Конституционный суд начал рассмотрение представления 48 народных депутатов. Парламентарии намерены проблему прописки решать радикально. Например, признать неконституционность разрешительного порядка выбора места жительства. По их мнению, именно суд может решить давний спор о том, нарушают ли Основной Закон нормативно-правовые акты, регулирующие так называемый институт прописки. Как отметил на заседании суда госсекретарь Министерства юстиции Александр Лавринович, институт прописки «негуманен и бесчеловечен» и его следует как можно быстрее заменить законом о свободной регистрации граждан по месту проживания или долгосрочного пребывания. Человечной регистрации...
Стоит упомянуть, что еще один из летних указов Президента обещал к началу зимы коренным образом реформировать институт прописки. Уже к первому декабря текущего года должны быть изменены все подзаконные акты, регулирующие «прописные» вопросы.
Примечательно, что сейчас наше с вами право на свободный выбор местажительства ограничивается не законом, а подзаконными актами — приказами МВД, да к тому же секретными, что уже является нарушением Конституции. Ведь все документы, касающиеся прав и свобод граждан или их ограничения, должны быть доведены до их ведома. Иначе они считаются недействительными. Несмотря на это, паспортные отделы органов внутренних дел продолжают руководствоваться ими, как, например, приказом МВД №66-дсп от 3 февраля 1992 года, являющимся специальной инструкцией о прописке (регистрации) и документировании граждан. До сих пор действуют положение о паспортной системе в СССР, утвержденное Советом Министров СССР в 1974 году, и постановление этого же органа «О некоторых правилах прописки граждан».
Как сообщили «ЗН» в паспортно-визовой службе города Киева, их работы ожидаемая реформа не коснулась. «Как работали, так и работаем», — говорят часовые порядка, отметив, что ждут решения КСУ. Конечно, за последние десять лет произошли существенные изменения в отечественном законодательстве. По крайней мере все забыли не только о таких понятиях в уголовном судопроизводстве, как «высылка» (а этот вид наказания был исключен из УК лишь в 1992 году), но и о лишении свободы за нарушение паспортного режима. Сейчас Кодекс об административных нарушениях предусматривает штраф за проживание без прописки. Но и этот вид наказания применяется редко, отмечают эксперты Бюро демократии, прав человека и труда Госдепартамента США, готовившие очередной отчет о соблюдении прав человека в Украине. Как говорится в докладе, «действующие в государстве юридические нормы предусматривают регистрацию по месту работы и прописку по месту жительства для того, чтобы получить доступ к социальным услугам, таким образом усложняя свободу передвижения через ограничение доступа к определенным социальным благам местом, где лицо было приписано». С другой стороны, лишение прописки означает в Украине потерю жилья. И этим пользуются и государство, и мошенники, и... непорядочные родственники.
Кроме того, скоро очередные выборы. Чтобы проголосовать, исходя из опыта предыдущих президентских выборов, нужно будет взять по месту прописки открепительный талон, и только при его наличии можно будет получить избирательный бюллетень по месту жительства.
Учитывая развитие рынка имущества, наблюдаемое сегодня как минимум в столице, вопрос уже не стоит так остро, но проблема не решена. Прежде всего потому, что есть орган, для которого система прописки — «волшебная палочка» в работе: для контроля над гражданами, быстрого их обнаружения, поиска или получения персональных данных. Именно поэтому, отмечают эксперты, Министерство внутренних дел, которое должно было еще лет пять назад передать паспортную службу в ведение штатского органа, тянет и с этим, и с реформой самой системы, соглашаясь только на косметические изменения. А с введением системы идентификационных номеров для налогоплательщиков защитники правопорядка предложили идею объединить эти две системы, что обеспечило бы доступ к персональным данным о лице и его финансовой деятельности. Постановлением Кабинета министров от 2 августа 1996 года №898 «О создании единой государственной автоматизированной паспортной системы», в частности, предусмотрено: «начать работы, связанные с созданием единой государственной автоматизированной паспортной системы для обеспечения выдачи гражданам паспортов, которые будут оформляться по единой технологии, и учета граждан по месту проживания с применением компьютерной сети на единых принципах их идентификации (с использованием личных (идентификационных) номеров граждан, отцифрованного образа лиц и биометрической идентификации) и взаимодействия с базами данных других информационных систем (как отечественных, так и зарубежных)». Заказчиком создания системы было определено МВД. Правда, пока им не приходится открыто пользоваться ноу-хау налоговой администрации. Не хватило средств на компьютерную систему.
Вообще, доступ к персональным данным каждого из нас могли получить МВД, СБУ, Минфин, ГНАУ, Госкомстат, Минобороны, Минюст, Пенсионный фонд, Минтруда и даже... администрация Президента. Об этом говорится в указе Президента «Об информационно-аналитическом обеспечении деятельности Президента», имеющем пометку «не для печати».
Учитывая это, отказаться от обычной системы контроля над передвижением людей правоохранителям будет тяжело, тем более если пойдет речь об ограничении возможностей их доступа к персональной информации.
Возможно, решение Конституционного суда Украины наконец сдвинет с мертвой точки проблему реформирования института прописки. Тем более что парламент готов рассмотреть соответствующие законопроекты. Среди них проекты законов «О государственном реестре физических лиц», подготовленный А.Лавриновичем, и «О едином реестре физических лиц и государственной регистрации физических лиц по месту жительства и пребывания» О.Зарубинского.
Для примера, Федеральный закон о системе регистрации физических лиц существует с 1991 года и в Австрийской Республике. Он обязывает человека зарегистрироваться по месту проживания, то есть помещения, «где он намерен отправлять свои жизненные потребности» — спать, например. Обязательность регистрации касается и владельцев гостиниц или жилья для аренды. При этом регистрационными органами выступают бургомистры или управы федеральной полиции. Идентификационные данные состоят лишь из фамилии, даты рождения, места рождения и гражданства. От иностранцев требуется еще и регистрация учреждения, выдавшего документ для поездки.
В проекте же, подготовленном депутатом Зарубинским, предполагается, что правоохранительные органы будут вносить в регистрационную карточку и такие данные о лице, как... цвет глаз, рост и три фотографии в 16-, 25- и 45-летнем возрасте. Остается только изменить название карточки на «Разыскивается».
Проект Александра Лавриновича предлагает значительно расширить понятия регистрации физических лиц и создать Государственный реестр физических лиц. Речь идет о вертикальной структуре, которая будет собирать и обрабатывать данные о лицах. А распорядителем реестра предлагается назначить Министерство юстиции. На реестр возлагаются почти несовместимые задачи: защита прав человека и защита национальной безопасности. Кроме персонифицированного учета физических лиц, речь идет и об анализе и прогнозировании им демографических процессов, содействии при проведении переписи населения, референдумов или выборов и даже опросов (видимо, социологических). Так организации, проводящие социологические опросы, а в законе говорится о любой юридической организации, смогут получить санкционированный доступ к персональным данным граждан... за деньги.
Предлагается вносить в реестр фамилию, год и место рождения, пол и гражданство, в том числе и прежнее, семейное положение, такие же данные о детях, родителях, муже или жене, а также о смерти. Говорится и об образовании, месте работы, пенсии, пребывании на воинском учете, пребывании на медучете, о розыске или судимости, о выездах за границу и т.п. — вся история жизни: от рождения до смерти. И доступ к этой информации за определенное вознаграждение не будет ограничен?! Кроме того, Министерство юстиции будет иметь право опубликования информации с реестра или обработанных данных.
Зато можно будет получить право свободной регистрации по месту проживания. Но об изменении постоянного местажительства гражданина обязывают сообщить в десятидневный срок (по австрийскому законодательству, срок — три месяца). И, как и прежде, человек должен написать заявление, то есть попросить о регистрации. В то время как по европейскому законодательству достаточно предоставить идентифицирующие документы и заполнить карточку регистрации. Соотечественнику же придется, в случае принятия этого закона, привезти чемодан документов: и диплом, и брачное свидетельство, и справку с места работы или центра занятости, в случае необходимости — решение суда об ограничении дееспособности и так далее. Хватит ли десяти дней на сбор всех необходимых справок? Итак, депутаты хотели всего лишь облегчить жизнь соотечественникам — избавить их от необходимости просить у блюстителей закона разрешение жить там, где им хочется. Но похоже на то, что граждане могут получить еще больше проблем — обязанность сообщать о себе все, даже историю болезни или причины проблем с правосудием. Так что, после решения КСУ придется выбирать одно из двух зол.