Украинцы постепенно движутся от постсоветских реалий к новым, отечественным и проевропейским. Тем временем, отходя от псевдокоммунистических бытовых и политических практик, общество забывает о возрождении памятных для народа дат и традиций. Наиболее укоренившимся из образов, выдуманных пропагандой Союза, на сегодня является персонаж, который закрепил за собой позитивное реноме и пользуется немалым успехом, - Дед Мороз. Этот рудимент коммунистической эпохи все еще крепко держится в сознании украинцев как совершенно естественный и привычный герой Новогодних праздников. Мы предлагаем вспомнить историю и расставить исторические и нациеобразующие акценты в вопросах праздничного календаря страны.
Начнем с того, что Деда Мороза выдумал советский агитпроп. Этот персонаж появился в Союзе в конце 1930-х годов. Именно тогда возник образ, ставший неотъемлемой частью зимних празднований: Дед Мороз обязательно должен был быть на всех Новогодних праздниках (елку легализовали в 1935 г. по приказу Сталина, после статьи Постышева в "Правде", и она стала не рождественской, а новогодней). Особый упор делался на детских садах и школах, дабы, прежде всего, приучить к навязанной традиции детей. Коммунистическая власть пристально следила за "гигиеной" умов, шаг за шагом трансформируя представления людей о самих себе и своих обычаях.
Название персонажа взяли из мифического образа Мороза, уходящего своими корнями в языческие времена. Впрочем, украинская традиция никогда не была благосклонной к этому персонажу. Стоит лишь вспомнить трагический рассказ с роковым концом, где Морозко заморозил в лесу мальчика-сироту. Да и язычники Мороза скорее боялись, чем уважали: он напускал холод, портил урожай и т.п. Однако советской власти это не помешало. Тогда появились добрый дедушка-волшебник в синем или красном длинном тулупе и его помощница Снегурочка.
Праздник же, когда малышня получала подарки, был совсем не религиозным - Новый год. Хотя сначала коммунисты хотели и его утилизировать как сугубо буржуазное гуляние. Однако, поняв, что без светской традиции люди будут возрождать религиозную, Новый год возвращается, чтобы вытеснить Рождество. А Дед Мороз должен был заменить религиозный персонаж - святого Николая.
Что же касается последнего, то традиции празднования в этот день в Украине были достаточно давними. Версий по поводу самого Николая и причин его почитания несколько. Согласно первой, он был священником, который раздал все свое имущество, но помог бедной вдове и ее детям. По другой версии, еще в княжьи времена молодая семья плыла в лодке по Днепру, когда мать выронила ребенка из рук. Она заголосила: "Святой Николай, верни моего ребенка!", а на следующий день дитя нашли в соборе Святой Софии целым и невредимым. Однако и без таких легенд святой Николай, или Николай Чудотворец, считается покровителем детей, бедных, моряков, путешественников и воинов.
Праздники
без содержания
Традиция праздновать день святого Николая зародилась в западной части Украины и была навеяна европейскими традициями. Тем временем в Центральной и Западной Европе святой Николай претерпел трансформацию во времена Реформации. Тогда его вытеснил Иисус, от лица которого подарки дарили на Рождество. С течением времени эта традиция исчезла, вместо нее вернулся новый, популярный и коммерциализированный образ Санта Клауса (сокращено от Николас - Николай). Кстати, сама история возникновения праздника была совсем не романтической и никак не связанной с культом, а, скорее, прагматичной. В начале зимы родители дарили детям зимние вещи, а для того чтобы придать этому дню привкус праздника и тайны, придумали волшебника-святого, который заботится о детях.
Директор Украинского института национальной памяти Владимир Вьятрович вспоминает, что, несмотря на все потуги советской власти, к нему в детстве приходил только святой Николай. "На Западной Украине эта традиция сохранилась немного лучше. Она меньше времени была под Советским Союзом, соответственно, там удалось не забыть корни", - объясняет историк. По его словам, внедрение Деда Мороза стало одной из первых ласточек советского наступления на религиозные праздники и национальные традиции. "Это делалось в годы усиленной советизации общества. Тогда была разработана система светских праздников, советский календарь, который должен был заменить христианские праздники и лишить народ памяти об исторических датах. Таким образом, внедрение культа Деда Мороза было элементом борьбы с национальными и религиозными традициями. А лишение исторической памяти и традиций было, в свою очередь, элементом унификации, превращения всего населения СССР в единую массу, единый народ", - говорит В.Вьятрович.
По его словам, на повестке дня новой власти вопрос Новогодних праздников и возрождения традиций, к сожалению, не стоит. Однако положительным сигналом может быть то, что образ святого Николая уже взяла на вооружение коммерция. Отчасти в эпоху массовой культуры она бывает значительно более эффективной, чем какие-либо действия власти. "Кто-то может расценить это явление как негативное - проявление консюмеризма, но на самом деле в нем есть определенный позитив, потому что это означает, что уже появился некий запрос на этот праздник, и рынок на него реагирует", - отмечает историк.
Кроме того, возрождение таких традиций могло бы способствовать восстановлению влияния церкви в украинском обществе. Доктор философии, религиевед Виктор Бондаренко отмечает, что в советское время, несмотря на утрату днем святого Николая его сакрального содержания, тысячи людей все же отмечали этот праздник. "Поступки этого святого люди помнят веками. Кроме того, этот праздник связан с детьми, благотворительностью и несет в себе много позитива", - отмечает Бондаренко. По его словам, украинская обрядовая традиция не потеряла день святого Николая. Сейчас этот праздник живет отдельно от церкви, но их воссоединение вполне возможно.
Заодно религиевед отмечает и тот факт, что большинство советских традиций среди украинцев не прижились из-за отсутствия содержания. "Человек - существо целеполагающее, каждое его действие должно иметь какой-то смысл. То же самое должно быть и с праздниками, они должны иметь какую-то цель", - говорит В.Бондаренко.
Возродить традицию
По убеждению же Владимира Вьятровича, день святого Николая имеет немалые шансы возродиться на территории Украины. Ведь еще в начале 1990-х вопрос стоял и о возрождении рождественской традиции в Украине. "В те годы я и коллеги с вертепами ездили в Луганск и Донецк на Рождество, и очень многие люди там не знали вообще о таком празднике, - рассказывает глава Института национальной памяти. - С каждым годом эта традиция приживалась там благодаря молодым людям, которые стремились все это возродить. Постепенно этот праздник отмечали все больше людей. Такой путь должен пройти и день святого Николая".
Более того, никаких компромиссов с Дедом Морозом не должно быть. "Хотелось бы, чтобы произошло вытеснение этих советских традиций в прошлое, - надеется историк. - Когда мы говорим о детских праздниках, приятнее воспитывать детей на украинских традициях, и чтобы речь шла о святом Николае, а не о Деде Морозе. Ведь первый герой - это и украинская традиция, и христианская традиция, а не какое-то искусственное продолжение советской мифологии после смерти Союза. Я убежден, что уже через несколько лет день святого Николая будет одним из праздников и традицией, которые полностью вернутся в Украину".