НИ ОДНА ПРЕСТУПНАЯ ГРУППИРОВКА НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ПРИКРЫТИЯ В ОРГАНАХ

Поделиться
«ЗН» уже обращалось к теме борьбы с организованной преступностью (№ 29 от 18.07 с.г.). Сегодня о некото...

«ЗН» уже обращалось к теме борьбы с организованной преступностью (№ 29 от 18.07 с.г.). Сегодня о некоторых аспектах этой проблемы рассказывает Юрий Вандин - заместитель председателя Службы безопасности Украины, начальник Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ.

- Юрий Александрович, готовы ли вы к тому, что в ходе предвыборной кампании вам придется столкнуться, в частности, с определенного рода «госзаказом» на компрометирующие материалы и с другими неблаговидными сторонами отношений политика - правоохранительные органы? Приходилось ли вам сталкиваться с такими проблемами раньше? Ваше отношение к ситуациям такого рода?

- Попытки такого рода возможны. Но скажу однозначно, что участие спецподразделения СБУ в таком качестве исключено. Я начисто отрицаю даже вероятность того, что мы будем выполнять какие-то заказы, связанные с предвыборной кампанией. Любые получаемые нами материалы и заявления, в том числе и те, в которых проглядывается стремление заявителя тем или иным образом дискредитировать своего конкурента, оппонента, мы рассматриваем исключительно с точки зрения состава преступления, отнесенного к компетенции органов безопасности.

Главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ занимается исключительно криминалом, и по большому счету для нас не имеет никакого значения политическая окраска преступившего закон. Что касается меня лично, то я не тот человек, на которого можно повлиять в этом плане. Впрочем, я более чем уверен, что те или иные политические силы обязательно будут обвинять нас в том, что мы выполняли чей-то заказ в ходе предвыборной кампании. Уже сейчас предвижу, что по отдельным оперативным материалам (а для того, чтобы переложить их на язык доказательств процессуальным путем, необходимо время), так оно и будет.

- Есть ли какие-то новости относительно расследования убийства народного депутата Вадима Гетьмана? Можно ли сказать, что сегодня правоохранительные органы остановились на одной версии?

- Нет, пока об этом говорить рано. Обидно, когда отработке той или иной версии отдается много сил и времени, а она завершается «пшиком». Вообще расследованием уголовного дела занимается Генеральная прокуратура. Наши сотрудники входят в следственно-оперативную группу и отрабатывают версии, связанные с международными контактами, в т.ч. господина Гетьмана.

- Приходилось ли вам сталкиваться с тем, что расследуемое дело доходит до какого-то определенного уровня и упирается в своеобразный «стеклянный потолок» - невидимый, но очень ощутимый, потому что дальше расследование не продвигается. Имеет ли сегодня СБУ реальные возможности «достать» должностное лицо, занимающее высокий пост?

- Открытого вмешательства в дела я не припоминаю. Хотя активное противодействие ощущалось неоднократно. Наверное, это и естественно, потому что практически в каждом деле сталкиваются интересы двух сторон - мы стараемся объективно доказать истину, другие - опровергнуть. А уж какие при этом последними используются приемы, формы и методы этого противоборства - это уже на их совести. Потенциальные возможности и стремление «достать» коррумпированного высокопоставленного чиновника безусловно есть.

- Существуют ли сегодня в Украине организованные преступные группировки, с которыми правоохранительные органы вынуждены считаться?

- Уже сам факт наличия преступной группировки требует от правоохранительных органов принятия адекватных мер, но я бы не сказал, что мы вынуждены с ними считаться в том понимании, которое заключено в вопросе. Другое дело, что есть группировки, а также лидеры, «достать» которых мы пока не можем. Причины здесь в нехватке опыта, иногда - профессионализма, технического оснащения, а также законодательного обеспечения, недостатки в процессе доказывания. Та же самая текучесть кадров - и в СБУ, и в милиции. Произошло резкое омоложение оперативного состава. В центральном аппарате спецподразделения СБУ более 60% молодежи, а для того, чтобы приобрести достаточный опыт, необходимо проработать минимум 5-10 лет. Это все объективные трудности, и все же такого, чтобы мы считались с преступниками, нет.

- Блестящие операции по обезвреживанию местных преступных группировок были проведены правоохранительными органами в Крыму. О них много говорили должностные лица и писала пресса. Сегодня самого разного уровня предприниматели Крыма, начиная с лиц, занимающихся извозом отдыхающих, директоров многочисленных кафе, ресторанов и заканчивая бизнесменами более солидного уровня, делясь своими впечатлениями от наведения порядка, отмечают, что многих бандитов действительно посадили. Так что «крыша» теперь новая - платят милиции. В данном случает вряд ли можно переложить ответственность на отдельных недобросовестных сотрудников, на собственный страх и риск злоупотребляющих служебным положением участковых инспекторов милиции. Как вы расцениваете такую ситуацию, когда гражданам предоставляется весьма скудный выбор - то ли платить вымогателям в форме, то ли - без? Трудно поверить в то, что такое положение дел - тайна для руководства МВД и СБУ.

- Нельзя сказать, что милиция сплошь и рядом погрязла в коррупции или существует какая-то иерархическая система поборов, хотя по совокупности отдельных фактов складывается неприглядная картина. К сожалению, некоторые сотрудники, поставив личные интересы выше государственных, пытаются решать свои проблемы и компрометируют правоохранительную систему как таковую. Если сравнить с СБУ, таможенной, налоговой и другими правоохранительными службами, то проявления такого рода, прямо пропорционально зависящие от общей численности, чаще фиксируются в органах внутренних дел. Мы получаем такие данные, знает об этом и руководство МВД.

Очистка правоохранительных органов идет постоянно. Занимаются этими вопросами службы внутренней безопасности ведомств, обмениваются информацией. В этом году по Украине, в т.ч. в Крыму, за подобные действия привлечены к уголовной ответственности десятки сотрудников милиции, сотни изгнаны из системы.

Не в оправдание, а справедливости ради следует заметить, что сотрудники правоохранительных органов живут и работают не изолированно от общества, а являются его составной частью. Поэтому все происходящее в нем отражается на них, как в зеркале. Не устранив причин и условий, способствующих негативным явлениям, мы еще долго будем бороться с их последствиями внутри правоохранительных органов.

- Бытует мнение, что ни одна серьезная преступная группировка не может существовать без «крыши» в лице сотрудников МВД или СБУ, очевидно, людей, обладающих достаточным влиянием, хорошо информированных. Согласны ли вы с таким утверждением?

- Конечно. Без «своих людей», какого-то прикрытия в органах внутренних дел или в СБУ ни одна преступная группировка не может существовать относительно долго. Факты, когда сотрудники, ставшие на путь предательства служебных интересов, привлекались к уголовной ответственности, - не единичны. Получается, что целый коллектив работает день и ночь, а кто-то сдает информацию на сторону, противодействуя всем предпринимаемым нами мерам, которые гораздо раньше могли бы привести к положительному результату. Однако такие факты есть не только по линии МВД или СБУ, но и по другим ведомствам. К предателям отношение известное.

- Несколько лет назад называлась такая цифра - 1/4 всех оперативных разработок управления «К» были «посвящены» сотрудникам МВД и контролирующих органов, и их количество увеличивалось. Какова ситуация сегодня?

- Эта тенденция сохраняется, но я бы не стал выделять только эти органы. Мы проверяем информацию о проявлениях коррупции в любых властно-управленческих структурах, такое право дает нам закон.

- Пару месяцев тому назад вы говорили о том, что в Киеве существуют около 5-6 организованных преступных группировок. Какова ситуация сегодня?

- Их и сегодня примерно столько же. Точные цифры здесь называть сложно, потому что их количество постоянно колеблется. Например, часть обезглавленной группировки распадается, часть переходит в другую группировку, кого-то «взяли» за совершение конкретного преступления, остальные рассеялись. Кроме того, между преступными группировками идет своя борьба, одни поглощаются другими, таким образом в этой среде постоянно происходит движение.

- Каковы приоритеты и последние достижения управления «К»?

- Приоритеты работы главка определяются влиянием организованной преступности на состояние криминогенной обстановки. При этом учитываются устремления преступных группировок. А они, как известно, проявляют интерес к экономике. Поэтому в нашей работе превалирует противодействие им в кредитно-финансовой системе, на каналах внешнеэкономической деятельности, в приватизационном процессе, энергетическом комплексе, с уклоном на международный аспект противоправной деятельности.

В текущем году по материалам спецподразделений СБУ возбуждено около 2 тыс. уголовных дел, в т.ч. более 600 о преступлениях против государственной и коллективной собственности. Только о хищениях в особо крупных размерах 165 уголовных дел (ст.86-1 УК). Причем, если ранее материалы о таких преступлениях передавались в органы милиции или прокуратуры, то за последнее время нашими следователями и спецподразделениями, как органами дознания, возбуждено 54 уголовных дела по ст. 86-1 УК Украины, а всего в производстве спецподразделений СБУ 109 таких дел, 40 из которых о преступлениях, совершенных в организованных формах.

Расследуется уголовное дело в отношении руководителей одного из коммерческих банков, которые путем незаконных переводов за кордон украли более 2 млн. долларов США, за счет которых финансировались экспортные операции ряда частных структур. Таких примеров немало.

Есть определенные наработки в области борьбы с контрабандой как подакцизными товарами, так и культурно-историческими ценностями, а также наркобизнесом. Проведено ряд операций с российскими, немецкими, голландскими, американскими и другими спецслужбами по международным наркосиндикатам Колумбии, Эквадора и Нигерии. Если ранее мы говорили об Украине как о территории транзита тяжелых наркотиков на Запад, то сейчас ситуация изменилась не в лучшую сторону. Украина уже сама потребляет тяжелые наркотики. Есть примеры, когда действительно неординарные ученые-химики, оказавшись невостребованными на своей работе, занимались изготовлением синтетических наркотиков.

Всего спецподразделениями СБУ за 9 месяцев нынешнего года изъято более 600 кг. кокаина, свыше 31 кг. героина, более 6 тонн гашиша, десятки тонн прекурсоров. Перекрыто 11 стойких каналов контрабанды наркотиков, ликвидировано 6 высокопродуктивных нелегальных лабораторий по их производству, обезврежено 52 группировки наркодельцов в Украине.

- Каковы показатели борьбы с коррупцией, если говорить о ней как о сращивании с криминалитетом чиновников самого высокого уровня?

- Проявления коррупции мы рассматривали в двух аспектах, как административное правонарушение согласно Закону Украины «О борьбе с коррупцией» и как уголовно наказуемые деяния по нормам уголовного кодекса, квалифицируя должностными преступлениями.

В прошлом году правоохранительными органами было составлено на чиновников около 5 тыс. протоколов, в т.ч. 87 на госслужащих первого и второго ранга. Большинство из них - это заместители руководителей государственных структур, относящиеся к чиновникам второй категории. В отношении госслужащих третьего и четвертого рангов - 238, а пятого и седьмого - более 4 тысяч.

За 10 месяцев этого года только нашими спецподразделениями составлен 631 протокол. Среди них: один из министров в Крыму, заместители председателя Госкоммедбиопрома, начальник тыла одного оперативно-территориального командования Вооруженных Сил Украины, начальники и заместители управлений облгосадминистраций и другие.

За этот же период по признакам должностных преступлений возбуждено более 400 уголовных дел, к ответственности привлекается почти две сотни государственных чиновников, в т.ч. правоохранительных органов, как взяточники.

- Существует распоряжение Совета безопасности навести порядок в области контрабанды подакцизных товаров, которая наносит огромный ущерб экономике Украины...

- Действительно, правонарушения в сфере импорта и транзита подакцизной группы товаров наносят серьезный ущерб экономическим интересам Украины. Основные каналы контрабанды - перемещения товаров помимо постов таможенного контроля, так как протяженность сухопутных границ со странами СНГ составляет более 4,5 тыс. километров, где около тысячи «прозрачных», необеспеченных физической или технической охраной объездных дорог. Получается, что таможенные посты предназначены исключительно для законопослушных граждан. Только в рамках операции «Кордон», проведенной в прошлом году совместными силами с Государственной таможенной службой, Госкомграницы и МВД, было задержано товаров, а это в основном подакцизные, которые перемещались по «прозрачным» дорогам, на сумму 12 млн. гривен.

Существует немало и других приемов контрабанды, в т.ч. транзитных схем, когда грузы ввозятся по фиктивным товаро-сопроводительным и таможенным документам, содержащим неправдивые сведения о фирмах-получателях и заключенных договорах, умышленно занижается стоимость грузов и т.д.

На сегодня в производстве наших следователей находится более 1200 уголовных дел о контрабанде, возбужденных по материалам спецподразделений СБУ или таможенных органов, не менее 80% из которых это контрабанда подакцизных товаров.

- Оправдали ли себя, по вашему мнению, управления по борьбе с организованной преступностью МВД?

- Убежден, что их создание оправдано, потому что в этой работе необходима определенная специализация. Уголовный розыск работает от факта совершения преступления. А поскольку уровень преступности у нас все-таки высокий и угро достаточно загружен, то глубоко проникать и разрабатывать преступные группировки ему сложно. Что касается УБОПов, то там совершенно другие методы работы и подходы к ней. Работа идет от группы лиц и выходит на совершение конкретного преступления. Даже то, что сразу после своего создания УБОПы занимались раскрытием самых разных преступлений, тоже, очевидно, было оправданным. Ведь таким образом происходило накопление массива информации о конкретных участниках преступных группировок. И сегодня УБОПы представляют собой мощную систему. Сказывается опыт, глубина разработки группировок, знание среды. Если сначала УБОПы, может быть, и выполняли несвойственные им функции, в чем-то дублируя, например, уголовный розыск, то сейчас произошли разительные перемены в сторону выполнения изначально предусмотренных задач. Об их эффективности свидетельствует даже не увеличение количества обезвреженных преступных группировок, а раскрытие резонансных преступлений, привлечение к уголовной ответственности большого числа участников преступных формирований.

- Насколько эффективна сегодня борьба с организованной преступностью? На основании каких показателей можно реально оценивать результативность этой работы?

- Количественные и в какой-то степени качественные сдвиги в лучшую сторону все же произошли. И это не только цифровые показатели. Я вообще не сторонник оценивать работу правоохранительных органов на основании статистики. Она, безусловно, нужна для анализа криминогенной ситуации в государстве, выработки определенных мер и управленческих решений. Оценивать же эффективность нашей работы должен народ. Если человек может, не опасаясь, выйти в вечернее время на улицу, не беспокоится за свой кошелек или нажитое в квартире, если бизнесмен не облагается данью уголовными структурами и срабатывает принцип неотвратимости наказания, значит, правоохранительные органы работают нормально. Другими словами, работу правоохранительных органов следует оценивать по реальному влиянию на оздоровление криминогенной обстановки, упреждению и возмещению ущерба как государству, так и частным лицам.

Вообще пик роста уголовной преступности припадает на 1995 год, соответственно, тогда значительно возросло влияние организованной преступности и коррупции. В этот период были приняты важные решения на государственном уровне (известные распоряжения Президента Украины, комплексные программы), активизировали свою работу правоохранительные органы. Был уже накоплен определенный опыт борьбы с организованной преступностью, новым для нас явлением, не существовавшим при прежней системе. Но поскольку организованная преступность, хотя и рядится в тогу добропорядочного предпринимательства, продолжает существовать, а чиновничья братия жиреть на взятках, эффективность противодействия оставляет желать лучшего.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме