То, что вынесено в заголовок публикации, оказалось на обочине не только работы правоохранительных органов области, но даже государственных интересов. Как это ни прискорбно, но мы вынуждены признать, что связи у преступных группировок куда более развиты и налажены, чем у тех, кто призван с ними бороться.
Уже несколько месяцев с уст лучан и ривненчан не сходят разговоры на тему очень деликатную, зашифрованную под кодовым названием «Автоклондайк-3» — дело о противозаконной легализации ввозимых иностранных автомобилей, счет которым идет на сотни. На эти автомобили органами ГАИ нескольких областей выданы государственные номера по фальшивым документам. «Автоклондайк-3» причастен к гибели людей, уже заключены под стражу офицеры милиции, имеющие прямое отношение к этим аферам. Криминальное дело расследует прокуратура Волыни, а прокурор области Алексей Баганец решил его обнародовать. На всякий случай.
Сотрудники УБОП МВС Украины собрали материалы относительно двух фирм Волынской и Ривненской областей. На протяжении нескольких месяцев текущего года они изготавливали фиктивные документы, по которым легализовано более четырехсот легковых автомобилей престижных марок иностранного производства. Иномарки пересекли границу без таможенных сборов — акциза и НДС, вследствие чего преступники нанесли урон государству на большую сумму денег. По этому уголовному делу арестован начальник Ривненского МРЭВ Анатолий Гапич. По словам прокурора Волыни, об этих автомобилях не знают на таможнях области, поскольку отсутствуют всякие документы на их ввоз. «Часть автомобилей, — поведал прокурор журналистам, — прошла через Украину транзитом, имеется в виду — фиктивным. Автомобили, как и положено, поставлены на учет в МРЭВ. Эти операции проводились не без прямого участия работников правоохранительных органов двух областей, и, конечно, сотрудников Ягодинской и Устилужской таможен, что на волынско-польской границе».
В июне нынешнего года на Волыни МВД Украины провело служебную проверку областного ГАИ, после чего заместитель начальника Главного управления ГАИ Украины обнародовал результаты проверки перед журналистами:
— Одна из местных газет выступила с уведомлением: «…Установлено, что на протяжении текущего года в Украину, главным образом контрабандным путем, было завезено большое количество легковых автомобилей престижных марок. В дальнейшем эти автомобили через цепь луцких и ривненских частных предприятий по фальшивым таможенным документам и справкам-счетам реализовывались гражданам Украины. Сначала их продавали и регистрировали на одних граждан, которые оказались подставными личностями, а потом уже по фиктивным доверенностям последних реализовывались другим гражданам. Доказано, что с использованием приведенной преступной схемы было реализовано более 1300 автомобилей, при этом бюджет недополучил около четырех миллионов долларов США!» Я был бы предельно некорректным, если бы не привел такой пример, ставший достоянием граждан Ривненской области: гражданин Ш. 10 июня 2002 года зарегистрировал на свое имя «Ауди-100» 1994 года выпуска и «Ауди а-6» 1996 года выпуска… Этот список можно продолжать на страницу текста. Совсем не удивительно, что когда с Ривненщины поступила информация об аресте вышеупомянутого офицера МРЭВ, работники ривненского пресс-центра УВД ответили, что… не владеют такой информацией. Да и действительно, зачем выносить сор из избы? Они посоветовали корреспонденту «Зеркала недели» обратиться в СБУ области, сказав только, что по этому случаю возбуждено уголовное дело и ведется следствие. Позже, как стало известно, упомянутый офицер МРЭВ «работал» не один: сухари сушат еще несколько его подельников.
Областной прокурор Волыни как бы между прочим сообщил, что прокуратурой области расследуется уголовное дело касательно сотрудников налоговой милиции, которые путем подделки документов легализировали 10 единиц автотранспорта.
К сожалению, все это считается нормальным явлением. Критическая «масса», набрав которую оргпреступность превращается из ведомственной проблемы в проблему государственную, уже достигнута. В оргпреступности и коррупции увязли огромные средства, и, вероятно, не надо строить иллюзий: в ближайшие годы вряд ли удастся их ограничить до размеров, не представляющих серьезной угрозы для экономической безопасности страны.