Феномен Ярослава Мудрого

19 апреля, 16:59 Распечатать Выпуск №15, 20 апреля-25 апреля

Современное прочтение.

В 2019 г. Украина как историческая наследница Киевской Руси отмечает 1000-летие вокняжения на великом киевском столе Ярослава Мудрого — государственника, блестящего дипломата, мудрого книжника.

 В летописи "Повесть временных лет" под 1016 г. речь идет о борьбе между сыновьями Владимира за Киев. Ярослав выступил против киевского князя Святополка, по приказу которого были убиты князья-братья Борис и Глеб. Свой поступок Ярослав объяснил так: "Не я начал избивать братьев моих, но он; да будет Бог мстителем за кровь братьев моих, потому что без вины пролил он праведную кровь Бориса и Глеба. Или же и мне то же сделать? Рассуди меня, Господи, по правде, да прекратятся злодеяния грешного".

После победы в битве Ярослав сел на отцовский стол. Тогда ему было 28 лет. 1017 годом датируется короткая весть, что "Ярослав вошел в Киев", хотя право быть здесь получил еще в минувшем году. Неспешность князя объясняется дипломатическим даром и осторожностью, осознанием, что Святополк может напасть на Киев. Очевидно, Ярослав собирал дружину. Под 1018 г. речь идет о том, как Ярослав пошел против Болеслава и Святополка во главе большого войска. Болеслав отвоевал Киев у Ярослава, который бежит в Новгород и собирает "воев много", в который раз готовясь идти уже на свой Киев. Но Болеслав бежал с добычей, а Святополк княжил в Киеве. В 1019 г. состоялась решающая битва на реке Альта: "Ярослав стал на место, где убили Бориса, и, воздев руки к  небу,  сказал:  "Кровь  брата моего вопиет к тебе, Владыка! Отомсти за кровь праведника сего", и "была сеча жестокая, какой не бывало на Руси".

Ярослав одержал победу. Святополк погиб, убегая. Летописец фиксирует, что "Ярослав же сел в Киеве, утер пот с дружиною своею, показав победу и труд велик". Так произошло окончательное утверждение Ярослава Мудрого на великом киевском столе. 

В первой декларации христианской Руси "Слово о законе и благодати" Илариона, написанной, очевидно, при поддержке великого князя, представлено не только утверждение государства, но и его высокий духовный и книжный уровень. Мы склоняемся к мнению, что проповедь-декларация была написана в 1037 г. и приурочена к освящению Софийского собора. Под этим же годом в летописи помещена похвала князю за его книжную деятельность, определен статус Киева как государственного центра, подчеркнуто, что "Заложил Ярослав город великий,  у  того  же  града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения". Сказано под этим годом и о любви князя Ярослава к книгам, о том, что он "много переписывал их и собрал в церкви святой Софии, которую сам создал". Сергей Крымский отмечал, что официальной датой основания Софии считается 1037 г., но это "скорее всего, дата освящения храма". Известный украинский философ очень точно определил суть проблемы датирования закладки и освящения храма. Ведь в Софии есть фрески и 1018 года.

мудрый_1
Василий Артюшенко, ZN.UA
Собор Святой Софии

Предполагаем, что Ярослав заложил Софию в 1017-м — в году, когда сел на великий киевский стол. Как когда-то материализацией власти Владимира стала Десятинная церковь, так Ярослава — София. Владимир заложил Десятинную церковь в 988-м, в год крещения им Руси (после Аскольдового), это было начало нового христианского времени. Ярослав продолжил отцовскую традицию. В год восхождения на киевский стол он заложил Софию, ознаменовав этим начало своей эпохи. 1037-й — это и 20-летие правления Ярослава в Киеве, когда он освятил Софию. На этой торжественной церемонии будущий митрополит Иларион прочитал свое "Слово о законе и благодати". А книжник создал соответствующие статьи в летописи.

Правление Ярослава Мудрого — золотое время в истории Киевской Руси и ее книжности. Это был взлет политических и экономических основ, международной политики и дипломатии, централизации колоссальных просторов Руси, церкви, книжности, духовности, создание новой христианской личности. Книжность эпохи Ярослава синтезировала традиции духовно-культурного наследия Руси и Византии, формируясь как софиологичная, экзистенциальная, с доминированием христианского мировоззрения. Продолжая традицию князя Владимира, Ярослав Мудрый утверждал православную церковь на Руси как национальную по своему характеру и направлению. Определяющими аргументами в пользу этого были церковнославянское богослужение и славянский обряд. Византия стремилась доминировать над крещеной Русью, но не представляла для нее угрозы в плане политическом. Наоборот, обе стороны были заинтересованы в партнерских отношениях. В образе Византийской империи с ее высоким уровнем политики, культуры, церкви Русь Ярослава Мудрого видела идеал государства, к какому стремилась сама. Поставив в 1051 г. на митрополичью кафедру русского церковного деятеля и книжника Илариона, Ярослав Мудрый стремился национализировать русскую церковную иерархию, претендуя на некоторую конкуренцию с Византией как равного с равным. Русский князь старался найти идеологическое обоснование своим амбициям. 

мудрый_1
Владимир и Ярослав

 Во времена правления Ярослава был составлен самый древний и самый важный памятник украинских нормативно-правовых актов "Правда Руская". Князь существенно расширил и дополнил "Устав Владимира". Правосудие Ярослава чрезвычайно гуманное в "мере наказаний и почти не знает наивысшего наказания смертью, которое тогда широко применялось в западноевропейских странах. Оно имеет целью цели воспитательные, исправительные, предупредительные… Кроме этого гражданского права, Ярославу приписывают и новую проверку, и распространение церковного законодательства и правосудия. Так называемый "Устав, или Свиток Ярослава" представил объем компетенций церковных судов... Интересен факт, что нормы и практика церковного права при Ярославе, как и при Владимире, не опирались на принципы византийского, но западно-римского права. Это можно понять и из того факта, что жизненные и династические связи рода Ярослава шли на Запад, а не в Византию. За ними должны были идти и соответствующие влияния также относительно форм и принципов государственного и общественного правления" (о. Атанасий Великий, "Из летописи христианской Украины").

В "Повести временных лет" под 1054 г. содержится отрывок, который мы можем квалифицировать как отдельное произведение — своеобразное завещание Ярослава Мудрого.  Князь обращается к сыновьям и призывает их не только жить в мире, но и придерживаться принципа княжеской иерархии, поскольку только это может обеспечить силу и могущество государства: "Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить". Дальше распределяет княжества между сыновьями: Киев — старшому Изяславу, Чернигов — Святославу, Переяслав — Всеволоду, Смоленск — Вячеславу. 

Актуальные вопросы, касающиеся феномена Ярослава Мудрого и его государства, обсудили на круглом столе "1000-летие вокняжения Ярослава Мудрого на великом киевском столе и развитие средневековой книжности", состоявшемся в рамках Всеукраинских научных чтений "Филология начала ХХІ века: традиции и новаторство" 4 апреля 2019 г. в Институте филологии КНУ имени Тараса Шевченко при участии ученых, журналистов, студентов.   

мудрый_2
Святой князь Ярослав Мудрый. Картина Артура Орлёнова

Профессор исторического факультета КНУ имени Тараса Шевченко Ярослав Калакура выступил с докладом на тему "Великий князь киевский Ярослав Мудрый в координатах украинской и российской историографий". Ученый акцентировал внимание прежде всего на фальсификациях и манипуляциях российской историографии относительно образа Ярослава Мудрого. Подчеркнул, что на протяжении столетий российские ученые стараются неправомерно и необъективно присвоить память о нем как часть Киевского наследия.

Ведущий рубрики "Архивариус" еженедельника "Зеркало недели. Украина" Сергей Махун прочитал доклад "Контексты и параллели Софии Киевской: "София как образ мудрости", в которой представил слушателям малоизвестные факты об ученом Сергее Крымском. С.Махун на протяжении многих лет сотрудничал с философом, опубликовал многочисленные интервью с ним, в которых, в частности, речь шла об исследовании феномена Софии и его влияния на развитие государства и книжности времен Ярослава Владимировича. 

Редактор отдела "История и Я" газеты "День" Игорь Сюндюков прочитал доклад "Ярослав Мудрый как эталон государственного деятеля", в котором остановился на биографии князя, восхождении на отцовский стол, важных аспектах создания государства и дипломатических отношений при его правлении, рассказал о церковной деятельности, книжном деле. 

Профессор КНУ имени Тараса Шевченко Юрий Ковалив выступил с докладом "Мистификация равноапостольства в древней украинской литературе", в котором раскрыл спорные вопросы деятельности великого киевского князя.

Будучи модератором и организатором круглого стола, я рассказала о Ярославе Мудром-книжнике, во времена которого наша книжность заявила о себе не только в Руси, но и в Европе. Ее уникальность в политическом европейском пространстве того времени определялась государственным предназначением и миссией. Новое христианское государство нуждалось в идеологическом, культурно-литературном и церковном обосновании, которым стала ее книжность.  

Этот круглый стол — не только дань прошлому и памяти о нем. Феномен Ярослава Мудрого в значительной степени спроектирован на нынешнее время. Ведь сейчас Украина находится на важном этапе развития, и уроки Ярослава Мудрого чрезвычайно актуальны для нас. Приоритетом для великого князя были культура и образование. Именно за вклад в их развитие его назвали Мудрым. Он создал центр книжников и ввел обучение детей из знати. Боролся за независимую и самодостаточную русскую церковь, считая ее залогом независимого государственного развития. Князь достойно представлял Русь в мире, его уважали все европейские монархи. Ярослав Мудрый создал сильное войско, способное сопротивляться любому врагу. Будучи высокообразованным человеком, он знал иностранные языки, не говоря уж об искусном владении родным. Когда он стал Великим князем Киевским, то окружил себя молодыми и просвещенными людьми, прогрессивными и мыслящими, которые вместе с ним создавали христианское европейское государство. Именно эти принципы позволили Великому князю Киевскому править 35 лет и стать эталоном государственного деятеля и для современных правителей. 

Надеемся, что уроки Ярослава Мудрого станут его поучением для нынешних лидеров Украины. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 13 июля-19 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно