Под действие закона «Об амнистии», приуроченного к первой годовщине Конституции Украины и вступившего в силу 15 июля 1997 года, подпадало 61, 6 тысячи осужденных и находящихся под следствием граждан. Сегодня процесс амнистирования почти завершен - по состоянию на 26 сентября она была применена к 92,7% лиц, что составило чуть более 57,1 тысячи. Поэтому, хотя закон подлежит исполнению в течение трех месяцев (то есть до 15 октября), уже можно говорить об итогах этого мероприятия.
Итак, 28 тысяч человек освобождено из мест заключения, 20 тысяч - от наказаний, не связанных с лишением свободы. Для двух тысяч заключенных сокращен срок пребывания в местах лишения свободы. Дела относительно 2,8 тысячи лиц закрыты на стадии следствия или судебного рассмотрения. В общем в соответствии с законом «Об амнистии» от наказания было освобождено 50,8 тысячи человек. В том числе - 399 несовершеннолетних, около тысячи женщин, из них - 113 беременных и тех, которые имеют детей до 16 лет, а также 800 больных туберкулезом.
Год выпуска - 97-й
Амнистия (в переводе с греческого означающая забвение, прощение) - это освобождение от наказания или замена его более мягким. Такое проявление гуманизма практикуется во всем мире - государство милует определенную категорию лиц, преступивших закон. Находящиеся же по другую сторону тюремной решетки, как правило, встречают амнистии без особого энтузиазма. Прежде всего потому, что не слишком доверяют официальной статистике, свидетельствующей о незначительном уровне повторной преступности среди амнистированных. Справедливо полагая, что, пребывая в местах лишения свободы, преступник, как правило, повышает свою «квалификацию», и далеко не все амнистируемые «ставят крест» на своем прошлом. Кроме того, делать какие-то выводы, основываясь на такой статистике, можно лишь зная реальный процент раскрываемости преступлений.
А вот предположение относительно того, что нынешняя амнистия проводится чуть ли не «под нескольких человек», вообще не выдерживает критики. Правда, вовсе не потому, что такое развитие событий невозможно в принципе, а по той причине, что если эти «несколько человек» достаточно круты для того, чтобы «под них» проводили амнистию, то, смею предположить, они бы просто никогда не оказались за решеткой. Не говоря уж о том, что, увы, существуют более простые способы выйти на свободу «без шума и пыли».
Вообще по сравнению с предыдущими амнистиями, нынешняя породила, пожалуй, рекордное количество слухов. Нередко - с подачи прессы, сделавшей все от нее зависящее для того, чтобы страна замерла в ожидании «холодного лета 97 года». Одна из причин ажиотажа вокруг этой темы - количество тех, кто выходит на свободу. Ведь нынешняя амнистия уже распахнула двери перед 28 тысячами бывших зеков, что более чем в полтора раза превышает количество амнистированных за все время существования независимой Украины.
По понятным причинам, каждое правонарушение, совершенное тем, кто был освобожден по амнистии, автоматически получает широкий резонанс. Ну а леденящие душу факты, увы, не заставили себя долго ждать. А о них и писать, и читать любят гораздо больше, чем о проблемах, которые ожидают людей, вернувшихся из мест лишения свободы.
Влияют ли амнистии на уровень преступности
в стране?
Полковник Николай Рощин, главный уполномоченный инспектор Главного управления уголовного розыска МВД:
- Нынешняя амнистия приведет лишь к незначительному увеличению количества тяжких преступлений. Хотя в целом, несмотря на амнистию, преступность в этом году идет на спад, - люди постепенно приспосабливаются к новым условиям жизни, находят легальные способы обеспечить себя.
Впрочем, преобладающее большинство опрошенных специалистов, имеющих представление о преступном мире не понаслышке, сходится в одном - реально повлияла на криминогенную ситуацию в стране лишь знаменитая «бериевская» амнистия 1953 года.
А вот результаты опроса лиц, совершивших групповые преступления и амнистированных еще по указу президиума Верховного Совета СССР. На вопрос, надеялись ли они на прощение со стороны государства, когда совершали преступление, 17% заявили, что не рассчитывали на него: 27% опрошенных ответили, что не думали об этом, так как считали, что их не разоблачат, а 56% (!) лиц надеялись на снисхождение. Более половины преступивших закон рассчитывали на милость со стороны государства в виде амнистии. Разве это не свидетельствует о том, что амнистии, пусть косвенно, но все-таки оказывают влияние на криминогенную ситуацию?
На вопросы «ЗН» отвечает генерал внутренней службы Александр Пташинский, первый заместитель начальника Главного управления исполнения наказаний МВД Украины:
- Вышедшие на свободу по нынешней амнистии уже успели преступить закон - в Киеве, Закарпатье. Какова общая статистика таких случаев?
- Мы пока что не имеем подробной информации относительно вновь совершивших преступления. Однако нельзя сказать, что люди, которые выходят на свободу по амнистии, представляют угрозу для остальных граждан. Я вообще не считаю, что амнистии отрицательно влияют на криминогенную обстановку в стране. Например, за семь амнистий, проведенных в независимой Украине, из мест лишения свободы освободилось 17 000 человек. У нас есть данные лишь относительно 30 человек, освобожденных по амнистии и снова совершивших преступления.
Мы владеем ситуацией и имеем все основания для того, чтобы утверждать - амнистия не окажет отрицательного влияния на криминогенную ситуацию в стране. Ну а если из более чем 20 тысяч вышедших на свободу двое преступили закон, это нельзя назвать тенденцией. Например, в Закарпатье совершил преступление несовершеннолетний. Он отбывал наказание за кражу государственного имущества (ст.81 УК), что не является тяжким преступлением. Парень получил срок - один год лишения свободы и отбыл в колонии четыре месяца (с апреля нынешнего года). Разве мог суд отказать ему в амнистии? Видимо, причины того, что, выйдя на свободу, он совершил преступление, следует искать в чем-то другом.
- Сколько случаев неправомерного применения закона «Об амнистии» вам известно?
- Пока что мы знаем лишь об одном прецеденте, и, я думаю, больше таких случаев не было. Выполнение закона «Об амнистии» возлагается также на суды, и это дало возможность более тщательно изучить дела, глубоко разобраться в них, практически исключив таким образом ошибки.
- И все же, по чьей вине произошел этот инцидент?
- Изучает и готовит материалы на амнистируемых администрация исправительного учреждения. Этот случай произошел в Хмельницкой области, в колонии №31. Амнистия была применена с нарушением закона к одному из подельников. Они были осуждены в Ивано-Франковске по ч.2 статьи 144 УК (вымогательство при отягчающих обстоятельствах). Один из них отбывал наказание в колонии №31, второй - в №110. В приговоре суда было написано, что это преступление совершено без отягчающих обстоятельств, а сотрудники Хмельницкой колонии почему-то решили, что это означает, что преступление не относится к числу тяжких. Хотя исходить следовало из того, что ч.2 ст.144 УК сама по себе относится к тяжким преступлениям, соответственно, на лиц, совершивших такое преступление, амнистия не распространяется. И заключение суда подобного рода вовсе не является основанием для того, чтобы признавать определенное преступление не тяжким.
- Так было ли это ошибкой?
- Я уверен в том, что это была ошибка. Мы проводили служебное расследование, тщательно изучали этот вопрос и не установили какой-то заинтересованности виновных лиц. Они привлечены к дисциплинарной ответственности.
- Наверное, амнистия практически всегда является политическим шагом. Как вы относитесь к высказываниям о том, что нынешняя амнистия - абсолютно несвоевременна и носит исключительно политический характер?
- Амнистия - это милость государства по отношению к «оступившимся» гражданам, тем, кто совершил незначительные преступления и не является потенциально опасным для общества. Нынешняя же амнистия - не так политический, как чисто человеческий шаг. Сегодня в местах лишения свободы находится немало людей, совершивших незначительные преступления. Мне кажется, что совершенные ими ошибки поддаются исправлению. Для них амнистия - это шанс сделать выводы, изменить свою жизнь, уже имея за плечами опыт пребывания в тюрьме, чтобы больше туда не вернуться. И это главное.
- Можно ли сказать, что все те, кто выходит на свободу, рады этому обстоятельству?
- Рады, причем все без исключения. Даже особо опасные рецидивисты, как правило пожилые люди, утратившие все свои общественные связи - не имеющие ни родственников, ни близких. Все равно они хотят выйти на свободу, ведь у каждого есть надежда на то, что ему удастся найти там свое место. И для каждого, кто выходит на свободу, амнистия - это счастье.
Особенности национального законодательства
Год назад был принят закон «О применении амнистии в Украине». По непонятным причинам, не исключено, что просто по аналогии с днем рождения, амнистия теперь будет объявляться только раз в году. Довольно странно, учитывая, что сущность амнистии заключается в том, что она должна учитывать реальную ситуацию в стране: криминогенную обстановку, особенности контингента заключенных и, как бы ни открещивались от этого факта официальные лица, - загрузку мест лишения свободы. Все эти факторы практически невозможно предусмотреть заранее. А значит, и предугадать, сколько потребуется амнистий и какими они должны быть. Подтверждением тому может служить уникальность текста практически каждого законодательного акта об амнистии.
Закон запрещает замену одного наказания другим и снятие судимости с лиц, освобождающихся от отбывания наказания. С одной стороны, поскольку амнистия - это милость государства, кого оно решило помиловать, так тому, конечно, и быть. Вместе с тем, можно предположить, что, скажем, за нарушения, связанные с получением кредита, когда-нибудь вообще не будет наступать уголовная ответственность и они будут рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства. Так почему же с человека, амнистированного в связи с этим, нельзя будет снять судимость?
«Положения закона об амнистии, не отвечающие требованиям этой статьи, не имеют силы и не подлежат применению» - гласит документ. Иначе говоря - в случае принятия незаконного закона, этот закон законным не считается. Видимо, зная за собой маленькую слабость - принимать законы, противоречащие уже действующим, - законодатели предусмотрительно решили подстраховаться.
Вполне естественно, что по закону амнистия не распространяется на тех, кто совершил тяжкие преступления, представляющие повышенную общественную опасность. Правда, к числу тяжких преступлений относится, например, уклонение от воинской службы - путем симуляции болезни, подлога документов, а также отказ от несения военных обязанностей (статья 243 УК). Ну а то, что предстоящая служба в армии в силу широко известных обстоятельств - настоящий кошмар для призывника и его родителей, вовсе не является смягчающим обстоятельством.
Об адекватности, вернее, о неадекватности преступления и наказания в украинском законодательстве говорить можно бесконечно. Примеров тому - несть числа. Так, в течение года в Украине существовала ситуация, когда, позарившись на чужой велосипед можно было получить срок от 8 до 12 лет, как за кражу в особо крупных размерах. Законодатели не поспевали за инфляцией, в результате чего в заключении оказывались люди, которым вообще не место в тюрьме. Остается надеяться, что по амнистии на свободу вышла значительная часть именно тех, кто «сел» за кражу нескольких мешков капусты и подделку проездного билета. Хотя исправлять судебные ошибки и не входит в задачи амнистии.
Впрочем, памятуя о том, что все познается в сравнении, следует отдать должное законам последних лет, регламентирующим порядок проведения амнистий. Ведь сегодня живы еще люди, на памяти которых проводились совсем другие амнистии. Когда с трибуны Верховного Совета СССР клеймились «обветшалые догмы буржуазного права вроде презумпции невиновности», а оправдательный приговор был настоящим ЧП и свидетельством личного героизма судьи.
Законы
об амнистиях как летопись Страны Советов
За годы советской власти высшими органами государственной власти издано около 150 актов об амнистии. За исключением так называемых «разгрузочных», они, как правило, были приурочены к определенным датам. Причем в этом смысле поводами для амнистии могли стать самые разные по значимости события - от окончания Великой Отечественной войны до энной годовщины отмены калыма. Практика, принятая, в принципе, во всем мире, но отечественные идеологи находили в этом особую логику. Почему-то считалось, что объявление амнистии в связи со знаменательными датами каким-то образом «стимулирует ее исправительно-профилактическое воздействие» и способствует «восприятию акта об амнистии широкими массами трудящихся как справедливого, а не как поблажку преступнику».
Уже в одном из первых актов об амнистии - постановлении, принятом 6 ноября 1918 года, всем ревтрибуналам и нарсудам предписывалось в срочном порядке пересмотреть списки осужденных лиц с целью применения «досрочного освобождения в самых широких размерах» в отношении тех из них, кто не представляет опасности для республики. Спустя полгода всем губернским ЧК и ревтрибуналам повелели «немедленно освободить» рабочих и крестьян, примкнувших, «вследствие малой сознательности», к выступлениям против Советской власти. С тех пор так и повелось: недолго думая, «садили», затем частично выпускали, освобождая место для следующих партий. Так зарождалась система, позднее трансформировавшаяся в знаменитый
ГУЛАГ - Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения, через которое впоследствии прошли миллионы людей - примерно четверть только мужского населения страны.
В соответствии с постановлением об амнистии V Всеукраинского съезда Советов (5 марта 1921 г.) лицам, приговоренным к смертной казни, но искренне раскаявшимся в своих преступлениях, высшая мера наказания заменялась пятью годами лишения свободы. Правда, «на кулаков, заключенных в концентрационные лагеря по инициативе комитетов незаможных селян, амнистия распространяется только при наличии соответствующих постановлений комитетов незаможных селян. Больно уж допекли в свое время. Инструкция Наркома юстиции УССР вносит еще одно уточнение. В случаях, когда применение амнистии зависит от раскаяния осужденного, а «искренность последнего вызывает сомнение», суды были вправе руководствоваться мнением комбедов относительно того, «насколько можно доверять искренности раскаяния виновного». В особо трудных случаях рекомендовалось «руководствоваться социалистическим правосознанием». Так изощренно действовало советское государство, «чуждое чувству классовой мести».
Весной 1923 года объявляется амнистия участникам кронштадского восстания - «обманутым буржуазией рабочим и крестьянам, разбросанным по разным странам, и подвергающимся эксплуатации как дешевая рабочая сила». Дешевая рабочая сила была нужна и на родине, но вопреки ожиданиям, особого ажиотажа эта милость не вызвала, и срок регистрации лиц, желающих воспользоваться ею, пришлось продлить еще на 8 месяцев. Летом 1923 года были амнистированы рабочие и крестьяне, проявившие, «вследствие вековой темноты и невежества» склонность к приготовлению и сбыту спиртных напитков. Гуманная акция проводилась «в целях облегчения положения» таких лиц, равно как «и в целях предоставления им возможности принять участие в полевых работах».
11 августа 1935 года постановлением ЦИК СССР были освобождены от дальнейшего отбывания наказания все должностные лица, осужденные в связи с саботажем хлебозаготовок и за выпуск трудовых займов и прочих денежных суррогатов. Виновные в этих нарушениях были в свое время сняты с работы и осуждены к различным мерам наказания, что «послужило серьезным уроком для служащих государственного советского аппарата и имело своим последствием значительное укрепление служебной дисциплины». Учитывая, что совершенные этими должностными лицами преступления не были связаны с «какими-либо корыстными мотивами и являлись в подавляющем большинстве случаев результатом неправильного понимания осужденными своих служебных обязанностей», Советское государство простило их великодушно...
Первая послевоенная амнистия касалась, главным образом, фронтовиков. И не распространялась, например, на 14-15-летних детей, привлекаемых к уголовной ответственности «за дезертирство с трудового фронта» (голодая на заводах, они нередко сбегали в родные деревни) . Прощения им не было, и военные трибуналы выносили решения по таким «делам», состоявшим, как правило, из нескольких страничек. В них значилось, откуда подросток прибыл, на какой завод был зачислен и когда «дезертировал». Состав преступления был налицо, поиски же преступников особого труда не составляли - все они возвращались в свои родные деревни. Такие дела зачастую даже не рассматривались индивидуально - детей просто строили в коридоре тюрьмы, сверяли номера и отправляли в места лишения свободы. Статья за дезертирство предусматривала от пяти до восьми лет.
Оценка общественной опасности содеянного менялась постоянно. Например, в 50-е годы взяточничество, можно сказать, вообще всерьез не бралось - за него давали не более пяти лет. За злоупотребление служебным положением была предусмотрена огромная «вилка» - от шести месяцев до десяти лет лишения свободы. В то же время наряду с грабежом, кражей существовал такой термин - растрата как форма хищения государственных и общественных средств. Под действие этой статьи подпадали лица, отвечающие за финансы - руководитель и главный бухгалтер предприятия. Если должностные лица расходовали государственные и общественные средства не по предусмотренным статьям, это квалифицировалось как растрата даже в тех случаях, если средства не были использованы в корыстных целях. Растрата была в те времена одной из форм хищений и ответственность за такое нарушение предусматривалась указами 1947 года. Тогда в один день - 4 июля, что, очевидно, должно было символизировать единство интересов государства и народа, было принято два указа: первый - об усилении уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества, второй - личного имущества граждан. Санкции предусматривались страшные: от 10 до 25 лет лишения свободы.
26 марта 1953 года в Киевском областном суде слушалось в кассационном порядке дело председателя ирпенского райисполкома. Деньги он действительно потратил не по назначению: на строительство, на помощь старикам и вдовам. В суде удалось доказать, что, злоупотребляя служебным положением, себе он не присвоил ни копейки. Однако кассационную жалобу адвоката, в которой речь шла об отсутствии в действиях подзащитного состава преступления, суд отклонил, оставив в силе приговор - десять лет лишения свободы. Но ему повезло - на следующий день была объявлена ставшая впоследствии знаменитой амнистия 1953 года, по которой, в частности, были амнистированы и осужденные за должностные преступления, независимо от назначенных сроков отбывания наказания.
В указе Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 г. «Об амнистии» говорится: «В результате упрочения советского общественного и государственного строя, повышения благосостояния и культурного уровня населения... укрепились законность и социалистический правопорядок, а также значительно сократилась преступность в стране.
Президиум Верховного Совета СССР считает, что в этих условиях не вызывается необходимостью дальнейшее содержание в местах заключения лиц, совершивших преступления, не представляющие большой опасности для государства, и своим добросовестным отношением к труду доказавших, что они могут вернуться к честной трудовой жизни и стать полезными членами общества».
Полному освобождению из мест заключения подлежали все осужденные к лишению свободы сроком до пяти лет, отбывающие срок за должностные, хозяйственные и некоторые воинские преступления, независимо от назначенного им срока наказания. Не распространялась она лишь на особо опасных рецидивистов, злостных нарушителей режима и «политических».
Законы о последующих амнистиях отразили сначала «оттепель», а затем «закручивание гаек». И каждый из них, вплоть до последних, «перестроечных», всегда чутко откликался на политическую ситуацию, безошибочно и тонко учитывая «текущий момент».
Кому я должен, всем прощаю
За последние пять лет в Украине было проведено семь амнистий, если не считать таковой помилование некоторых категорий лиц от 24 февраля 1996 года. Приз за великодушие можно, пожалуй, присудить декабрьской амнистии 1996 года. Тогда Верховная Рада Украины приняла, а Президент Л. Кучма подписал закон об амнистии лиц, принимавших участие в массовых акциях протеста против несвоевременных выплат заработной платы, пенсий, стипендий. «Руководствуясь принципами человечности и ответственности государства перед гражданами», постановили следующее: Освободить от наказания осужденных за организацию и участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок, блокирование транспортных коммуникаций и т.д. при условии, что эти правонарушения были связаны с протестом против несвоевременных денежных выплат.
Так человеколюбие одержало победу - «нахально» требующие получения положенных им зарплат, пенсий, других социальных выплат были милостиво прощены.
...Пожалуй, законы об амнистии больше и откровеннее расскажут потомкам о канувших в Лету временах, чем тома перманентно «модернизируемых» учебников истории.