Еще четыре-пять лет назад государственное предприятие «Збаражский завод продтоваров» поддерживало свою марку. Вкусные плодово-ягодные вина, ликеры, изготовленные в небольшом райцентре на Тернопольщине — Збараже, были известны жителям не только области, но и соседних регионов. Постепенно, из-за скромных масштабов производства и отсутствия продуманной стратегии сбыта, завод пришел в упадок. Но параллельно с упадком легального производства его должностные лица поочередно разворачивали бурную деятельность, не вписывающуюся в рамки закона. В прошлом году директор предприятия был привлечен к уголовной ответственности за изготовление и реализацию большой партии некачественной водки. А следующие должностные лица пошли дальше: они произвели отчуждение имущественного комплекса — помещение и оборудование, повторяю, государственного предприятия.
В 2000 году на выполнение соответствующего указа Президента и поручения Кабмина Министерство аграрной политики утвердило перечень государственных предприятий, относящихся к сфере его управления. Туда вошел и Збаражский завод продтоваров.
Следующие события разворачивались довольно вяло, но завершение их оказалось веселым.
Еще в 2002 году по заявлению Збаражской межрайонной ГНИ Хозяйственный суд области возбудил дело о банкротстве этого же завода продтоваров. Все кредиторы предъявили требования на сумму более 2 млн. гривен. Но зачем, подумали в суде, ликвидировать должника, если можно разговаривать с кредиторами по-другому. Завод заключил с ними мировое соглашение, которое не выполнялось. И вот в октябре прошлого года должностные лица предприятия заключают с теми же кредиторами — налоговой инспекцией, одним из спиртзаводов области, банком и третьим лицом (частным предприятием N.) — новое мировое соглашение, которое утвердил определением Хозяйственный суд. А в нем черным по белому записано, что частная фирма берет на себя обязательства до 1 ноября 2009 года погасить задолженность завода перед ГНИ и спиртзаводом на сумму более 2,4 млн. гривен, а должник, завод продтоваров, должен произвести отчуждение части имущества (помещения и оборудование) в пользу третьего лица — частного предприятия.
Но благородной цели — восстановлению платежеспособности должника без его ликвидации — песню не споем. Отчуждать имущество государственного предприятия без согласия отраслевого министерства не позволяет закон. В Хозяйственном кодексе (ст.75) четко записано, что «отчуждать имущественные объекты, относящиеся к основным фондам, государственное коммерческое предприятие имеет право только при предварительном согласии органа, в сферу управления которого оно входит, и, как правило, на конкурентных основах». Такие же требования зафиксированы и в приказе ФГИУ (редакция от 29.03.2004 года). Кроме того, этот нормативный документ предусматривает только конкурентные способы отчуждения госимущества — через биржи, на аукционе, конкурсе.
Но на законодательные нормы должностные лица завода продтоваров особенно внимания не обращали. И поспешили закрепить переданное им в собственность имущество — документально!
Из материалов доследственной проверки, проведенной прокуратурой Збаражского района совместно с управлением Государственной службы борьбы с экономической преступностью УМВДУ в области, видно, что в январе нынешнего года руководители завода заключают с этим ЧП два нотариально заверенных договора купли-продажи заводского имущества на общую сумму свыше 1,5 млн. гривен. В эти договоры был внесен пункт, который даже в случае расторжения или признания мирового соглашения недействительным собственность на имущество завода остается за частным предприятием. Следовательно, частники оформили инвентарное дело оставив сооружения и оборудование Збаражского завода продтоваров за своим предприятием и тем самым изменили форму собственности имущественного комплекса с государственной на частную.
По-видимому, после всех этих событий в частном предприятии схватились за головы: плохи дела! Руководители завода продтоваров не имели права самостоятельно принимать решение об отчуждении государственного имущества. Тогда частники обращаются за разрешением в Государственный департамент продовольствия Минагрополитики. В местной прессе появилась информация, что частное предприятие разрешение получило, хотя и задним числом (23.12.04 г.). Но 18 марта 2005-го председатель департамента Е.Лавров прислал официальное письмо на имя прокурора Збаражского района В.Миронова, в котором сказано: разрешения не были предоставлены, поскольку «от завода не поступило ходатайств об их предоставлении...»
Прокуратура Збаражского района увидела в действиях должностных лиц завода продтоваров признаки преступления, предусмотренного ч.3. статьи 365 Уголовного кодекса Украины («превышение власти или служебных полномочий... если они привлекли к тяжелым последствиям»). Было возбуждено уголовное дело. Сейчас продолжается расследование, и можно не сомневаться, что дело будет передано в суд.