирующая как мажоритарное представительство, так и пропорциональное представительство политических партий и голосование по партийным спискам. Эта система будет способствовать политическому структурированию общества, а значит, и парламента, поднимет роль партий в общественной жизни, стабилизирует само общество.

Это основные положения проекта Конституции. В их развитие ХДПУ подготовила проект закона о выборах в Национальное Собрание Украины, носящий творческий, новаторский характер. Он станет шагом на пути усовершенствования избирательного законодательства Украины.

Существенной новинкой этого законопроекта (сравнительно с действующим избирательным законом Украины) является то, что в нем предлагается смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система, согласно которой половина состава нижней палаты Национального Собрания Украины — Палаты депутатов должна избираться на основании мажоритарной избирательной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, на которые делится вся Украина, а вторая их половина — по пропорциональной системе по единому общеукраинскому многомандатному избирательному округу, по партийным спискам кандидатов в депутаты, составленным политическими партиями или их объединениями — политическими блоками.

Такой порядок проведения выборов в случае его принятия будет способствовать, во-первых, политическому структурированию всего нашего общества, становлению тех политических партий, которые пользуются наибольшей поддержкой в основной массе народа, и вместе с тем не нарушит тех традиционных связей депутатов с избирателями, населением соответственных территориальных избирательных округов, которые обеспечивает мажоритарная избирательная система. Во-вторых, это позволит в перспективе иметь Украине политически структурированный парламент с организованным в коалицию большинством и конструктивной оппозицией, т.е. законодательный орган, способный работать плодотворно, эффективно. Другим не менее важным нововведением этого законопроекта есть значительное усиление судебного контроля за надлежащим проведением выборов, который, как известно, является наиболее объективным контролем. В соответствии со статьями 8 и 42 законопроекта этот контроль возлагается на Верховный суд Украины. Он же по представлению Центральной избирательной комиссии должен оглашать результаты выборов, а также принимать окончательное решение по жалобам на решения самой Центральной избирательной комиссии о признании выборов недействительными.

Существенно изменен (сравнительно с действующим избирательным законом Украины) и порядок определения результатов выборов. Согласно законопроекту выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% от количества избирателей, внесенных в списки по данному избирательному округу. А кандидат в депутаты или сенаторы является избранным, если он получил на выборах больше голосов избирателей, чем другие кандидаты, балатировавшиеся по данному избирательному округу, но не менее 5% голосов от общего количества зарегистрированных избирателей.

По-новому решается также вопрос и в отношении повторного голосования. Избранным считается тот кандидат в депутаты или сенаторы, который получил больше голосов избирателей относительно иных кандидатов в депутаты или сенаторы при любой явке избирателей на повторное голосование.

Таким образом, в законопроекте максимально учтены те критические замечания и предложения, которые высказывались по поводу несовершенства порядка определения результатов выборов в ходе избирательной кампании 1994 года. Новый порядок, в случае его воплощения в жизнь, даст возможность проводить выборы, как правило, в один тур, при минимальных затратах на их проведение.

Кое-кому может показаться, что законопроект, снизив процент явки избирателей на выборы с 50 до 25 процентов, сужает демократические основы выборов. Однако это совсем не так, если принять во внимание то обстоятельство, что участие в выборах является лишь правом, а не обязанностью каждого гражданина Украины.

В законопроекте, подготовленном Христианско-демократической партией Украины, есть и другие нововведения, однако они уже напрямую связаны с разработанным и внесенным ею же проектом новой Конституции Украины, согласно с которой предлагается вместо Верховного Совета Украины иметь Национальное Собрание Украины, состоящее из двух палат — Палаты депутатов и Сената, вместо существующего административно-территориального деления Украины — ее земельное деление.

Принципиальной особенностью проведения выборов в Сенат является прежде всего то, что сенаторы должны избираться по мажоритарной системе относительного большинства на земельных и столичном многомандатных избирательных округах, по три сенатора от каждой земли и столицы Украины.

В законопроекте, как и в действующем законе о выборах народных депутатов Украины, регламентируются все основные стадии избирательного процесса, однако с учетом отмеченных выше нововведений и опыта проведения последних избирательных кампаний.

Что же касается порядка принятия этого законопроекта, то в целом он может быть рассмотрен Верховным Советом Украины после решения в действующей или новой Конституции Украины вопроса о названии и структуре парламента Украины, а также об избрании именно смешанной избирательной системы. Однако уже сегодня этот законопроект может быть использован при совершенствовании действующего избирательного законодательства.

Логическим продолжением проекта новой Конституции Украины и проекта закона о выборах в Национальное Собрание Украины является также и разработанный ХДПУ проект закона о политических партиях, которые должны стать не только главным субъектом избирательной системы, но и главным фактором новой политической системы Украины вообще. Разрабатывая этот закон, ХДПУ исходила из того, что правовые вопросы образования и деятельности политических партий в Украине отрегулированы недостаточно, а те, что определенным образом и разработаны, теряются среди других положений общего закона Украины об объединениях граждан.

Политические партии не являются обычными объединениями граждан, а объединениями именно общественными. Причем объединениями не по каким-либо интересам, а по сугубо политическим взглядам. Именно поэтому о партиях должен существовать отдельный закон. Вот и возникла не только необходимость уточнения отдельных положений действующего законодательства в отношении политических партий, не выдержавших испытания временем и устранения соответствующих правовых пробелов в этом вопросе, но и необходимость разграничения в законодательном плане норм об объединениях граждан вообще и норм о собственно политических партиях.

Принятие отдельного закона о политических партиях безусловно будет стимулировать процесс укрепления партий как организационно, так и в материально-финансовом плане, а значит, и повышения их роли в жизни общества.

Исходя из того, что главной целью любой политической партии есть завоевание власти и что это должно делаться демократическим путем через парламентские выборы, возникла необходимость привязки деятельности политических партий непосредственно к самому избирательному процессу. Что и сделано в предложенном ХДПУ проекте закона о политических партиях, разработанном на основе широкого использования европейского и мирового опыта деятельности политических партий.

Это общее замечание к проекту закона. Что же касается содержания и особенностей, то это и концептуально, и по содержанию новый документ, комплексно решающий все вопросы касательно деятельности политических партий, начиная от их образования до оснований и порядка запрещения деятельности или добровольного ее прекращения.

В частности, проект, сравнительно с действующим законодательством, уточняет уставные задания и цель партии, которые отражаются в участии в выработке государственной политики и формировании политической воли граждан на выборах, во влиянии на политическую деятельность парламента и правительства, в осуществлении политического воспитания населения.

По-новому решается вопрос в отношении политических группировок, руководящие центры которых находятся за границей. По действующему законодательству такие группировки признавались партиями, но их деятельность запрещалась законом. По проекту же такие группировки партиями не признаются, не подлежат регистрации и действовать на территории Украины не могут.

Действующим законодательством недостаточно отрегулированы основания касательно запрещения и ликвидации политических партий. В проекте эти основания уточнены, четко определены и не могут быть расширены. Надлежащим образом отрегулированы важные вопросы членства в партии, особенно моменты, касающиеся ограничения на членство, что отсутствует в действующем законодательстве.

Особое внимание уделено вопросам устава и программы партии, порядка их принятия, внесения изменений и дополнений. Регламентированы вопросы внутрипартийной демократии.

Введены новые нормы, всесторонне регламентирующие вопросы использования названия и партийной символики. Более четко отрегулированы вопросы порядка регистрации политических партий. Предусмотрены новые понятия лишения и потери регистрации и их правовые последствия. В частности, они рассматриваются не как меры наказания, а как объективная фиксация отсутствия необходимых для существования партии условий и признаков. Особое внимание уделено регламентации основ построения и деятельности партии, в том числе порядка создания региональных очагов партий, формирования руководящих органов партии и порядка их деятельности, порядка принятия решений руководящими органами и пр. Эти нормы очень важны для нашей страны, в которой партийная деятельность в течение длительного времени имела значительные деформации.

Регламентированы отношения политических партий с государством, в частности, широко выписаны права политических партий, начиная от права на распространение информации о своей деятельности, на учреждение собственных средств информации, проведение публичных мероприятий, на участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, права на внесение предложений в органы государственной власти, на участие в формировании органов государственной исполнительной власти и муниципального самоуправления, заканчивая правом партий на создание определенных общественных организаций (детских, юношеских и т.д.).

Провозглашается государственная гарантия права политической партии на достаточность ее средств для осуществления уставных задач, в частности, путем погашения издержек на проведение избирательной кампании, ежегодных определенных отчислений из государственного бюджета на ведение уставной деятельности, предоставление права на осуществление общественной деятельности в пределах устава, предоставление разрешения на получение в строго определенном порядке финансовой помощи с иных источников, освобождение политических партий от налогов и сборов.

В этом плане, в частности, четко отрегулированы формы финансирования политических партий, их имущественные льготы, которые гарантируются государством, вопросы осуществления определенной предпринимательской деятельности и т.д.

В проекте закона четко отрегулированы вопросы финансовой отчетности политической партии, ее содержания, форм и порядка.

Отдельный раздел проекта посвящен вопросам государственного контроля за деятельностью политических партий и ответственности за нарушение законодательства о политических партиях.

Завершается проект разделом о международной деятельности политических партий, об их праве учреждать международные союзы, право вступать в такие союзы в случае, если они не имеют общих руководящих органов.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что проект новой Конституции Украины и проекты законов о выборах и политических партиях, разработанные ХДПУ, являются органичным правовым фундаментом для становления новой политической системы нашего государства, который не только даст возможность укрепить государственность, но и будет способствовать успешному проведению экономических преобразований, поскольку снимается с их пути та политическая неопределенность, которая есть сегодня в Украине. Христианские демократы призывают все политические силы поддержать законодательные инициативы ХДПУ, поскольку они направлены на благо наших людей и Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК