У расположенных в диаметрально противоположных частях Европы Испании и Украины есть много общего.
И та и другая долгое время не были в Европе в общественном и цивилизационном понимании. У Украины Европу украли в героическом ХVІІ веке. Испания после колонизации южной и центральной частей Нового Света чувствовала себя не членом европейского сообщества, а метрополией Латинской Америки. Последняя вместе с языком тоже многое переняла у Испании. В частности каудилизм, опиравшийся на привилегированное сословие военных, государство - в роли трона диктатора, в руках которого аккумулировалась значительная собственность как залог власти. То, что произошло в Испании после Франсиско Франко, вызывает практический интерес в Украине.
Мизерные достижения революции 1931 г. не вывели Испанию на путь демократизации. Наоборот, привели к гражданской войне, в которую вмешались молодые и агрессивные тоталитарные режимы - коммунизм и фашизм, которые, стремясь к мировому господству, прибегли к практической проверке в ней своих сил и средств для будущего решающего поединка. Победа, при поддержке Гитлера, Франко и поражение коммунистов, за которыми стоял Сталин, были следствием непосредственного столкновения нацистов и большевиков. Это не означало установления фашизма в Испании. Однако привело к реанимации знакомой Испании диктатуры без короля, но, с существовавшими при нем порядками.
После 1945 г. в Испании, которая находилась почти в полной изоляции от мира, правил хорошо чувствовавший время диктатор. Надпись на мемориале, сооруженном в Долине павших в гражданской войне, "Вы все боролись за Испанию. Кто из вас прав, пусть рассудит Бог" означала, что власть усомнилась в своей правоте и стала на путь раскаяния перед страной и ее гражданами. И изменения наступили. Через 10 лет была отменена ответственность за действия в период гражданской войны. В 1950–1970-х гг. заработал "эскалатор" либерализации, референдумов - правда, без опасных поворотов, которые привели бы к резкому противостоянию в стране. Уже тогда начался демонтаж франкизма.
20 ноября 1975 г., когда умер Ф.Франко, появились первые признаки будущих глубоких структурных изменений. 1 июля 1976-го, после переходного правления умеренного франкиста К.Ариаса Наварро, правительство возглавил лидер партии Союз демократического центра (СДЦ) Адольфо Гонсалес Суарес, который обещал установить в Испании демократические порядки по образцу Западной Европы. Начался мирный переход от диктатуры к демократии. Были освобождены из тюрем политзаключенные; смещены с должностей ориентированные на "бункер" (так называли "твердолобых" сторонников Франко); легализована оппозиция; упразднены трибуналы общественного порядка, известные своими репрессиями; распущен символ авторитаризма - партия "Национальное движение", карманные "вертикальные" синдикаты (профсоюзы). Генеральные кортесы наделялись правом вносить изменения в "основные законы" периода франкизма и даже отменять их. Общенациональные референдумы стали выражением воли народа и вместе с тем мерилом доверия к парламенту. Согласно правительственному распоряжению от 18 марта 1977 г. на основании закона "О политической реформе", суть которого составляли положения о суверенитете народа и незыблемости прав человека, начался процесс перестройки системы власти и управления.
Для достижения единодушия в важных вопросах национальной политики и проведения глубоких структурных политических и экономических реформ А.Суарес выдвинул идею "национального консенсуса", которая 8–9 октября 1977 г. получила широкую поддержку представителей политических партий на круглом столе в правительственной резиденции в дворце Монклоа. На обсуждение был вынесен доклад правительства и план мер по преодолению кризиса. Итоговый документ под скромным названием "Резюме проделанной работы" парафировали председатель совета министров А.Суарес, Ф.Гонсалес (Социалистическая рабочая партия), С.Каррильо (Коммунистическая партия), М.Фрага Ирибарне (Народный альянс), Э.Тьерно Гальван (Народная социалистическая партия), Л.Кальво Сотело (Союз демократического центра) - участники круглого стола от всех парламентских партий. Документ обсуждался во фракциях и спецкомиссиях парламента, многие его положения были дополнены. Вскоре к пакту, предусматривавшему сдерживание инфляции и безработицу, присоединились профсоюзы. Его поддержали общественные организации и церковь. 25 октября все участники переговоров основных парламентских партий, за исключением правоконсервативной НА, подписали соглашение, которое было представлено в Кортесы как общая законодательная инициатива. Она очень быстро стала юридическим актом, обязательным к исполнению властью и обществом.
Пакт Монклоа - это шире, чем парламентское большинство. Объединение, где правящая элита реализовывает запросы общества, в которых сходятся ее интересы и масс, запрограммировано на успех. Без этого любой замысел может закончиться провалом, и выходить из него придется долго и с большими потерями.
Пакт стал компромиссом: каждая сторона согласилась на определенные уступки во имя общей цели - стабилизации режима представительной демократии. Его подписание позволило избежать коллапса экономики, создать атмосферу цивилизованного сосуществования основных политических сил страны, что со временем, приняв конституционные формы, позволило утвердить парламентскую демократию западноевропейского типа.
Пакт предусматривал направления конструктивного сотрудничества властных и общественных сил в сфере "транзитного перехода" к демократии; принятие ряда политических и экономических мер для пересмотра уголовного и военного кодексов в сторону их смягчения; разработку законопроектов, определявших новый менее жесткий порядок проведения собраний и манифестаций; демократизацию и реформирование служб правопорядка, сил общественной безопасности, налоговой системы, социального обеспечения и образования; определение статуса государственных предприятий и т.п.
Его подписанты, взяв на себя определенные социально-экономические обязательства, шли на взаимные уступки. Не осталась в стороне и оппозиция, которая одобрила антиинфляционные меры (замораживание зарплат, снижение расходной части бюджета, ограничение кредитов убыточным предприятиям) и пошла на соглашение с властью для координации антитеррористических действий. А взамен добилась от нее обязательства "ввести систему прогрессивного налогообложения, реорганизовать финансовую систему, начать борьбу с безработицей, расширить свободу слова, усилить парламентский контроль за государственными СМИ". Срок на все - один год. Общество и власть спешили.
Интересно и поучительно - франкизм вытесняли осторожно. Стороны шли на взаимовыгодный компромисс, и выигрывали все. Левые силы согласились с ограничением роста зарплаты до уровня инфляции, правые - с внедрением прогрессивной налоговой реформы. Компаниям разрешалось довольно легко увольнять работников. Тем самым разрушался "социальный пакт" времен франкизма, когда работники вынужденно поддерживали политическое спокойствие в обмен на гарантии сохранения работы. Правительство обязывалось улучшать государственную систему соцобеспечения и ввести профсоюзные права и свободы согласно конвенциям Международной организации труда.
В осуществлении глубоких реформ испанское руководство избрало путь постепенного изменения основополагающих законов без их формального нарушения. Большинство из них не отменяли, а дополняли положениями, коренным образом менявшими их содержание. Конструктивные реформы напоминали процесс капитального ремонта системы, которая стала непригодной, поскольку отстала от жизни. Так в избирательную систему были внесены изменения, закреплявшие пропорциональное представительство на выборах в законодательные органы власти. На основе поправки в Закон о праве на формирование политических ассоциаций были легализованы ранее запрещенные политические партии, включая Компартию Испании. В то же время распускалось ультраправое "Национальное движение" и подтверждалась свобода создания независимых профсоюзов и предпринимательских организаций. Изменения осуществлялись быстро, жестко и решительно.
Результаты внедрения пакта Монклоа не заставили долго ждать: снизилась инфляция, в стране снова воцарился покой, появились ростки гражданского общества, созрели предпосылки принятия демократической конституции.
Вместе с тем, их реализация не была безоблачной. Противодействие изменениям оказывали крайне левые и крайне правые. Случались убийства, звучали угрозы, особенно со стороны ЭТА (Ассоциация борцов за свободу Басконии). Любая попытка одним ударом покончить со старым режимом могла завершиться трагически. Генералитет, ничуть не колеблясь, бросил бы армию против народа, как это не раз было в истории Испании. Попытка государственного переворота, к которой в 1981 году прибег дивизионный генерал Х.Миланс дель Боско, вызвала мощную полуторамиллионную манифестацию протеста демократических сил. В борьбе с мятежниками народ и власть проявили единство. Зачинщики военного заговора получили по 30 лет тюрьмы.
Событие подсказало необходимость разработать кодекс военнослужащего. Началась деполитизация армии. В мае 1982 г. Испания начала вхождение в НАТО. И не потому, что что-то угрожало ее независимости, а потому что НАТО - это школа демократии для военных от рядового до генерала. Процесс стал ликбезом в сфере демократии для военнослужащих и современного военного строительства для генералитета Испании. Сначала это вызвало антинатовские протесты и манифестации, в первых рядах которых шел социалист Хавьер Солана - будущий генеральный секретарь НАТО. Но испанцы быстро учились демократии. Отношение к НАТО менялось. Окончательное вступление Испании состоялось в 1998 году. В 1986-м Испания стала членом ЕС. В результате демократического и одновременно экономического прыжка Испания сейчас является пятой страной в Европе и девятой среди промышленно развитых стран мира. Вырос жизненный уровень населения. Испании принадлежит первое место в рейтинге безопасных территорий обитания европейцев. Среди стран ЕС в Испании самые дешевые продукты и напитки. Уровень доходов на душу населения почти такой же, как в Германии и Франции. Хотя, конечно, до сих пор еще есть немало проблем экономического характера: в Испании высокая безработица - до 26%. Особенно страдает молодежь - почти у половины испанцев до 30 лет нет работы.
По сравнению с Украиной стартовая ситуация вхождения Испании в Европу, на первый взгляд, была хуже. Но по ней не прошелся плуг коммунизации. Не была разрушена частная собственность - основа гражданской ответственности, инициативы индивида. Да и испанское государство существует много веков. У испанцев, к их счастью, не было такого негатива, как внешнее давление и "пятая колонна". Испании никто не угрожал. Никому и ничему она не мешала своей независимостью. Никто не стремился прибрать ее к своим рукам. У Испании никогда не было, в отличие от Украины, "старшего брата", который много веков лепил лишенную национального содержания местную конформистскую элиту в стиле покорности и безоговорочного подданства. И только незначительной, наиболее патриотической ее части удавалось вырываться из-под неусыпного контроля имперского центра и становиться борцами за реализацию государственной идеи. Как правило, время от времени власть их зачищала. Вот и получилось, что после 1991 г. никто из власть предержащих не был способен идти до конца в отстаивании интересов Украины. В отличие от А.Суареса и его преемников на посту премьер-министра (Л.Кальво Сотело, Ф.Гонсалеса), короля Хуана Карлоса, министра обороны Гутьерреса Мельядо и др.
Таким образом, после 1991 г. Украина во многом копировала общественно-государственный строй Латинской Америки до 80-х гг. ХХ в. На месте колхозов появились огромные еперсонифицированные латифундии (холдинги). Во владении государства, вследствие неправедной приватизации, осталось значительное количество промышленных предприятий. Восток тяготеет к Евразии, что является следствием исторических факторов, этнического состава населения, цивилизационных нюансов, советской рекламы особой роли дончан в обществе ("шахтеры - гвардия труда"), а Центр и Запад Украины всегда изнемогали в борьбе за единство и суверенность нации. Как следствие - при внешнем вмешательстве до сих пор имеем столкновение полярных сил и ориентационных векторов.
Только после Революции Достоинства и своей нынешней борьбой против прошлого за будущее мы приближаем свет в конце туннеля, который сигналит "верхам" и "низам" о необходимости единства. Единство - вот краеугольный вопрос на повестке дня нашей жизни. Парламентская коалиция реформаторских сил требует расширения за счет общественных организаций. Нужно немедленно подписать соглашение о базовом компромиссе между властью и оппозицией по вопросам демократического развития страны. К неотложным задачам следует добавить реформирование (согласно положениям МОП) профсоюзов - через роспуск вертикальных государственных и создание горизонтальных независимых; принятие кодекса человека с оружием: реорганизацию сил общественной безопасности и правопорядка по стандартам демократического мира; глубокую чистку "авгиевых конюшен" для запуска комплекса реформ.
Поскольку с обретением независимости поворот к демократии и суверенности не произошел "автоматически", как многие ожидали, нужен всевластный и всенародный украинский пакт Монклоа. Пусть он называется пактом Банковой или Грушевского, главное, чтобы на скрижалях вечности потом написали: с ним в Украину вернулась Европа.