ПОЕЗД УКРАИНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ИДЕТ НА ЗАПАД

24 апреля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 17, 24 апреля-7 мая 1997г.
Отправить
Отправить

В конце марта Европейской комиссией (ЕК) было принято решение о начале финансирования в рамках программы ЕС TACIS одного из крупных проектов (2,8 млн...

В конце марта Европейской комиссией (ЕК) было принято решение о начале финансирования в рамках программы ЕС TACIS одного из крупных проектов (2,8 млн. экю) создания украинско-европейского консультативного центра по вопросам законодательства (далее - Центр). В определенном смысле, считают в верхах, его можно рассматривать как первый реальный шаг вхождения нашей страны в европейское содружество.

«История проекта, - сказал в беседе с корреспондентом «ЗН» один из координаторов проекта, специальный советник председателя ВР Виталий Мельничук, - восходит к октябрю 1995 года, когда ВР ратифицировала договор о сотрудничестве и партнерстве с ЕС. Статья 51 договора констатирует необходимость гармонизации основных законодательных норм Украины и ЕС».

С начала 1993 года программа TACIS через свою Европейскую экспертную службу предоставляет Украине консультативную помощь в правовой и иных сферах государственной деятельности. В основном эта помощь сосредоточена в области подготовки Гражданского кодекса, разработки парламентских процедур и банковского законодательства (консультант ЕС оказывал также помощь во время работы над текстом новой Конституции Украины).

Техническую помощь в вопросах законодательства предоставляют Украине и другие зарубежные доноры. В настоящее время прорабатывается проект правовой реформы, который может быть поддержан кредитом Всемирного банка на 1997 год в размере 30 млн. долларов. Правительство Германии оказывает помощь ВР, администрации Президента, Минэкономики и другим министерствам путем проведения семинаров и просветительских поездок по Германии и Украине. Агентство международного развития США профинансировало проект развития парламентаризма, включая организацию соответствующих информационных систем.

В процессе выполнения работ, связанных с оказанием международной технической помощи Украине в правовых вопросах, рассказывает В.Мельничук, стало понятно, что сотрудничество достигло той стадии, когда нужна концентрация прежде разрозненных проектов. И тогда ЕК выступила инициатором создания Центра, который бы свои усилия согласовывал с деятельностью остальных доноров и дополнял ее. Особое внимание предполагается уделить координации с немецкой правительственной программой «Трансформ» оказания технической помощи России, Украине и Белоруссии (сегодня группа экспертов этой программы трудится над проблемами макроэкономической политики в Минэкономики). А поскольку, согласно Конституции и сложившейся практике, основными субъектами законодательной инициативы выступают депутаты и постоянные комиссии ВР, Президент Украины и Кабмин, они и стали вместе с экспертами ЕС разработчиками технического задания на создание Центра.

По словам В. Мельничука, Центр ориентирован на решение четырех основных задач: 1) согласование законодательной системы Украины с аналогичной системой ЕС путем передачи ноу-хау и лучшего опыта разработки правовых актов европейских стран; 2) создание системы развитого информационно-документального обслуживания с доступом к соответствующим базам данных стран ЕС; 3) согласование новых законодательных актов с общими целями экономической политики; 4) привлечение к работе на паритетных началах зарубежных и местных экспертов, дабы усилить наши собственные возможности в разработке правовых документов на международном уровне.

Далее был объявлен тендер по этому проекту. В тендере приняли участие солидные консультативные фирмы или их консорциумы из Италии, Испании, Португалии, Германии, Великобритании, Дании. Предпочтение отдавалось тем, кто имел опыт работы в странах с переходной экономикой. В итоге тендер выиграл давно работающий в Украине немецкий Фонд правового сотрудничества. 11 апреля ЕК подписала с ним контракт, и уже в мае Центр начнет работать

Из технического задания на создание Центра

Помощь будет представлять собой разработку стратегических направлений правовой реформы, концепций законодательных актов с комментариями к ним, вариантов оценки законопроектов в целом и изменений к ним. Она должна оказываться по четырем направлениям, что найдет свое отражение как в структуре Центра, так и в профиле экспертов. Так, первая группа экспертов будет заниматься проблемами права в сфере внутриэкономической деятельности, вторая - во внешнеэкономической сфере, третья - кодификацией законодательства. Четвертая группа будет консультировать первые три группы и организации-партнеры (ВР, КМ, АПУ) по вопросам макроэкономики.

Основная цель создания библиотечно-документального отдела - быстрое реагирование Центра на запросы. Он будет функционировать в качестве депозитария всех материалов, наработанных в процессе реализации программы TACIS. С его помощью будет обеспечен доступ к соответствующим базам данных стран ЕС.

Центр планирует проводить семинары для обсуждения актуальных проблем законодательного процесса и распространения передового опыта, выводов и рекомендаций Центра, а также конференции для информирования партнеров об аспектах законодательных концепций и прогнозировании возможных последствий принятия новых правовых актов.

Группы экспертов будут выпускать сборник «Украинские юридические ведомости» на украинском и английском языках и продолжать издавать хорошо зарекомендовавший себя отчет «Тенденции украинской экономики».

Казалось бы, что, кроме чувства благодарности, может вызвать описанный выше проект. Но мы с вами живем, увы, в мире, где у родины исполнительного директора, как известно, нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, но есть постоянные интересы. Надеюсь, никого не нужно убеждать, что тот же самый тезис справедлив и по отношению к другим странам ЕС. А посему фраза из техзадания «Центр не будет представлять точку зрения ни Европейского союза, ни Европейской комиссии» погружает в некоторую задумчивость. Уже хотя бы потому, что львиная доля технической помощи западных доноров направлена на «эксклюзивное» совершенствование экономического законодательства. При этом украинская часть персонала Центра больше ориентирована на представительские и технические функции, чем на содержательные. Случайность? Как сказать…

Дело в том, что межправительственные финансовые структуры типа программы TACIS существуют преимущественно за счет вкладов богатых стран. И являются они никак не благотворительными, а сугубо коммерческими учреждениями. В конечном счете наших высокопоставленных спонсоров интересует одно: расширение рынка сбыта товаров и услуг своих стран. Этого можно достичь самыми разными путями - в том числе и с помощью соответствующим образом сформулированного экономического законодательства стран-реципиентов «безвозмездной» технической помощи.

Да, внешне все будет в лучшем виде гармонизировано с западным правом. Но при этом рынок реципиента рискует превратиться в эдакий полупроводник, где поток товаров и услуг окажется наиболее интенсивен лишь в определенном направлении. И произойти сие может по одной простой причине: то, что хорошо для богатого и здорового, часто бывает не слишком удачно для бедного и больного.

Подобный режим «гармонизации» уже стал причиной бесконечных жалоб стран третьего мира. Украина, оказавшись в результате проведения «радикальных экономических реформ» в той же когорте, лишь занимает очередь в кассу «международной помощи» и потому еще не так хорошо знакома с условиями и последствиями ее предоставления. Нет, нет, упаси Бог, я не призываю к полному отказу от нее. Но как учил нас мудрый Козьма Прутков: «Бди!»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК