ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

24 января, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск № 3, 24 января-31 января 2003г.
Отправить
Отправить

Юридическое образование в Украине — это ключевая область высшего образования в сложившейся социально-экономической ситуации, когда народ борется за свою государственность...

Виталий Журавский

Юридическое образование в Украине — это ключевая область высшего образования в сложившейся социально-экономической ситуации, когда народ борется за свою государственность. Строительство правового государства, реформы политической и судейско-правовой системы настоятельно требуют развития юридического образования в Украине.

Концептуально развитие юридического образования мы рассматриваем в контексте Конституции Украины, Закона Украины «О высшем образовании», Программы развития юридического образования на период до 2005 года, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины от 10 апреля 2001 года № 344, других законодательных актов, обеспечивающих утверждение верховенства права, надежной защиты прав человека и гражданина, внедрение цивилизованных форм общественной жизни.

Произошло качественное изменение социальной значимости юриспруденции. Юридическая профессия стала одной из наиболее престижных. Вместе с тем шаги по реформированию юридической сферы в государстве ограничиваются областью законодательства и перестройкой юридической практики. Эффективность реформирования как в правовой сфере, так и в масштабах всего общества непосредственно зависит от уровня квалификации юридического корпуса государства. Сегодня насыщенность страны юристами недостаточна. Их подготовка осуществляется в основном для правоохранительных органов, где сосредоточено подавляющее большинство юридических кадров. Вместе с тем в органах государственной власти и управления, в сфере экономики многие должности, требующие правовой подготовки, замещаются специалистами без юридического образования. Да и в системе правоохранительных органов специалистов с высшим юридическим образованием маловато.

Сложное положение со специалистами среднего звена в судах (судоисполнители, завканцеляриями, секретари судов и секретари судебных заседаний). В органах записи актов гражданского состояния около 60% сотрудников не имеют специального образования.

Принципиальные изменения в деятельности государственного аппарата, правовом регулировании в сфере экономики, финансов, торговли, переход общества к социально ориентированной рыночной экономике требуют качественных изменений в идеологии и методике подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Следовательно, сегодня абсолютно четко должна быть очерчена модель специалиста-юриста и, как ее составляющие, модель личности и модель подготовки. Модель специалиста должна отвечать требованиям к профессионалам-юристам будущего.

Система высшего юридического образования сегодня сложна и взаимодействует с политическими, экономическими, культурными и социальными системами. В этих условиях высшее юридическое образование не может быть пассивным, а должно существенно и динамично влиять на окружающую среду, формируя цивилизованное демократическое правовое поле. В этом заключается его положительная роль и просветительская миссия.

Основными принципами универсальности высшего юридического образования должны быть:

1) Высшее юридическое образование должно способствовать становлению культа согласия и мира в обществе.

2) Доступ к высшему юридическому образованию всех, кто для этого имеет необходимые способности, мотивацию, а также адекватную подготовку на всех этапах профессиональной юридической деятельности на протяжении всей жизни.

3) Предназначение высшего юридического образования в том, чтобы предоставлять не только фундаментальные и профессиональные знания, но прежде всего воспитывать законопослушного гражданина демократического государства.

4) Высшее юридическое образование должно использовать различные формы работы для того, чтобы удовлетворять правовые нужды граждан.

Универсальный подход, связанный с конкретными условиями дня нынешнего и характером образования в целом, позволит лучше определить основные направления развития высшего образования, ориентировку их на конечный результат.

Тенденции и проблемы в системе высшего юридического образования позволяют очертить пять направлений, а именно: соответствие высшего юридического образования современным требованиям, содержание образования, качество образования, финансирование и управление, сотрудничество и социальное партнерство.

С момента провозглашения независимости государство существенно повлияло на формирование собственной системы высшего юридического образования. Сформирована сеть высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юридических кадров по образовательно-квалификационным уровням младшего специалиста, бакалавра, специалиста и магистра. На сегодня в состав сети входят 189 высших учебных заведений І—ІV уровней аккредитации. Среди них 134 принадлежат к государственной форме собственности и 55 — к другим формам собственности. В том числе Министерству образования и науки Украины подчинено 60 высших учебных заведений, из них 35 ІІІ—ІV уровней аккредитации и 25 — І—ІІ уровней аккредитации. Общий лицензированный объем составляет почти 27 тыс. вакантных мест, из них 82% принадлежат высшим учебным заведениям государственной формы собственности. Сеть по лицензированному объему обеспечивает четыре вакантных места на 10 тыс. населения Украины, из них 3,5 приходится на высшие учебные заведения государственной формы собственности. Доля 55 других учебных заведений в формировании потенциала сети незначительна и составляет 0,5 вакантного места на 10 тыс. населения Украины.

Из 189 высших учебных заведений далеко не все получили право на предоставление образовательных услуг в соответствии с процедурой, установленной Кабинетом министров Украины от 11 февраля 1996 года (постановление № 200). Это постановление правительства регламентирует порядок организации образовательной деятельности с обязательной проверкой профессиональным советом. Он проверяет соответствие высших учебных заведений лицензионным требованиям в отношении кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения. Сегодня имеем неединичные случаи, когда учебные заведения без ведома МОНа и профессионального совета открывают обособленные структурные подразделения, осуществляющие образовательную деятельность по специальности «Правоведение» с нарушением лицензионных требований.

Мы предложили после соответствующего решения коллегии МОН указывать в лицензии учебного заведения его отделенные структурные подразделения, специальности и конкретные лицензированные объемы к ним. Это заставило многие учебные заведения отказаться от вышеупомянутой специальности и даже закрыть подобные структурные подразделения.

МОН планирует осуществить проверку остальных учебных заведений, нарушивших условия лицензирования. Такая проверка, в том числе и с участием Высшего профессионального совета, будет осуществлена в ближайшее время.

В высших учебных заведениях, подчиненных Министерству образования и науки Украины, по государственному заказу было зачислено на первый курс на подготовку специалистов по направлению «Право» по всем образовательно-квалификационным уровням в 2001 году — 8035 человек, а в 2002 году — 8457 человек.

Потенциал сети подготовки юристов в разрезе регионов существенно дифференцирован. Лицензированный объем в расчете на 10 тыс. населения регионов составляет: северный — 10,2 вакантного места, восточный — 4,7, южный — 3,0. Западный и центральный регионы имеют по два вакантных места. Как результат, объем подготовки специалистов по направлению «Право» распределен по регионам неравномерно. Он сконцентрирован в основном в северном и восточном регионах. Следует подчеркнуть, что лицензированный объем преимущественно приходится на высшие учебные заведения МВД, Национальную юридическую академию имени Ярослава Мудрого, Национальный университет имени Тараса Шевченко, Одесскую национальную юридическую академию, Государственную академию налоговой службы, Львовский национальный университет имени Ивана Франко, Военный институт при Национальном университете «Львовская политехника». Лицензированный объем этих высших учебных заведений по программам специалиста, магистра составляет около 80 процентов общего лицензированного объема по этим образовательно-квалификационным уровням направления «Право».

Неравномерное распределение высших учебных заведений и лицензированного объема порождает определенные социальные проблемы, поскольку для молодежи различных регионов создаются неравные возможности для получения высшего юридического образования. Сегодня необходимо при планировании зачисления учитывать материальное положение рядовой семьи, которая пока не имеет финансовой возможности отправить выпускника школы на учебу в отдаленную область, город.

Вместе с тем не все высшие учебные заведения, особенно непрофильные, получившие лицензию на право подготовки юристов, обеспечивают их качество на уровне государственных требований.

Что сегодня может способствовать внутренней интеграции области высшего юридического образования? Это — кардинальное обновление содержания образования. Оно еще значительно отстает от глобальных тенденций развития общества, от нужд формирования свободной личности в условиях демократизации общества. Все больше проявляется такая серьезная проблема, как недостаточное соответствие образовательной юридической сферы характеру и содержанию украинских реформ. Попытки модернизировать содержательную сторону на всех уровнях за счет введения в учебные планы отдельных учебных дисциплин или увеличения объемов только привели к перегрузке студентов. Это лишило их возможности углублять свои знания самостоятельно, приобретать навыки самообразования. Перегрузка студентов регламентирована аудиторной работой. В учебных заведениях еще не прижился культ знаний, что существенным образом, учитывая высокий уровень профессионального юридического образования, помогает выпускникам находить свою нишу на рынке труда. Главная задача заключается в постоянной адаптации содержания высшего юридического образования посредством образовательных и профессиональных программ к нуждам общества.

На этом этапе нужна система трансформации содержания высшего юридического образования на основе научно обоснованной программы, которая предусматривала бы создание механизма непрерывного обновления содержания.

Только через содержание высшего юридического образования и качество обучения можно достичь этих целей.

Во-первых. Необходимо срочно завершить разработку государственных стандартов высшего юридического образования. Это даст возможность определить критерии относительно способности вуза осуществлять подготовку юридических кадров.

Во-вторых. В соответствии с требованиями стандартов, сформировать содержание высшего юридического образования по образовательно-квалификационным уровням, предусмотрев их преемственность и непрерывность.

В-третьих. В соответствии с требованиями государственных стандартов, провести ряд организационных мероприятий, связанных с реализацией содержания образования посредством кадрового и учебно-методического обеспечения, материально-технической базы, системы доступа и диагностики знаний. Принятие государственных стандартов высшего юридического образования обеспечит условия и ответственность за предоставлением качественных образовательных услуг в соответствии с требованиями этих стандартов.

Актуальным является решение еще одной проблемы — нужно срочно обеспечить высшие юридические учебные заведения соответствующей организационно-распорядительной и методической документацией.

Этот индикатор — функция качественных характеристик составляющих юридического образования, аргументы которого — качество научно-педагогических кадров, качество учебных программ, качество знаний студентов; качество инфраструктуры, внутренняя и внешняя среда; систематическая оценка и регулирование.

Качество научно-педагогических кадров играет определяющую роль в условиях трансформации общества к новым социально-экономическим отношениям. Задачи, которые выполняют юридические высшие учебные заведения, имеют высокий уровень сложности. Следовательно, это требует от научно-педагогического персонала не только высокого уровня компетентности, но и воли занимать передовые позиции, исходя из этических ценностей в соответствии с требованиями качества.

Политика обеспечения качества требует создания эффективной системы отбора научно-педагогических кадров на основе их способностей и умения осуществлять учебно-воспитательный процесс.

Не меньший вес в реализации политики качества имеет система управления служебной карьерой преподавателей, признание их социального статуса и финансовое обеспечение этого статуса.

Качество преподавательского персонала во все большей мере будет зависеть от его реакции на радикальные изменения в сфере информатизации и технологизации учебного процесса. В современных условиях необходимо широко использовать возможности новых информационных и коммуникационных технологий, реализовывать новаторские концепции и методы. При нынешней финансовой ограниченности это сложная задача. Она заключается в обеспечении вузов современной компьютерной техникой и создании на базе ведущих юридических учреждений системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей в плане применения в учебном процессе информационных и телекоммуникационных технологий.

Для улучшения юридического образования в условиях адаптации законодательства Украины к международным и европейским стандартам необходимо:

— завершить разработку и внедрение государственных стандартов высшего юридического образования с одновременным внедрением системы государственного контроля за уровнем профессиональной подготовки юристов;

— изучить состояние обеспечения юридическими кадрами с высшим образованием органов государственной исполнительной власти, правоохранительных, судебных органов социальной защиты населения и определить потребности в специалистах по уровням подготовки и специализациям;

— разработать и утвердить перечень должностей, которые могут занимать выпускники высших учебных заведений с юридическим образованием в соответствии с образовательно-квалификационным уровнем;

— предусмотреть новые специализации в юридических учебных заведениях с учетом современных видов юридической практики;

— развивать международные связи в юридическом образовании, связанные с разработкой учебных программ и иных компонентов образования, направленных на интеграцию юридического образования в мировое образовательное пространство;

— создать гибкую разветвленную систему последипломного образования путем переподготовки и повышения квалификации специалистов по новым направлениям юридической науки и практики с оптимальными сроками, периодичностью обучения и обеспечением обновления его содержания;

— разработать и принять государственную программу поддержки издательств, выпускающих юридическую литературу.

Работы много. Но это благородный труд в интересах государства и наших граждан.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК