Дискуссия о реформировании правоохранительных и силовых органов, к которой из-за избирательной кампании был несколько утрачен интерес, скорее всего, в ближайшее время будет возобновлена. В связи с этим любопытно взглянуть на один из результатов и продуктов этого реформирования — отделение внешней разведки от Службы безопасности Украины и преобразования ее в самостоятельную структуру. Тем более что для этого имеется удобный случай — очередная годовщина со дня образования украинской внешней разведки.
Раньше отправной точкой была дата 28 декабря 1991 года, когда организационно закрепили создание Главного управления разведки Службы национальной безопасности Украины. С тех пор произошло много изменений. Большинство профессионалов и специалистов склоняются к мнению, что отделение разведки было прогрессивным шагом. Но кое-кто все-таки сожалеет о сделанном и не теряет надежды на возвращение этой серьезной структуры или по крайней мере отдельных ее подразделений под одну крышу с СБУ.
Недавнее заявление президента Украины Виктора Ющенко о необходимости существенного усиления государственной поддержки разведывательных органов, которое он сделал во время выступления перед коллективом родственной структуры — Главного управления разведки Министерства обороны Украины, свидетельствует о том, что разведка будет развиваться в намеченном направлении и ей будет уделяться больше внимания. Президент подчеркнул и то, что нам нужна современная, аналитическая, надлежащим образом оснащенная разведка, которая будет надежно защищать интересы государства на международных рынках, способствовать повышению конкурентоспособности страны, обеспечивать эффективное международное сотрудничество Украины с другими государствами по вопросам безопасности. Едва ли не впервые Виктор Ющенко публично высказался в пользу необходимости поддержки разведки в ее деятельности, понимая, насколько это важный и серьезный инструмент государственной политики.
Редакция обратилась к известным и авторитетным специалистам в сфере национальной безопасности с просьбой поделиться своими мыслями по этим вопросам и попытаться спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
Георгий Крючков — председатель Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады Украины 3-го и 4-го созывов:
— К выделению разведки в самостоятельную структуру можно относиться по-разному. Во многих странах свои подходы к решению этой проблемы. Но следует признать, что даже в советские времена внешняя разведка, хоть и входила в состав КГБ, все-таки действовала более автономно и самостоятельно, нежели другие подразделения. Это довольно специфическая сфера деятельности, поэтому вполне логично и оправданно, что такое подразделение в Украине было выведено в отдельную структуру. Это можно расценивать как серьезный шаг в реформировании Службы безопасности Украины.
Мне кажется, мы органично учли интересы всех заинтересованных сторон — СБУ, ГУР Министерства обороны, СВР Украины и разведывательного подразделения Государственной пограничной службы.
Главное, чтобы при этом была налажена координация и четко действовал парламентский и другой демократический контроль за деятельностью разведки. Как это происходит у нас? В законах все предусмотрено и выписано и на первый взгляд не вызывает никаких вопросов. Однако нужно согласиться, что в этом направлении сделаны лишь первые шаги. Во многих странах уже на протяжении длительного времени эффективно действуют отдельные парламентские комитеты или подкомитеты именно по вопросам разведки, где работают квалифицированные специалисты, в частности и на постоянной основе. Они глубоко знают эту специфическую сферу деятельности, имеют допуски к работе с документами самого высокого грифа ограничения доступа и влияют на принятие решений, в частности кадровых. А контроль без влияния на решение кадровых вопросов — это недостаточный контроль. Об этом я не раз говорил, а также вносил предложения о создании отдельного парламентского комитета, по крайней мере по вопросам национальной безопасности. В этом есть смысл и к этому рано или поздно мы обязательно придем.
Анатолий Дмитриев, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Украины:
— Меня как специалиста в области международного права парламентский Комитет по вопросам национальной безопасности и обороны привлекал к проведению экспертизы Закона «О Службе внешней разведки Украины», в частности по поводу его соответствия европейским принципам и стандартам.
Необходимо заметить: в европейских государствах действует так называемый разграничительный принцип, согласно которому специальные службы, занимающиеся тайной информационной деятельностью (причем не только разведывательные), отделены от правоохранительных органов, осуществляющих административно-принудительные мероприятия и следствие. Так, в законах Германии, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Нидерландов и других стран прямо указано, что разведывательные органы лишены правоохранительных функций.
Органы, на которые возлагаются разведывательные задачи национального масштаба, как правило, обладают статусом самостоятельного государственного органа. Более того, в последнее время потребность радикального усиления противодействия террористическим угрозам побудила ведущие страны мира концентрировать свои ресурсы по предупреждению террористических нападений именно в таких органах. Это позволяет прежде всего заблаговременно получать информацию о подготовке к таким акциям, а также повышать эффективность использования финансовых, материальных и специальных разведывательных ресурсов.
Поэтому, что бы мы ни говорили о плюсах и безусловных определенных положительных моментах существования под одной крышей разведки и контрразведки, объективная реальность и мировая практика свидетельствуют в пользу раздельного их существования. При этом приходится учитывать не только оперативный аспект проблемы, но и политический, о чем не раз подчеркивалось во время принятия закона. Ведь вывод подразделений внешней разведки из состава правоохранительного органа имеет прежде всего политическое значение как важный шаг в направлении реализации принципов правового демократического государства.
Петр Шатковский, первый зампредседателя СБУ (2000—2003 гг.), экс-заместитель секретаря СНБО Украины, генерал-полковник:
— Процесс реформирования спецслужб и правоохранительных органов в Украине еще продолжается. Оптимальные варианты, которые бы полностью удовлетворили всех и способствовали осуществлению кардинальных положительных изменений в этой сфере деятельности, еще не найдены. Есть ряд трудностей организационного, финансового характера и т.д. Мы можем констатировать, что принятое решение соответствует современным мировым тенденциям в сфере безопасности. Украине нужны и сильная внешняя разведка, и военная разведка, и эффективная контрразведка, и другие мощные спецслужбы, призванные защищать национальную безопасность государства, дополнять друг друга, взаимодействовать между собой. В нынешнем неспокойном мире слишком много структур безопасности не бывает. Если же давать оценку критическим высказываниям, по-прежнему звучащим из лагеря оппонентов, то, быть может, скорее всего, нужно говорить о конкуренции. А она всегда существовала, и это вполне нормально, если лишено ненужной конъюнктуры. Идет борьба за добывание ценной информации политического, экономического, оборонного характера, ее сопровождение и своевременное доведение до самого высокого руководства государства. Другое дело, что с появлением новой самостоятельной структуры и введением в действие закона «О Службе внешней разведки Украины» чьи-то функции урезаются, а чьи-то расширяются, ломается монополия на осуществление определенной деятельности, возникает потребность вносить коррективы в работу.
От редакции.
Тема, которую мы подняли в публикации, специфическая, сложная и многогранная. Но она, по большому счету, касается не только узкого круга должностных лиц государственных органов, но и многих граждан. Поскольку затрагивает безопасность каждого из нас, а особенно тех, кто по разным причинам пребывает за границей. И не нужно быть специалистом, чтобы понять, что более успешно осуществлять внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность на благо государства можно лишь тогда, когда оно имеет мощные разведывательные структуры. В тех странах, где это понимают, спецслужбы не только содержат себя, но и приносят ощутимый доход государству. К этому нужно стремиться и нам.