БОРЬБА С «ХИМЕРАМИ»

5 ноября, 1999, 00:00 Распечатать

«Отмывание» денег с помощью фиктивного предпринимательства является сегодня в нашей стране одним из наиболее прибыльных и в значительной степени безопасных видов преступной деятельности...

«Отмывание» денег с помощью фиктивного предпринимательства является сегодня в нашей стране одним из наиболее прибыльных и в значительной степени безопасных видов преступной деятельности. Фиктивные фирмы регистрируются в одной области, «накопление» денег (как правило, путем хищения кредитных ресурсов, бюджетных средств) происходит в ряде других областей, а перечисление их через корреспондентские счета соответствующих банков вообще осуществляется в другом регионе. Учитывая, что проводятся эти операции в весьма сжатые сроки, выявление фиктивных фирм и раскрытие совершенных с их помощью преступлений становится крайне затруднительным.

Впрочем, даже в тех случаях, когда правоохранительным органам все-таки удается выявить такие фирмы, перечисленные ими средства уже находятся вне пределов Украины, вернуть откуда их практически не представляется возможным, несмотря на всевозможные международные договоры. Так говорят специалисты, одновременно выражая уверенность в том, что ощутимым препятствием на пути открытия фиктивных фирм могла бы стать хотя бы даже централизованная система регистрации утерянных гражданами паспортов. Речь об этом идет уже не первый год. Но, видимо, те, от кого зависит принятие соответствующего решения, особой необходимости в этом не видят. О том, как сегодня правоохранительные органы пытаются бороться с фиктивным предпринимательством и о мерах, необходимых для повышения эффективности этой борьбы, рассказывает Андрей Хочунский, начальник управления надзора за соблюдением законов специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью Генеральной прокуратуры Украины:

- Сегодня правоохранительные органы обеспокоены ростом количества преступлений и, так сказать, качественным их изменением в кредитно-финансовой, банковской сферах. Прежде всего речь идет о преступлениях, совершаемых с помощью специально созданных фиктивных фирм, с целью перевода безналичной денежной массы в украинской национальной валюте за границы нашего государства с последующей ее конвертацией в иностранную наличную валюту.

Характерный пример. Главным управлением по борьбе с организованной преступностью МВД Украины совместно с Генеральной прокуратурой была пресечена попытка перевода за рубеж почти 80 миллионов гривен, ранее украденных из Винницкого областного управления Национального банка Украины. Хищение было совершено путем несанкционированного доступа в компьютерную сеть управления НБУ - то, что сейчас называют «хакерскими» преступлениями. Весьма характерен также способ, с помощью которого собирались использовать эти безналичные денежные средства, поскольку непосредственно воспользоваться ими преступники, естественно, не могли.

Для того, чтобы перевести эти средства за рубеж, обналичить их там и воспользоваться ими уже на территории Украины, была использована специально созданная фиктивная фирма, оформленная на подставное лицо, якобы выступавшая сначала в качестве поставщика горюче-смазочных материалов. На эту фирму и были перечислены украденные 80 миллионов, хотя, естественно, никаких ГСМ не было (если бы их закупили на указанную сумму, это составило бы 27 железнодорожных составов, каждый - из шестидесяти 60-кубовых цистерн). В свою очередь, эта же фирма якобы приобрела у некой латвийской, тоже несуществующей фирмы, уже компьютеры и ризографы, которые, естественно, вообще не пересекали таможенную границу Украины. Цель же всех этих сделок была одна: через корреспондентский счет перевести деньги за пределы Украины и беспрепятственно распорядиться ими. Характерно, что лишь в одном этом случае средства, которые пытались перевести за границу, превысили сумму ущерба, причиненного всеми ранее выявленными аналогичными преступлениями.

Хотя преступление было своевременно пресечено, однако совмещение достаточно нетривиального способа хищения денежных средств с использованием фиктивной фирмы, а также сумма ущерба, фигурировавшая по этому делу, свидетельствуют о том, что именно такого рода преступная деятельность становится характерной тенденцией, может быть, даже приметой нынешнего времени. В этом уголовном деле четко прослеживаются все моменты, связанные с организованной преступностью, действующей в финансовой, банковской системе и использующей существующий порядок движения денежных средств для их «отмывания». К сожалению, однозначного определения этого понятия в законодательстве пока не существует, хотя как раз в этом случае можно говорить именно об «отмывании» денег. Тот же факт, что в конкретном случае нам удалось пресечь такую деятельность, увы, еще не свидетельствует об идеально налаженной работе по предотвращению такого рода преступлений. Пока что это скорее исключение из правила, хотя определенные наработки в этой области у нас есть.

Сейчас можно со всей определенностью заявить, что для «отмывания» добытых преступным путем средств посредством перевода безналичных средств в наличные и их конвертацию в иностранную валюту организованные преступные группы активно используют существующую систему расчетов. С этой целью в большинстве регионов создана сеть фиктивных предприятий, которые не занимаются предусмотренной уставом деятельностью. Регистрируются они на имя подставных лиц. На счетах таких предприятий аккумулируются значительные денежные средства, нажитые, как правило, путем хищений кредитных ресурсов, бюджетных средств, предоплаты, перечисленные другим предприятиям для получения национальной или иностранной валюты вопреки установленному порядку проведения валютных операций. Эти средства (иногда от одного до пяти миллионов гривен одновременно) перечисляются под видом взаимозачетов по фиктивным договорам с иностранными коммерческими структурами на корреспондентские счета иностранных банков (чаще всего - прибалтийских, российских и белорусских). Затем средства беспрепятственно размещаются на незаконно открытых за пределами Украины валютных счетах, конвертируются в иностранную валюту, возвращаются в распоряжение преступных группировок.

Далеко не единичны случаи, когда организованные преступные группировки активно используют фиктивные фирмы и для совершения ряда иных преступлений. Например, для содействия контрабандному ввозу в Украину подакцизных товаров с последующей их «легализацией» и реализацией уже через реально существующие коммерческие структуры, для уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей.

Так, в Киеве работниками УБОП был выявлен ряд фиктивных фирм, через которые якобы осуществлялась реализация значительного количества импортной аудио- и видеоаппаратуры, бытовой техники. На трех складах были изъяты товарно-материальные ценности на сумму около пяти миллионов гривен. Документы же, подтверждающие пересечение таможенной границы Украины, а также уплату соответствующих платежей в бюджет, предоставлены не были.

По аналогичным фактам сейчас возбуждено несколько десятков уголовных дел. Кстати, по каждому из них причиненный ущерб составляет от 30 тысяч до нескольких миллионов гривен. Так, в одной лишь Львовской области в результате проверок, осуществленных органами прокуратуры совместно с сотрудниками спецподразделений и контролирующих органов, было установлено 24 фиктивных предприятия, через счета которых незаконно обналичивались средства 1 340 предприятий разных форм собственности. Вследствие их деятельности государство недополучило налогов на сумму около 15,5 миллиона гривен. По материалам Управления по борьбе с организованной преступностью возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц управления налоговой милиции Львовской области, которые безосновательно разблокировали счет фиктивного предприятия «Электронполиграфмаш», предоставив тем самым преступникам беспрепятственно перевести и укрыть 94 тысячи гривен, на которые уже был наложен арест. Кстати, через расчетный счет указанного фиктивного предприятия только за пять месяцев было обналичено более 1,3 миллиона гривен.

Не так давно ГСУ МВД Украины направлено в суд уголовное дело в отношении группы должностных лиц Центра деловых и творческих инициатив «Мета» г.Киева. Последние обвиняются в хищении с использованием поддельных документов несуществующих субъектов предпринимательской деятельности из государственных и коммерческих банков Украины с помощью телеграфных авизо денежных средств на общую сумму в 259 миллионов гривен и в покушении на хищение еще 41 миллиона гривен.

Только по законченным уголовным делам за последние два года в 18 регионах Украины выявлено 124 фиктивные фирмы, которыми через корреспондентские счета банков-нерезидентов перечислено более 63 миллионов гривен, обналичено около 3,3 миллиона долларов США и более 90 миллиардов рублей РФ. Впрочем, ввиду высокого уровня латентности указанных преступлений, говорить можно только о видимой вершине айсберга, а реальные масштабы такой преступной деятельности значительно больше.

Тем более что за последние годы заметно возросло как количество выявленных фиктивных фирм, используемых для конвертации, так и масштабы указанной деятельности: если за весь прошлый год выявлено 2 680 таких фирм, то за шесть месяцев нынешнего - уже 2 191. В Киеве раскрыта преступная группа из числа должностных лиц ряда коммерческих банков и структур, занимавшихся конвертацией денежных средств через специально созданный «теневой» банк и разветвленную сеть конвертационных центров, через которые ежемесячно «отмывалось» до 40 миллионов гривен.

К тому же преступные группировки, действующие на территории Украины, сотрудничают с аналогичными группами в странах ближнего зарубежья, что приводит к созданию устойчивых преступных связей уже международного характера. Не случайно, что практически во всех регионах Украины для перечисления средств использовались корреспондентские счета одних и тех же прибалтийских банков («Риетуму», «Латеко», «Парекс»).

- Известны ли вам примеры применения статьи 80 Уголовного кодекса Украины, предусматривающей ответственность за нарушение правил валютных операций?

- Одним из первых уголовных дел, по которым были привлечены к ответственности и осуждены именно за нарушение правил валютных операций, было дело, расследовавшееся в Днепропетровской области. Приговором судебной коллегии по уголовным делам областного суда двое лиц, возглавлявших ООО «Парис» (довольно символическое совпадение, ведь этот персонаж, в честь которого названо лжепредприятие, кстати, был известен и как мошенник), осуждены по части 2 статьи 80 УК Украины к пяти годам лишения свободы. Характерно, что по нему виновные были не просто впервые привлечены к уголовной ответственности за конвертацию, но и во время проведения оперативно-розыскных мероприятий изъято и обращено в доход государства более 190 тысяч долларов США наличными, предназначавшихся для расчетов с лицами, переводившими на их счет безналичные тогда еще карбованцевые массы.

- Каковы, по вашему мнению, основные пути разрешения этой проблемы?

- Усилиями одних только правоохранительных органов решить ее нельзя. Ведь мы ведем борьбу с уже совершенными преступлениями, в то время как предотвращение их возможно в результате принятия целого комплекса мер организационного, правового и экономического характера. Видимо, пришло время ужесточить контроль за осуществлением расчетов по корреспондентским счетам, не ставя, разумеется, под сомнение их необходимость. Не помешала бы и обязательная предварительная проверка достоверности документов, обосновывающих платежи по корреспондентским счетам.

Целесообразно было бы организовать в рамках действующего законодательства постоянное информирование спецподразделений по борьбе с организованной преступностью соответствующими государственными органами, банковскими учреждениями обо всех крупномасштабных финансовых операциях, прежде всего сомнительного характера, по корсчетам банков-нерезидентов Украины. Пора устранить возможность бесконтрольной регистрации фиктивных фирм на подставных лиц, предусмотрев создание единого банка данных об утерянных гражданами документах и обязательную проверку подлинности предоставляемых в связи с этим документов. Ведь только за последние два с половиной года зарегистрировано более 450 тысяч официальных обращений граждан о краже или утрате паспортов, и, вне всякого сомнения, значительное количество их используется преступниками.

Наконец, пора установить и уголовную ответственность за «отмывание» денег, ведь сейчас, к сожалению, в нашем уголовном кодексе вообще отсутствует статья, предусматривающая ответственность за подобного рода преступную деятельность, под которую бы в комплексе подпадали все признаки таких действий. Потому-то и привлекаются виновные за сопутствующие составы преступлений - за подделку документов, на которые открываются фиктивные фирмы, фиктивное предпринимательство, иногда за нарушение правил о валютных операциях, уклонение от уплаты налогов, хотя доказать это значительно сложнее. Однако эти статьи предусматривают альтернативную меру наказания (в том числе и штраф, и исправительные работы), в самом худшем случае - несколько лет лишения свободы, возможно, даже без конфискации имущества. Разумеется, что такие меры наказания абсолютно несопоставимы с тем экономическим ущербом, который наносится государству «деятельностью» фиктивных фирм, лиц, которые стоят за ними.

Справка «ЗН»

За границей под «отмыванием грязных денег» подразумевают процесс, в ходе которого деньги, полученные в результате противоправной деятельности, «очищаются», проходят через финансовую, банковскую системы, то есть обретают видимость законных доходов. «Отмывание грязных денег» считается преступлением в целом ряде стран, в том числе в Великобритании, Канаде, Франции, Австрии, Италии. Пожалуй, жестче всего поставлен вопрос борьбы с этим явлением в США. Там кредитно-финансовые учреждения обязаны хранить в течение минимум пяти лет определенную документацию, в частности, информацию о предоставлении кредита на сумму более 10 тысяч долларов, карточки бухгалтерского учета, касающиеся операций по счетам и копии чеков на сумму свыше 100 долларов, оплаченных в банковском учреждении. За нарушение этих требований банковское учреждение, его руководитель, должностное лицо, служащий могут понести наказание в виде уплаты штрафа в размере 10 тысяч долларов за каждое нарушение. Последние десять лет применяется дополнительная форма отчета, предусматривающая специальную отметку в том случае, если проводимая операция вызывает подозрение. И это не просто благое пожелание: нарушитель данного положения может нести за соответствующее нарушение уголовную ответственность.

Введена также форма отчетности о платежах наличными в сумме более 100 тысяч долларов. Эта форма отчетности должна предоставляться в течение 15 дней после получения наличных. Нарушитель данного положения может быть подвергнут штрафу в пределах 25 тысяч долларов или тюремному заключению сроком до пяти лет. Кроме того, законодательно предусмотрена возможность выплаты вознаграждения лицам, предоставившим информацию, которая привела к взысканию свыше 50 тысяч долларов в виде штрафа или конфискации.

В 1986 году в США был принят Акт о контроле за «отмыванием» денег. В соответствии с этим документом совершение финансовых операций в отношении собственности, которая извлечена из «однозначно определенной незаконной деятельности», влечет наказание в виде штрафа размером до 500 тысяч долларов или лишением свободы сроком до 20 лет. Кроме весьма жестких санкций, предусмотренных федеральным законодательством, во многих штатах действуют законы, в соответствии с которыми «отмывание денег» признается государственным преступлением, а это в значительной степени расширяет, в частности, возможности уголовного преследования лиц, осуществляющих операции такого рода.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно