«Тендерные» скандалы, сотрясавшие здравоохранение несколько лет подряд, как выяснилось, возникали не на пустом месте. Медикаменты действительно закупали по ценам, в десятки раз превышающим среднерыночные. На сей раз, что примечательно, информацию подтвердили в самом Министерстве здравоохранения. Анализ, проведенный специалистами тендерного комитета МЗ Украины, показал: в 2004 году и до осени 2005-го лекарства для больных СПИДом закупались в 22—27 раз дороже реальной рыночной цены.
Понятно, что для руководства тендерного комитета это не было тайной, но, по словам его руководителей, сотрудники комитета были заложниками несовершенного законодательства и не могли самостоятельно влиять на цены: мол, по какой цене представляли свою продукцию участники тендера, по такой их и вынуждены были закупать. Причиной и в самом деле были некоторые нормативные и законодательные документы, в частности список препаратов, закупавшихся за бюджетные средства.
Дело в том, что препараты в нем значились не под международными наименованиями по действующему веществу (как это делается во всем мире), а по торговому. Сам перечень был довольно ограниченным и предоставлял определенные преференции резидентам. К примеру, если в нем значился препарат, производителем или продавцом которого являлась украинская фирма, то зарубежный аналог в него уже не попадал. Да и количество отечественных аналогов также было регламентировано.
В результате главной задачей производителя или дистрибьютора было правдами или неправдами попасть в список. А поскольку конкуренции среди участников тендера при таких условиях практически не было, они могли не только диктовать цены, но и «держать» их на определенном уровне.
Кардинально ситуация изменилась в конце прошлого года. Уже в декабре, когда правительство выделило дополнительные средства на закупку лекарств, цены на антиретровирусные препараты удалось снизить в среднем в двадцать раз. Сегодня, после открытия тендерной документации по закупке препаратов в 2006 году, можно прогнозировать, что цены будут снижены вообще на 80—90% и министерство сможет закупить антиретровирусные препараты в 40 раз дешевле.
Это вовсе не голословные заявления, а подтвержденные статистикой факты. Например, стоимость такого препарата, как ламивудин, уменьшилась с 14,83 грн. (в январе—октябре 2005 г.) до 36 копеек в мае 2006-го, то есть в 41,2 раза. В 40 раз удалось снизить стоимость препарата невирапин — с 19,98 грн. до 50 коп. Это позволит не только сэкономить государственные средства, но и увеличить количество больных, получающих АРВ-терапию. Если в 2004 году государство могло обеспечить лечение всего 86 человек, в 2005-м — 185, в первом квартале 2006-го — 360, то к концу года, прогнозируют в министерстве, их будет уже 2201.
Сходная ситуация и с противотуберкулезными препаратами первого и второго ряда. К примеру, стоимость одной капсулы рифампицина снизилась на 14,1%, пиразинамида — на 11,2%, левофлокса — на 49,1%.
Правда, после обнародования подобных цифр со стороны ряда общественных организаций прозвучали реплики относительно низкого качества столь дешево закупаемых препаратов. Однако, судя по официальным данным тендерного комитета, и в 2005 году, и сегодня закупаются те же самые медикаменты тех же производителей.
По словам директора Украинского центра профилактики и борьбы со СПИДом профессора Аллы Щербинской, и в предыдущие два года, и сегодня закупаются одни и те же препараты известных мировых производителей, поставщиков, в том числе Глобального фонда и Фонда Клинтона, и нет никаких оснований говорить об ухудшении качества препаратов, тем более что МЗ осуществляет даже более жесткий контроль, нежели в прежние годы. Директор Государственного фармакологического центра МЗ Виктор Чумак и вовсе не видит связи между более низкой ценой и ухудшением качества препарата.
— Фирмам, выпускающим препараты не для одного, а для нескольких рынков, просто не выгодно снижать качество лекарств, поступающих в какую-то одну страну, — уверяет он. — Для этого нужно полностью менять весь цикл производства, что намного дороже, нежели выпускать продукцию прежнего качества. К тому же, Украина сегодня несколько ужесточила контроль за препаратами, поступающими в страну, и особенно за теми, которые закупаются за бюджетные средства. Так, если речь идет об импорте, то это должны быть препараты, выпущенные по стандартам GMP, имеющие необходимые доказательства их биоэквивалентности — то есть идентичности оригинальному препарату (если речь идет о генериках) и так далее.
Надо сказать, что никакого чуда в столь поразительном для нашей страны явлении, как рекордное снижение цен, нет. Дело в том, что руководство Минздрава решило упорядочить систему закупок и одновременно отказаться от каких-либо «подковерных» схем. По коррупционным схемам было нанесено несколько серьезных ударов. К работе тендерного комитета привлекли общественность — международные и неправительственные организации, работающие в области ВИЧ/СПИДа, а также специалистов из регионов. Такая консолидация позволила наладить эффективное сотрудничество центра с регионами и одновременно серьезно осложнила заключение каких-либо «закулисных» соглашений — со всеми-то не поделишься!
Но настоящим нокаутом стало введение новой формы перечня препаратов, которые закупаются за средства госбюджета. Сегодня он формируется по международным непатентованным наименованиям, то есть по действующему веществу — без указания торгового названия препаратов. Равенство всех игроков рынка перед тендерным законодательством позволило значительно расширить доступ к закупкам многим фармацевтическим компаниям и создало условия для здоровой конкуренции, что тут же дало свой результат — медикаменты на государственных тендерах начали стремительно дешеветь.
Важно только, чтобы нокаут не оказался со временем лишь слабеньким нокдауном, оправившись от которого цены вновь взлетят ввысь.