Казачество: зигзаги истории

Поделиться
С необъятных просторов России веют ветры тревоги и забвения истории.

Поступают сообщения о непризнании и нарушении прав, следующих из международных договоров (Атлантической хартии 1941 г., Заключительного акта 1975 г., подписанного в Хельсинки, и т.п.).

Все это может свидетельствовать о подготовке к Третьей мировой войне.

Чтобы посеять в мире страх, Кремль заявляет о разработке нового и новейшего оружия, способного уничтожить все живое. Он не признает реалий после бурных 1989–1991 годов, прежде всего закономерности распада Советского Союза (что стало последствием краха коммунизма и созданной им империи) и появления на постсоветском пространстве новых национальных государств. Особенно Москву беспокоит независимая Украина, которая после Переяславской рады 1654 г. очутилась в формате Малороссии и надолго была вмонтирована в "русский мир".

На сегодняшний день первоочередная задача РФ - любой ценой, мирным-немирным, как сейчас говорят - гибридным путем затолкать Украину назад в "русский мир" с надеждой, что все другие государства постсоветского пространства сами полетят в бездонную авоську Кремля. А дальше - больше… Вспоминается "актуальная" советская песня "Хотят ли русские войны?"

В начатой президентом России В.Путиным гибридной войне против Украины среди методов и средств достижения цели важное место отводится использованию багажа исторического опыта царской России, в частности и роли казачества в агрессивной политике захвата и русификации соседних территорий. Не потому ли крепостническая Россия мирилась с вольницей тех, кто убегал от помещиков и селился на окраинах империи, где создавались казацкие общины, которые не только занимались мирным ремеслом и хлебопашеством, но и овладевали военным делом ради расширения своей территории в борьбе с чужим этносом? Для Российской империи казаки стали ценным "ферментом". Никому не надо было объявлять войну. На захваченную казаками территорию спокойно приходили регулярные части, создавали военные укрепления, строили крепости, города. Чужеземным дипломатам, встревоженным таким развитием событий, отвечали стандартно: "Ну что с ними поделаешь - разбойники! Вишь, что вытворяют! Не слушаются царя-батюшку!"

К тактике московских царей, в которой главную роль играло казачество, Кремль вернулся, когда начал готовить аннексию украинского Крыма. Что Киев, к сожалению, воспринял как этакую детскую игру, как отрыжку прошлого. Запад также занял слишком нейтральную позицию. В Крыму вдруг появилось "крымское казачество", которого, кстати, там никогда не было, и стало "дружить" с донскими и кубанскими казаками. Результат известен. Пророссийские элементы на время аннексии Россией Крыма закамуфлировались под крымских казаков.

Радио Свобода

История казачества уходит корням в древность. Слово "казак" впервые упомянуто в латинской рукописи Codex cumanicus в конце ХІІІ в. в значении страж, или охранник, свободный вооруженный человек. Одно из первых упоминаний можно найти и в генуэзской хронике 1474 г. О запорожских казаках известно с 1492 г. Слово "казак" ассоциируется со словами "безбородый", "побритый" и происходит от половецкого, а может и тюркского cosac. Апологетом половецкого происхождения казаков был российский историк Л.Гумилев. Казаками, их военным даром очень быстро заинтересовались правители многих стран. Они приглашали их к себе на военную службу. Например, в 1572 г. небольшую часть запорожцев взял на службу и внес в реестр польский король Сигизмунд ІІ Август. С того времени и началась история реестровых казаков, настоящим отцом которых стал король Речи Посполитой и блистательный полководец Стефан Баторий. В 1617–1637 гг. реестровых казаков Речи Посполитой было около шести тысяч. Эту практику позже позаимствовали российские цари.

Известнейшее в России казачье формирование возникло во второй половине ХVІ в. в нижнем течении Дона. После того, как в 1570 г. донские казаки приняли протекторат Ивана Грозного, они начали называться Донским войском. Этнический состав войска был довольно пестрым: русины, московиты, крымские и ногайские татары и др. Казачество нигде и никогда не было отдельным, особым этносом. Казаки часто были свободны в своем выборе. Диапазон участия донских казаков в российской истории был широким. Они содействовали московской экспансии в Азию, принимали участие в ликвидации Сибирского ханства в 1598 г. В 1605–1618 гг. поддерживали самозванцев в борьбе за московский престол, принимали участие в восстании Ивана Болотникова в 1606–1607 гг., подняли восстание Степана Разина в 1670–1671 гг., сражались под предводительством Кондрата Булавина в 1707–1709 гг. с царскими войсками, из чего можно сделать вывод, что казачеству всегда был присущ дух свободы и свободолюбия.

До определенного времени зависимость казачества от Москвы была сугубо формальной. Однако уже в 1721 г. Донское войско перешло в ведомство Военной коллегии как подразделение царской армии, после чего принимало участие во всех войнах, которые вела Россия в ХVІІІ–ХІХ вв. Воевали казаки храбро и умело. Недаром о них и они сами о себе сложили много известных по сей день песен.

До 1917 г. общины донских, кубанских, терских, уральских, сибирских, уссурийских казаков заселяли полосу, которая протянулась от Дона до Уссури, едва ли не через всю Азию. К середине XIX в. существовало 11 казачьих формаций, которые располагались в пограничных зонах Кавказа и Сибири. Это было Донское войско, кубанские, забайкальские амурские, уссурийские астраханские, сибирские, терские, оренбургские, уральские, азовские и бугские казаки.

Но самым известным в истории, многочисленным и могущественным было Донское войско. В 1786 г. на территории расселения донских казаков была создана российская административная единица. Сначала это была Земля войска Донского, а с 1870 г. - Область войска Донского. По состоянию на 1913 г. там насчитывалось вместе с семьями полтора миллиона человек. Обычно казаки выполняли две функции: в мирное время полицейскую, во время войны - военную. После октябрьского переворота 1917 г. они довольно упорно и долго воевали с большевиками. И только в 1920 г. Область войска Донского завоевали большевики.

Вторым по значимости было Кубанское казачье войско, образованное в 1860 г. В его состав были включены части российского линейного казачества. А в 1864-м в него вошли также украинские азовские казаки. Кубанские казаки играли ведущую роль в Кавказской войне 1817–1864 гг., в уничтожении черкесов и российской колонизации Северного Кавказа. Каркас войска составляли украинцы-черноморцы. На 1916 г. численность казачьего населения на Кубани составляла 1,3 миллиона человек. В 1918 г. образовалась самостоятельная Кубанская Народная Республика со столицей в Екатеринодаре (ныне - Краснодар). С начала 1918 г. она вела переговоры с Украинским государством об объединении на правах федерации, однако уже в конце года деникинцы вернули Кубань в лоно "единой и неделимой". В 1920 г. большевики установили свою власть на Кубани. Однако красные не забыли о стремлении казаков выйти из-под контроля Москвы. В 1932–1933 гг. кубанцев, как и украинцев и казахов, кремлевская власть морила голодом.

В своей массе казачество не приняло октябрьский переворот 1917 г., усматривая в уравнительной политике большевиков покушение на их особое, привилегированное положение в царской России. С того времени оно стало непримиримым врагом советской власти, которая, взяв курс на уравниловку через призму своей идеологической "справедливости", бросила вызов казачеству как привилегированному сословию в дооктябрьской государственной системе. Казачество не стерпело над собой такого большевистского надругательства и ответило вооруженным сопротивлением. Вспомним события на Дону, описанные в романе М.Шолохова "Тихий Дон". Непокорность большевикам проявили не только донские, но и кубанские, терские, уральские, сибирские, забайкальские, уссурийские и все другие казаки. Те, кто всегда считал себя извечными и верными защитниками России от всех врагов, не желали терять свои привилегии, приобретенные на протяжении веков. Большевики же, верные коммунистической идеологии, обратились к ликвидации частной собственности и всего того, что ее оправдывало, в частности сословного порядка для отдельной категории населения, поскольку все это вписывалось в рамки провозглашенной коммунистами "справедливости и равенства". На голодоморы, репрессии, расказачивание, ликвидацию казачества как особого привилегированного сословия казаки ответили коммунистической власти враждебностью. Так что вполне закономерно, что многие казаки - донцы и кубанцы (более 50 тысяч) - воевали на стороне Германии в годы Второй мировой войны. В конце войны их судьба была разной: одни сдавались в плен союзникам СССР, надеясь остаться на Западе (надежды не оправдались - вспомним события в послевоенной Австрии), другие накладывали на себя руки, заведомо зная, что от советской власти пощады не будет.

Во второй половине 1980-х советская коммунистическая империя СССР дышала на ладан. Не помогли ни горбачевская перестройка, которая лишь ускорила процесс распада, ни снижение темпов гонки вооружений, ни начало масштабного диалога с Западом, ни полученные от него кредиты, поскольку тот опасался спонтанного развала ядерного монстра.

Все попытки внести в командно-административную систему элементы рынка, демократизировать коммунистическую систему без ее разрушения оказались напрасны. Ни то, ни то не дало эффекта. Система организации общества не может быть немного тоталитарной и немного демократической. Горбачевская перестройка это ярко продемонстрировала.

В конце 1980-х у России снова возникла насущная потребность в казачестве как силе, способной остановить распад империи. И в Москве принялись его восстанавливать по историческим лекалам времен царизма, чтобы использовать для ведения войн на линиях национальных границ так называемого постсоветского пространства, где многочисленные межнациональные конфликты уже обозначили разделение на страны постсоветского пространства.

В московских верхах принимают решение о восстановлении казачества. Осенью 1991 г. создаются Донская, Армавирская, Терская, Зеленчукско-Урупская и Баталпашинская казачьи республики. Две последних объединились в Казачью Верхнюю Кубань. Сформировался Союз казачьих республик юга России, который заявил о стремлении стать одной из союзных республик. Идеологов посадили. Но машина использования казачества для агрессии заработала.

В последнее время в Донбассе, на оккупированной территории Луганской области, появились российские боевики из Всевеликого войска Донского под предводительством атамана Н.Козицина, известные местным жителям как убийцы и насильники. Всюду, где они появлялись, становилось только хуже. Эти террористы отличались особой жестокостью… Однако России их выгодно использовать. Платы не требуют - им дай лишь пограбить да поиздеваться над местным населением. В этом выгода для Москвы. Дешевый ресурс для ведения войны против Украины. Для подчиненных Козицина главное - безнаказанность за пьянство, разбои, грабежи, похищение людей и требование выкупа.

В феврале 2019 г. по представлению Всевеликого войска Донского и согласию руководства РФ создана Казачья национальная гвардия - КНГ, которую планируется использовать на территории Восточной Украины. Российских казаков в Донбассе становится все больше. На сегодняшний день в Луганской и Донецкой областях есть уже не менее трех "гвардейских" казачьих сотен.

Почему Россия восстанавливает казачество? Очевидно, его роль в Московии считают целесообразной и берут на вооружение для применения. Ведь история имеет свойство повторяться. Но учитывают ли при этом ее уроки?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме