Еще до того как мир узнал о массовых убийствах российскими солдатами мирных украинских граждан в Буче, Бородянке и других городах, Международный уголовный суд (МУС) начал расследование военных преступлений в Украине: наша страна хоть и не ратифицировала Римский статут, но подписала его. Однако украинские юристы и правозащитники и дальше добиваются от украинской власти ратификации этого документа.
О том, почему Украине необходимо сделать этот шаг — рассказал ZN.UA эксперт по международному уголовному праву, заместитель генерального прокурора Украины в 2019–2021 годах Гюндуз МАМЕДОВ.
— Гюндуз Айдынович, зачем Украине ратифицировать Римский статут? Лишь для того, чтобы выполнить свои обязательства в рамках Соглашения об ассоциации Украина—ЕС?
— Для начала хотел бы развеять иллюзии о том, что открытие расследования МУС по Украине, — это украинская заслуга. Или что в иных условиях это произошло бы и без ратификации Римского статута (РС). Так, хотя органы власти Украины совместно с правозащитниками с 2016 года приложили массу усилий для налаживания работы с Офисом Прокурора Международного уголовного суда (МУС) и направления доказательств совершенных Россией тяжких преступлений (к ним относятся военные преступления, преступления против человечности, преступление агрессии и геноцид), важно честно признать — открытие расследования по Украине стало возможным именно благодаря обращению 42 стран — членов МУС.
Возможность обратиться и избежать дополнительных процедур перед открытием расследования у этих стран была именно благодаря ратификации РС. К сожалению, обращение беспрецедентного количества стран в МУС по ситуации в Украине стало возможным именно из-за нового этапа агрессии, начатой Путиным и другими членами высшего руководства РФ 24 февраля. Без этих обстоятельств именно ратификация Римского статута являлась одним из ключевых условий дальнейшего прогресса по делу.
Но даже теперь ратификация Римского статута имеет важный практический смысл: сейчас Международный уголовный суд имеет права, а Украина — только обязанности и никакого влияния на процессы. Когда Верховная Рада ратифицирует Статут, а Украина станет членом Ассамблеи стран — участниц МУС, это даст и нашей стране возможность получить права.
Ассамблея собирается как минимум раз в год. Именно там Украина получит (при условии ратификации РС) возможность влиять на административные вопросы внутри Суда. Под такими вопросами имею в виду возможность предлагать кандидатуры судей, прокуроров, голосовать за их назначение, влияние на бюджет организации, распределение средств.
К примеру, Франция выделила 400 тысяч евро на поддержку расследования по Украине. Но уже сейчас раздаются голоса, что это несправедливо по отношению к другим расследованиям. В случае же участия Украины в Ассамблее стран — участниц МУС у нас появится возможность полноценно отстаивать свои интересы и кооперироваться с нашими партнерами. И эта аргументированная позиция будет услышана.
Не менее важно и то, что работа с Судом позволит повысить профессиональный уровень наших специалистов, которые смогут быть назначены на те или иные должности.
Кроме прочего, ратификация Римского статута — важный шаг для популяризации международного уголовного права и самого МУС, и их роли для всего мира в предотвращении безнаказанности за международные преступления и построении мира.
Ратифицируя данный документ, Украина продемонстрирует приверженность международному праву, готовность решать любые международные или территориальные споры мирным правовым путем. Такой шаг с нашей стороны — это вклад в общее дело всего цивилизованного общества в предотвращение подобных страшных вооруженных конфликтов в будущем, предупреждение потенциальных преступников и диктаторов.
— По информации ZN.UA, тогда как президент и премьер выступают за ратификацию Римского статута, украинские военные — против этого. Один из их аргументов — Россия будет пытаться использовать инструменты МУС для преследования украинских солдат, заваливая Суд сфабрикованными делами против них. Вот и США не просто не ратифицировали, но и отозвали свою подпись под Римским статутом, опасаясь преследования американских военнослужащих. Вы работали в Офисе генпрокурора и знакомы с этими аргументами наших силовиков. На ваш взгляд, насколько обоснованы опасения украинских военных?
— Во-первых, сразу хочу отметить тот факт, что Украина уже признала юрисдикцию МУС на своей территории, поэтому факт ратификации уже не влияет на то, кого Суд может преследовать.
Во-вторых, МУС полностью независимый и нейтральный орган. Повлиять на него в этом вопросе невозможно. К примеру, была такая попытка по ситуации в Кении, когда руководство страны обвинялось в преступлениях против человечности из-за гибели более 1100 человек в ходе конфликта, последовавшего за президентскими выборами в 2007 году. Тогда Пол Гичера — адвокат одного из обвиняемых — предположительно повлиял на свидетелей путем подкупа и коррупционного влияния. И по этому делу уже идет расследование.
В-третьих, прокурор МУС сам ведет расследование и решает, на какие факты стоит обращать внимание. Вероятнее всего, он будет заниматься только самыми сложными случаями. Например, такими как удар по Драмтеатру в Мариуполе, где находились сотни мирных жителей, или массовые убийства людей в Буче и других населенных пунктах Киевской области. Первопричиной всех этих преступлений были действия России.
Обмен опытом с МУС позволит нам выстроить и усовершенствовать собственную систему правосудия по всем международным преступлениям. Напомню, что расследование большей части преступлений вследствие российской агрессии — это наше домашнее задание. Не стоит рассчитывать, что МУС или другие страны сделают эту работу за Украину.
Для того чтобы обезопасить наших военнослужащих, мы должны создать национальный специальный механизм расследования международных преступлений. В рамках такого механизма факты возможных подозрений в каких-либо военных преступлениях по отношению к нашим гражданам будут рассматриваться в Украине.
Я не зря упомянул слово «специальный». Имеется в виду возможность привлечения в такой механизм иностранных судей, прокуроров и следователей на определенный период времени. Это позволит усилить потенциал нашей системы правосудия, которая будет завалена такой категорией дел, получить от иностранных специалистов необходимый знания и опыт, а также поможет обеспечить доверие к самой системе правосудия по международным преступлениям в стране.
— Какие могут быть юридические и политические последствия, если Украина и далее будет затягивать с ратификацией Римского статута?
— Юридических последствий, как таковых, нет. Просто Украина теряет время в возможностях по принятию решений в МУС, повышении квалификации своих специалистов, что сейчас крайне необходимо. Что же касается политических последствий, то это, безусловно, имиджевые потери: Украину могут обоснованно обвинить в том, что в поиске правосудия в других странах она сама не выполняет того, о чем просит.
Так, у нас в Уголовном кодексе до сих пор нет надлежащей имплементации международного гуманитарного и уголовного права, адекватных рабочих для следствия квалификаций таких видов преступлений. До сих пор нет универсальной юрисдикции за военные преступления. Последнее, например, означает: если на территории другой страны кто-то совершил военное преступление, мы могли бы привлечь его к ответственности, не позволив прятаться на территории нашей страны. Таким образом, мы сделали бы свой вклад в мировую систему безопасности и борьбу с безнаказанностью за международные преступления. И это то, что для Украины сейчас делают очень многие страны в мире, законодательство которых включает универсальную юрисдикцию.
— По информации ZN.UA, на переговорах в Стамбуле Россия «ненавязчиво» поднимала вопрос о том, чтобы Украина не ратифицировала Римский статут… Как вы думаете, почему?
— Я не участник переговоров и очевидно не владею полной информацией о том, какие и почему были аргументы. Могу предположить, что среди причин, почему такой вопрос поднимался, — попытка ослабить любые возможности Украины влиять на процессы в МУС. А также — помешать нашей стране стать частью цивилизованного мира, а значит и международной системы уголовного правосудия.
— Какие преступления подпадают в сферу ответственности Международного уголовного суда? Преследует ли МУС рядовых исполнителей или только военное и политическое руководство России?
— В Римском статуте говорится о том, что в сферу ответственности МУС входят военные преступления, преступления против человечности, геноцид и преступление агрессии. Но хочу обратить внимание, что в нашем случае юрисдикция Суда не касается преступления агрессии. Ведь именно за преступление агрессии ответственность могут нести только граждане стран, ратифицировавших Статут. В России он не ратифицирован. То есть именно в контексте МУС будут рассматриваться военные преступления, преступления против человечности и, вероятно, геноцид.
Практика работы Суда сложилась так, что на скамью подсудимых попадают в основном организаторы тяжких преступлений, то есть высшее руководство страны. Это связано с тем, что ресурсы МУС ограничены и Суд не может расследовать абсолютно все эпизоды преступлений. К тому же, для того, чтобы осудить высшее руководство, следствие должно установить цепочку между ними и исполнителями преступлений.
Исполнителей, на мой взгляд, должны судить национальные органы. Например, пленных, если будет установлено их участие в совершении международных преступлений. Это будет правильно с политической точки зрения: люди, которые отдавали приказы для таких масштабных преступлений, должны понести ответственность на международном уровне. А те, кто такой приказ выполнил на нашей земле, на ней и должен быть осужден. Там, где каждая жертва сможет стать свидетелем того, что правосудие свершилось.
— Препятствует ли преследованию российских граждан за преступления, совершенные на территории Украины, отзыв Россией ее подписи под Римским статутом?
— Абсолютно нет. В компетенцию Суда входят преступления, совершенные на нашей территории, вне зависимости от гражданства подозреваемых. Более того, когда установят виновных, МУС выдаст международный ордер на их арест. А Римский статут ратифицировали 123 страны мира. Спрятаться будет негде, кроме как в России. И даже это не гарантия. Например, в случае смены в России политического режима на демократический.
Но как я сказал ранее, за преступление агрессии нельзя привлечь к ответственности граждан страны, не являющейся членом МУС. Поэтому обсуждаются идеи создания других площадок для привлечения к ответственности именно за преступление агрессии. Причем не только по отношению к руководству РФ, но и Беларуси.
Больше статей Владимира Кравченко читайте по ссылке.