В "Повести временных лет" под 1053 г. записано: "У Всеволода родился сын Владимир от царицы греческой". В следующем году умер великий князь киевский Ярослав Мудрый. Мать Владимира - дочь византийского императора Константина Мономаха, потому Мономахом называли и ее сына.
Владимир получил три имени: княжеское - Владимир, при крещении - Василий, от деда по материнской линии - Мономах. Кровь русских князей и византийских императоров пульсировала в его жилах. С 13 лет он увлекался охотой и военным делом. Он научился не только крепко держаться в седле, искусно владеть мечом, но и мыслить как военный полководец и стратег. Его тактика на войне отличалась четкостью и продуманностью. Таким он был и в мирной жизни. Княжение Владимира Мономаха началось в Ростове и Смоленске. Здесь он овладевал государственной стратегией.
В 1093 г. умер отец Владимира Всеволод. Сам Владимир к тому времени был в расцвете сил. Он видел перед собой большое политическое будущее. Конечно, Киев как столица Руси привлекал его. Но Владимир был еще и весьма осторожным. Он понимал, что его претензии на Киев весьма рискованны, ибо законное право на княжий стол имел Святополк - старший брат. Вести братоубийственную войну Владимир не хотел, поэтому сначала княжил в Чернигове, потом в Переяславе. Эти города давали ему новые силы, а главное - опыт. Он учился управлять провинциальными городами, чтобы со временем руководить государством.
Киевская Русь конца ХІ в. страдала от нападений половцев. Тогдашний великий киевский князь Святополк не мог сплотить удельных князей, между которыми были постоянные распри. Нужно было что-то немедленно делать. Иначе - неминуемое нашествие половцев. Государство нуждалось в лидере, который встал бы во главе сопротивления половцам. И тогда эту государственно-историческую миссию выполнил Владимир Мономах. В 1097 г. он созвал съезд князей в Любече. Главная цель собрания - объединить правителей, прекратить борьбу за власть. Сначала это историческое княжеское собрание планировали провести в Киеве, но позже выбор пал на Любеч. Очевидно, это случилось не случайно. Само название города - символ любви между братьями. Кроме потомков Ярослава, то есть киевского Святополка, Владимира и Святославичей (Давида, Олега, Ярослава) - так называемого триумвирата, на собрание пригласили и князей-изгоев - Игоревичей (волынского Давида) и Ростиславичей (Володаря и Василька). Им были даны совещательные голоса. По решению князей Олег должен был отдать Чернигов, ограничившись Новгородом-Северским. Владимир Мономах припомнил ему, как тот когда-то отобрал у него Чернигов. Давид и Ростиславичи были вне серьезной политической игры. Их пригласили для создания иллюзии демократизма, поскольку инициаторы собрания решили все ключевые вопросы накануне.
На съезде в Любече ввели понятие "отчина" для определения владения князей. Это должно было стать фактическим делением Руси между представителями княжеских родов, но под омофором киевского князя. Участники собрания решили жить в мире и согласии, поэтому целовали крест, присягая друг другу на верность. Так появились три центра Руси, которые стали ее политическими и военными форпостами: Киев, Чернигов и Переяслав. Летописец в "Повести временных лет" написал об этом собрании русских князей:
"…И собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, поднимая сами на себя вражду? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут усобицы; теперь же с этих пор станем жить в одно сердце и блюсти Русскую землю. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю <…> И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Владимир Мономах приложил максимум усилий, чтобы господствующими стали общегосударственные интересы Руси, а не приоритеты удельных княжеств.
Вопрос "Как завоевать Киев?" был ключевым для Владимира Мономаха на протяжении многих лет. Столица Руси и положение ее властителя давно манили Мономаха. И он шел к этой цели медленно, но уверенно, без права на ошибку. После 1099 г. в Руси сложилась любопытная политическая ситуация. Можно говорить о существовании двух государств в составе одного большого. Под властью Святополка были Киевщина, Волынь, Туров и Пинск. Владения Мономаха: Переяслав, Смоленск, Новгород, Поволжье. Понятно, что государство Мономаха было значительно более сильным, чем государство даже Святополка. Потому что под властью Владимира находились политические и экономические центры Руси. Кроме того, эти земли выполняли функцию военных форпостов, создавая буферную зону между центром Руси и Степью. От них зависела безопасность Киева. И эту безопасность гарантировал именно Мономах. Владимир не случайно сделал ставку именно на эти земли. Он понял, что проложит через них свой путь в Киев, постепенно подчиняя своей власти другие земли, понимая, что удержаться на большом столе можно лишь имея поддержку земель, гарантирующих городу на Днепре безопасное существование.
Вместе с тем угроза со стороны половцев для Руси не миновала. Именно эту опасность и использовал Владимир Мономах как доминанту своей политики, как политический козырь, который обеспечит ему путь в Киев. На протяжении 20-летнего княжения в Переяславе он вел постоянную борьбу со степняками. Годы борьбы с половцами принесли Владимиру громкую славу. К его словам прислушались русские князья и иностранные властители. Даже на Долобском съезде Владимир Мономах мог позволить себе в присутствии других князей вычитывать киевского князя Святополка за то, что тот не отправляется в походы против половцев. Дескать, пользуется тем, что Киев защищен. Владимир как дальновидный политик предостерегал его от такого чувства безопасности, ведь половцы в любую минуту могут положить ему конец.
Самые крупные походы Владимира Мономаха против половцев приходятся на 1103-й, 1107-й,
1109-й и 1111 годы. Именно Владимир, а не киевский князь Святополк, являлся главным инициатором этих походов. Это были блестящие победы гениального полководца, которые дали Руси долгожданную защиту от воинственной Степи.
Киевский князь Святополк был в союзе со Святославичами, а также правителями венгерским и польскими. Это сдерживало осторожного Мономаха, который наперед просчитывал свои шаги. Он понимал, что конфликт со Святополком сразу же приведет к конфликту с Польшей и Венгрией. В своем "Поучении детям" Владимир Мономах писал: "Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков". И этот принцип был для него делом чести. Слава половецких походов сделала Мономаха самым уважаемым политиком…
19 марта 1113 г. произошло солнечное затемнение, а спустя 10 дней - лунное. Природа давала знать, что близятся большие перемены. Действительно, 16 апреля умер киевский князь Святополк. И уже на следующий день после похорон делегация от киевского вече отправилась к Владимиру Мономаху. Они просили его занять киевский стол и стать властителем Руси. По праву Киев должен был перейти к старшему сыну Святополка Ярославу, который правил на Волынских землях. Владимир знал об этом. Киев, овеянный мечтой и желанный, был таким близким! Но как поступить, чтобы все было законно и без распрей между князьями? Владимир якобы дает самоотвод. Киевляне посылали к Мономаху гонцов с вестями о том, что в Киеве начались бунты, а будут еще большие мятежи, если Владимир не придет на помощь. Таким образом Владимир "вынужден" был согласиться. Трудно сказать, действительно ли были стихийные народные бунты, или же инициированные с умыслом, дабы узаконить приход Мономаха на киевский стол… В конце концов, главное то, что Владимир Мономах стал великим киевским князем и властителем Руси. Он сделал это законным путем, придя в город по требованию самих киевлян, чтобы погасить бунты и установить мир. Было нарушено отчинное право, но в дальнейшем Владимир его будет культивировать, чтобы закрепить Киев за своим родом.
Владимир Мономах сконцентрировал в своих руках большую часть государства Ярослава Мудрого: Киев, Волынь, Переяслав, Смоленск, Новгород, верхнее Поволжье. Внешняя политика киевского властителя была направлена в основном на борьбу с половцами и их неизменным союзником князем Олегом Святославичем. Во внутренней политике и государственной идеологии Владимир Мономах культивировал идею единства Киевского государства, стараясь предотвратить его распад на самостоятельные княжества. Вместе с тем он придерживался принципа, что каждый князь должен наследовать владения своего отца. Владимир Мономах талантливо соединил колоссальную индивидуальную харизму с волей и позицией вече. Сила индивидуальной харизмы дополнилась созвучной волей большинства. Спустя столетие Никколо Макиавелли напишет: "Победа никогда не бывает полной до такой степени, чтобы победитель мог ни с кем не считаться, и особенно - мог пренебречь справедливостью". Владимир Мономах своей деятельностью продемонстрировал действенность этого принципа намного раньше.
"Вотчим" монастырем Владимира Мономаха был Выдубицкий. Именно при его поддержке здесь был создан центр книжников. Говоря современным языком, это был идеологический центр Мономаха и его пресс-центр. По заказу нового киевского князя переписали "Повесть временных лет", то есть создали новую ее редакцию, где повышалась роль рода Мономаховичей в развитии Руси. Сам Владимир Мономах также не сторонился пера. Его "Поучение детям" - своеобразная политическая азбука, созданная человеком с колоссальным опытом управления государством, человеком, который прошел длинный путь к престолу властителя. Мудрый и хитрый политик, Владимир Мономах дает советы князьям, как управлять государством, как лучше править. Вероятно, над своим произведением Владимир Мономах работал на протяжении многих лет. Первая его часть написана, когда он готовился занять киевский стол. Это своеобразная предвыборная программа князя, рассчитанная на несколько лет. С этой политической программой Владимир Мономах начал борьбу за Киев и победил. Вторая часть, где в основном описаны походи князя, его военные действия, творилась во времена управления Русью. Третья появилась, когда Владимир был в преклонном возрасте, незадолго до его смерти, поэтому и прозвучала как завет правителя своим сыновьям и потомкам.
Евгений Маланюк в "Очерках по истории нашей культуры" писал, что "Поучение" Владимира Мономаха является "первостепенной важности исторически-психологическим документом. Личность автора появляется перед нами здесь правоверным христианином и христианским гуманистом. От "варяжества" остаются только следы. Проблему, с которой боролся Владимир Святой, - цена человеческого жизни в связи с заповедью "не убий" - его правнук Владимир Мономах решил радикально: виновен или не виновен - не убивайте, не губите душу человека.
Этот радикально-христианский гуманизм появился у нас в начале ХІІ в. и провозглашен был не епископом, не философом, а властителем, одним из лучших князей Руси, последним великим представителем варяжской династии в Киевском Государстве Средневековья". Действительно, это был огромный прорыв для тогдашней Европы - отмена смертной казни, четко зафиксированная по воле Мономаха в "Правде Русской".
Идеальный христианский правитель у Владимира Мономаха - это не традиционный византийский тип монарха, полномочия которого дарованы ему Богом. А оригинальный и неповторимый образ правителя, который, по убеждению автора "Поучения", нужен державе и его народу. Именно Владимир Мономах провозгласил и утвердил своим личным примером важность народной поддержки для властителя.