К 120-летию со дня рождения и 80-летию со дня казни увидела свет книга Павла Проценко "К незакатному Cвету. Анатолий Жураковский. Пастырь, поэт, мученик".
Эта книга является жизнеописанием одного из выдающихся киевских священников ХХ в. о. Анатолия Жураковского. Как пишет автор, известный религиозный писатель Павел Проценко, это фигура одновременно типичная и исключительная. Типичная - потому что он разделил судьбу тысяч своих братьев по вере, расстрелянных и сброшенных в безвестные рвы; исключительная - по своим человеческим качествам, по влиянию на церковно-общественную жизнь, на своих близких и знакомых.
Это не первая книга автора об о. Анатолии. О герое своих будущих книг он впервые услышал от тогдашнего настоятеля храма священномученика Макария о. Георгия Едлинского в конце 1977 г. С того времени Павел Проценко начал работать над образом пастыря и мученика. Для начала он решил упорядочить сборник из материалов, которые характеризуют личность киевского священника и его служение, обеспечить минимум комментариев и передать для публикации на Западе.
В 1979 г. автор собрал ряд материалов об о. Анатолии, подготовил подборку его проповедей и оригинальных произведений. В итоге вышел толстенный том. Часть первая содержала "Короткий очерк жизни о. Анатолия", написанный женой пастыря. К очерку добавлялась летопись жизни, созданная из отрывков писем, воспоминаний и произведений прихожан храма. Вторая часть называлась "Творчество". В нее были включены четыре статьи Жураковского, которые выходили в годы Гражданской войны, стихи, очерк "Иуда" и пр. Часть третья состояла из проповедей. А в "Приложении" были воспоминания жены пастыря о возникновении общины св. Марии Магдалины и пребывании на поселении (Краснококшайск: 1922–1926 гг.).
П.Проценко передал через сотрудника французского посольства машинописный текст сборника с короткой запиской к Никите Струве, директору старейшего эмигрантского издательства "ИМКА-Пресс". К тому времени текст насчитывал 447 страниц стандартного формата.
В книге несколько пластов. Главный из них - это собственно жизнеописание киевского пастыря. Но есть еще и два других. Второй - исторический фон, в котором проходила жизнь о. Анатолия. События времен Украинской революции, потом приход к власти большевиков и их зловещие деяния. И третий пласт - ряд знаменитых личностей, с которыми пришлось общаться о. Анатолию.
Родился Анатолий Жураковский 4 марта 1897 г. в семье студента историко-филологического факультета Московского университета и его жены, бывшей учительницы. Когда мальчику было 14 лет, семья переезжает в Киев, с которым будет связана вся его дальнейшая жизнь. Здесь он окончил гимназию и поступил в университет, также на историко-филологический факультет. Во время Первой мировой войны ушел на фронт как вольноопределяющийся. В 1917 г. женится на Нине Сергеевне Богоявленской, а позже возвращается домой.
В 23 года будущий пастырь заболел туберкулезом и едва не умер. Он переезжает вместе с женой в село Красногорка под Киевом, где постепенно выздоравливает. 31 августа 1920 г. о. Анатолия высвятили в иереи.
Начинаются годы его служения. А в ночь с 4 на 5 апреля 1923 г. пастыря арестовывают по обвинению в агитации против советской власти "путем проповедей". Этапом отправляют в Москву, где помещают в знаменитую Бутырскую тюрьму. В конце мая о. Анатолия высылают в Краснококшайск (сейчас Йошкар-Ола) Марийской области. С ним поехала и жена Нина.
Но это еще были относительно вегетарианские времена, и в конце 1924 г. супруги Жураковские возвращаются в Киев. Хотя они находились под надзором карательных органов, все же пастырь прослужил до 1930 г. В октябре о. Анатолия опять арестовали, и начался его крестный путь. Бутырка - станция Свирь - Соловки - лагерный пункт на берегу реки Выг - тюрьма в Тунгуде - Надвоицы - лагерный пункт на реке Урокса. В августе 1937 г. "привлечен к уголовной ответственности за контрреволюционную агитацию". 20 ноября осужден "тройкой" НКВД к расстрелу. 3 декабря приговор приведен в исполнение.
О духовном мире пастыря можно говорить долго и много. Под руководством о. Анатолия действовали общины Марии Магдалины и Иисуса Сладчайшего. Из-под пера Жураковского вышло много религиозно-философских статей, эссе, проповедей, стихов. Среди наставников о. Анатолия были такие выдающиеся философы как Василий Зеньковский, Василий Экземплярский, Петр Кудрявцев.
Как образец творчества пастыря можно привести ранние проповеди. "Небольшие, энергичные, они будто пропитаны болью от кровоточащих ран современности и верой проповедника, который знает, как их вылечить. С амвона к верующим обращался не ритор, вещающий об абстрактных вечных ценностях, а Человек, который пережил общую с ними катастрофу, падение на самое дно социальной жизни, где теперь разлагались "старые" представления о чести и достоинстве", - констатирует Павел Проценко.
В первых своих проповедях, обращенных к современникам, которые были восхищены процессом идеологической перестройки, священник подчеркивал, что революция не отменила главных проблем человека. Поэтому нельзя позволять страху перед насильниками влиять на наш внутренний мир и достоинство. "Маленький человек живет на маленькой земле, этой песчинке, заброшенной в пространствах мироздания. Но у маленького человека есть сердце, и в этом сердце таится бездна, которую наполнить может лишь бесконечное…" - проповедовал о. Анатолий.
В этой книге хорошо очерчен исторический фон. Скажем, события Украинской революции. В отечественной истории они не всегда объективно освещаются. К сожалению, подавляющее большинство политических деятелей национально-освободительной борьбы были "левыми". Безусловно, можно и должно отдать дань уважения Симону Петлюре, Михаилу Грушевскому и Владимиру Винниченко. Но вместе с тем не следует забывать, что им были присущи недостатки, которые присущи всем социалистам. Один из идеологов украинского национализма, Дмитрий Донцов в 1921 г., объясняя поражение Украинской революции 1917–1921 гг., акцентирует на постоянном копировании киевскими политиками действий московских большевиков, справедливо заметив: "Публика предпочитает оригинал, а не скверный плагиат".
А вот гетман Украины Павел Скоропадский, которого несколько недооценивают многие историки, в весьма неблагоприятных условиях попробовал создать модернизованную гетманщину, своеобразный автократический порядок, призванный, по его мнению, стать конституционной монархией. Прежде всего, он стремился собрать в своей администрации настоящих профессионалов в разных сферах деятельности. В частности, министром исповеданий стал Василий Зеньковский, знаменитый религиозный философ. Павел Скоропадский, в отличие от деятелей Центральной Рады, был верующим человеком. За неполных девять месяцев гетманской власти у православных впервые появилась возможность открыто обсуждать свои проекты, появились рычаги для осуществления практического дела национального масштаба.
…При власти большевиков в ближайшем будущем религия обрекалась на уничтожение. Чекисты не требовали от духовенства декларировать "христианский социализм", быть солидарными с коммунистической идеологией, они требовали полностью покориться власти. Священники, которые не соглашались войти в подконтрольную государственной системе Церковь, были обречены на гибель. Но и те, кто желал приобщиться к ней ради самосохранения, все равно попадали в крепкие тиски Системы.
В книге упоминаются известные личности, а именно: священники Василий Лыпкивский, Александр Глаголев и Михаил Едлинский, поэт Мыкола Зеров, знаменитая пианистка Мария Юдина, выдающиеся философы Алексей Лосев и Валентин Асмус и многие другие, кто создавал панораму той эпохи. Безусловно, о. Анатолий Жураковский заслуживает место среди знаменитых киевлян. И, думается, не помешало бы назвать одну из улиц Киева его именем.