Обычно гражданское общество - это совокупность негосударственных институтов, сформированных на добровольных началах самоуправления в пределах Конституции и законов, посредством которых индивиды свободно реализуют свои основные права и свободы. Его становление - история борьбы за права отдельного человека.
Ныне гражданское общество - достояние развитой демократии стран "золотого миллиарда", в которых власть для граждан становится инструментом организации общества во исполнение задач в русле национальных интересов. Демократическое общество как продукт исторического развития единственно пригодно для реализации такой государственной модели, в которой добровольные общественные организации, созданные на основе народной инициативы, имеют право знать и контролировать все шаги власти. Воля народа как источника власти проявляется в том, чтобы: а) контролировать деятельность всех властных структур, как и в чьих интересах они работают; б) иметь право направлять запросы в органы власти и управления и получать исчерпывающие ответы, которые удовлетворяли бы общество и каждого гражданина; в) отзывать демократически избранных представителей власти, не отвечающих нормам служения народу и ставящих свои частные интересы выше государственных; г) добровольно выполнять функции, требующие высоких морально-этических качеств (волонтерство, охрана окружающей среды, забота об одиноких и немощных людях, опека детей-сирот и т.п.).
Неправительственные организации также нуждаются в устойчивой обратной связи с институтами власти, юридическом обеспечении их деятельности со стороны государства. Власть должна научиться видеть их не соперниками, а добровольными партнерами, гуманными и бескорыстными, чья энергия направлена на выполнение задач, возникающих перед страной. Воспринимать их органически вмонтированными в общество ради его облагораживания и общей с ним ответственности за все, что происходит в стране, за ее международный статус.
Гражданское общество рождается и становится реальностью одновременно с развитием правового государства. И присуще только ему. Правовое государство создает базу, в частности и материальную, и условия для деятельности общественных организаций, является вариантом государственной власти, при которой во всех сферах жизни верховенство принадлежит правовому закону, перед которым одинаково ответственны физические и юридические лица. В нем царит порядок, определенный Ш.Л. Монтескье в труде "Дух законов" (1755 г.), когда никакая власть (исполнительная, законодательная, судебная) не имеет преимущества и наделена правом останавливать неправомерное решение любой из них. В то же время закон и правовой порядок имеют приоритет над государством, его политическими и социально-экономическими институтами. Концепция правового государства является обобщением гуманистических традиций. Человек для нее - высшая социальная и политическая ценность.Правовое государство - альтернатива анархии, авторитаризму, тоталитаризму. Да и возникло оно как реакция на абсолютную монархию, как протест против пренебрежения законом, как цивилизационное достижение. Вместе с тем это конституционное государство, в котором господствует закон. Его специфический признак - верховенство права перед законом во всех сферах общественной жизни.А именно: право выступает как мера свободы и справедливости, тестам которой подлежит каждый закон.
Впервые термин "правовое государство" употребил в 1813 г. немецкий ученый К.Т. Велькер. Философскую основу современной теории правового государства в ХІХ в. заложил И.Кант. Для него правовым является закон, не противоречащий праву, которое выше закона, а действия государства должны согласовываться с правом. Эти постулаты он, очевидно, почерпнул у мыслителей античности Аристотеля, Платона, Сократа, Солона, в чьем представлении правовое государство - это конструкция согласованного взаимодействия государства и права, а власть закона - объединение силы и права. Позиция римских юристов не была ему чужда. В образе Фемиды с повязкой на глазах, весами и мечом в руках они усматривали естественное право людей на равенство.
Именно с тезисом правового равенства людей пришли в общество выборность органов власти; законодательное утверждение и реальное обеспечение основных прав человека, правовой механизм обеспечения его охраны и защиты; равенство перед законом; ответственность личности перед государством, государства - перед личностью. Только в правовом государстве создаются предпосылки правопорядка, который фиксируется в основном законе, закрепляющем общественное и государственное устройство страны, функции государственных органов, права и обязанности граждан.
Вместе с тем правовое государство жизнеспособно потому, что: а) органы государственной власти и управления руководствуются в своей работе законом, а не распоряжениями бюрократического аппарата или повелением вождя-диктатора; б) широкие слои населения демократически настроены (веймарская демократия после 1918 г., привнесенная победителями и игнорированная немецким обществом, переросла в нацизм); в) действует система неусыпного общественного контроля над властью в направлении достижения гармонии доверия между нею и народом. Когда в мае–июне 1968 г. президент Франции почувствовал, что что-то сломалось в его отношениях с французами, 27 апреля 1969 г. он проверил их отношение к себе референдумом по реформе органов внутреннего самоуправления. Французы сказали "нет", и на следующий день де Голль подал в отставку.
Для Украины интересен опыт Германии, на протяжении одного столетия претерпевшей две катастрофы. Проклинала веймарскую демократию. Униженная версальским приговором 1919 г., приняла нацизм. И, наконец, покаялась перед миром и своей историей, оценила преимущества демократии. Уроки мировых пожаров научили немцев смелости категорически порвать с милитаризмом и имперскими амбициями прошлого и обратиться к цивилизационному и демократическому достоянию мирового сообщества, помножить то и другое на немецкое трудолюбие, творческий прагматизм, организаторский талант, изобретательность и упорство в достижении поставленной цели. Нынешняя Германия - это уверенное в себе гражданское общество. Общественные объединения (до 500 тыс.), в которых состоят 16% граждан страны, являющиеся партнерами власти в решении важных проблем и ставшие "третьим двигателем" прогресса, наряду с государством и рынком. Они охватывают все сферы человеческого сосуществования - уход за одинокими людьми преклонного возраста, интеграцию иностранцев, поддержку порядка на улицах, борьбу с экстремизмом и т.п., выполняют огромный объем работы. Непреложный факт: без такой многоплановой деятельности общественных активистов понадобились бы 3,2 млн рабочих мест и значительная финансовая нагрузка на государственный бюджет.
При таких условиях наблюдается процесс "департизации" общественно-политической жизни, что является новым явлением постиндустриального общества, следующим этапом развития его организационных структур, выражением высокого уровня демократии, что в значительной мере обусловлено информационной революцией. Скажем, сегодня молодежь ищет ответы на вопрос, которые ее волнуют, в Интернете, СМИ. Пресса и телевидение не только "четвертая власть": как нигде в мире, они являются выразителем общественных настроений. А вот партии немцы расценивают как кормушки для политиков. Все более отчужденное и отношение к церкви - как католической, так и протестантской. Зато набожное - к окружающей среде. Инвестиции государства в экологию достигают 100 млрд евро в год. Во всем чувствуется любовь немцев к своей отчизне, стремление сделать ее показательно-образцовой. Сполна заплатив за ошибки прошлого и пройдя цивилизационное очищение, они считают себя ответственными за него. Немецкий опыт, с поправкой на украинские реалии, достоин наследования.
Ни Революция на граните 1991 г., ни Помаранчевая 2004-го не выполнили главной задачи, стоявшей перед обществом: слом и отправку на свалку истории старой системы мышления и действий. Общество не очистилось, остановилось на полпути, а потом вообще повернуло в никуда, взорвавшись Революцией Достоинства в 2013–2014 гг. Майдан реализовал право граждан на восстание против антинародного режима, что целиком отвечает Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Три революции и два Майдана показали, что назрело время создать в Украине гражданское общество.
Путь к нему обычно определяется в двух формах прогресса: эволюции и революции. Для постиндустриальных стран характерна первая. Вторая - для постсоветских, где тоталитарная зашоренность общества зашла очень далеко, а стечение обстоятельств (крах коммунизма и распад СССР), породив глубокую эйфорию от якобы достигнутого успеха, настолько затмил общественное сознание, что даже украинские диссиденты прельстились мыслью, будто с обретением независимости все устроится само собой…
К сожалению, процесс идет слишком медленно, сложно.В Украине с ее авторитарно-атаманскими традициями - это непростая вещь. Элита, формировавшаяся (скорее - перекрасившаяся!) после 1991 г., не стала модератором общества, запуталась в атавизмах коммунизма, в олигархизме, авторитаризме, еще больше обросла чешуей исторически укоренившейся коррупции, раскололась на евразийцев (адептов режима Януковича) и европеистов, устраненных от власти и ее прелестей в 2010 г. Стихийный взрыв Майдана в ноябре 2013 г. не выдвинул из своей среды новых лидеров, не создал руководящего органа движения (совета, комитета и т.п.), не принял Майданом как представителем народа программ трансформации, европеизации и демократизации всего общественно-политического порядка, не распустил немедленно Верховную Раду, не создал временное правительство. Зато в кабину майданного локомотива, мчавшегося без начертанного курса и осмысленной цели (за исключением устранения Януковича от власти), запрыгнула, подхватив под себя властные кресла, вахтенная смена старой элиты.
И все же с Революцией Достоинства, под давлением снизу, подул ветер перемен. Пришло время, как говорит восточная мудрость, ставить не стены, а паруса. Чему способствовала и российская агрессия. Появились ростки самоорганизации гражданского общества: волонтерство, которое принялось за снабжение фронта на Донбассе; спонтанно сформированные добробаты, остановившие агрессора; с отступлениями в стиле "форма меняется, дух остается" начался процесс декоммунизации, очищения и оздоровления. Прорезались заметные очертания общественного прозрения. Однако все зависит от того, насколько быстро и масштабно будет осуществляться системный контроль над властью, сферами ее деятельности, начнется освобождение общества от его злейших врагов - коррупции, авторитаризма, популизма, закрытости и неправомерности правосудия, неэффективности правящей элиты с ее подковерными интересами, бюрократизма государственных структур и даже украинской обывательской позы "моя хата с краю". Лишь полный демонтаж постсоветской системы, выборность всех гражданских должностей сверху донизу, ликвидация монополизма и диктата олигархата, утверждение среднего класса как основы либеральной демократии, беспристрастный анализ ошибок, прозрачная информационная политика, независимые и честные СМИ способны обеспечить развитие гражданского общества в Украине.
Ее будущее, как и будущее других постсоветских стран, зависит от результата поединка между живучим наследием прошлого и прогрессом общественной трансформации. Три революции, принесшие больше разочарования, чем надежд, себя исчерпали. Наступило время перманентной эволюции - время кропотливой, ежедневной рафинации и построения гражданского общества.