Серьезный вызов для медицинской системы Украины — возвращение медицинских услуг в деоккупировнные регионы и такие, где вследствие активных боевых действий робота медицинских учреждений по стандартной модели невозможна. Из-за близкого расположения к линии фронта жители многих населенных пунктов сейчас фактически лишены возможности получать необходимую медпомощь и лекарственные средства из-за отсутствия врачей и аптек на этих территориях. Один из вариантов обеспечения доступа к медпомощи — создание выездных медицинских бригад или так называемых мобильных амбулаторий. Сейчас эта модель уже неединично реализуется (обычно благодаря содействию международных, волонтерских и благотворительных организаций и фондов).
Юридическая организация работы таких амбулаторий зависит от содержания их деятельности. Для этого надо четко различать понятия домедицинской и медицинской помощи.
Медицинская помощь — деятельность профессионально подготовленных медицинских работников, направленная на профилактику, диагностику и лечение. Соответственно, медпомощь может оказывать только специально обученный персонал.
Домедицинская помощь — это комплекс мер, направленных на возобновление или сохранение жизни пострадавшего, осуществляемый до прибытия медицинских работников. Суть домедицинской помощи заключается в том, что ее может оказать любое лицо, которое находится рядом и способно принять необходимые меры для сохранения жизни пострадавшего. Однако она не может заменить регулярную медпомощь, в которой нуждается население.
Таким образом, на территориях, где нет учреждений здравоохранения, есть потребность в оказании именно медпомощи.
Поэтому рассмотрим подробнее особенности ее оказания мобильными амбулаториями.
Заметим, что особую роль в прифронтовых зонах, территориях, на которых ведутся боевые действия, играет военная медицина. По словам министра здравоохранения, между Министерством здравоохранения и руководством медицинских служб Вооруженных сил согласована позиция, что в условиях военных действий военные медики могут оказывать медпомощь как военнослужащим, так и гражданскому населению.
Однако на законодательном уровне привлечение военных медиков к медпомощи остается неурегулированным, и только их работой все потребности не закрыть.
Учитывая это, государство, благотворительные организации и фонды ищут пути оказания медицинской помощи населению, которое остается на упомянутых выше территориях.
Как же оказывают мобильную медпомощь на деоккупированных территориях?
Рассмотрим на примере мобильной амбулатории Международного благотворительного фонда «Альянс общественного здоровья».
Бригада этого фонда была одной из первых, начавших выезжать на территории деоккупированной Харьковской области для оказания разных видов помощи. Заместитель исполнительного директора Павел Смирнов поделился опытом организации предоставления мобильной медпомощи в условиях войны.
«Альянс общественного здоровья» создал так называемую мобильную клинику, чтобы была возможность принимать пациентов при любых погодных условиях на базе автомобильных бусов Гуманитарного конвоя. Такие бусы приспособлены для быстрого передвижения между деоккупированными населенными пунктами Харьковской области. Бригада состоит из семейного врача, медицинской сестры, социальных работников и водителя.
Пример «Альянса общественного здоровья» демонстрирует один из законных вариантов организации работы мобильной амбулатории. Они заключили договор с врачом ФЛП, имеющим лицензию. Однако встает вопрос, нужно ли этот бус отдельно отмечать в лицензии как место оказания медицинской помощи.
Если смотреть в законодательство, то предусмотрена возможность оказания выездной медпомощи по месту проживания (пребывания) пациента. Конечно, эти нормы разрабатывались не для деятельности мобильных амбулаторий, как в приведенном примере. В этой части целесообразно было бы общими нормами урегулировать деятельность мобильных амбулаторий, по крайней мере на период военного положения и на какое-то время после его отмены.
Для обеспечения деятельности мобильных амбулаторий в условиях войны была предусмотрена норма, которая устанавливает, что на время действия военного положения в Украине и в течение шести месяцев после его прекращения или отмены медицинская и реабилитационная помощь может быть оказана вне места проведения хозяйственной деятельности по медицинской практике, указанного в заявлении о получении лицензии.
Эти положения фактически легализируют возможность работы мобильных амбулаторий при важном условии: она может функционировать только в составе субъекта, имеющего лицензию на проведение хозяйственной деятельности по медицинской практике. Работники такой амбулатории должны находиться в трудовых отношениях с этим субъектом медицинской практики или иметь собственную лицензию.
Проведение хозяйственной деятельности по медицинской практике без получения лицензии предусматривает наложение штрафа.
Итак, два варианта для обеспечения деятельности мобильных амбулаторий благодетелями:
- заключение договора с врачом-ФЛП. В таком случае автомобиль может принадлежать фонду, а врач использует его в рамках своей практики;
- предоставление автомобиля в пользование или собственность учреждениям здравоохранения, которые уже самостоятельно организуют работу мобильной амбулатории. На уровне медицинского учреждения для функционирования мобильной амбулатории должна быть сформирована мобильная медицинская бригада.
Однако, кроме юридических вопросов деятельности амбулаторий, перед фондами встают и более прагматичные вопросы, например:
- определение населенных пунктов и маршрутов передвижения;
- оповещение местных жителей о времени и дате посещения;
- обеспечение бригады необходимым и т.п.
Альянс организовал работу таким образом, что бригада получает информацию от Координационного центра при Харьковской областной военной администрации о местах, где жители больше всего нуждаются в медпомощи, данные о количестве таких людей, информацию о хронических заболеваниях и реальных потребностях жителей в медпомощи. Все выезды проводятся после получения этой информации. Громады собирают данные и присылают запрос в Координационный центр. На их основании закупают основные лекарства, которые могут обеспечить первоочередные нужды. После этого мобильная бригада уведомляет о дате выезда военную администрацию, получает разрешение на перемещение и выезжает в соответствующие населенные пункты. Она работает в зоне 5–50 км от линии фронта. На практике врачи и члены команды сталкиваются с такими вызовами и сложностями, как дорога под обстрелами, прохождение пяти-шести блокпостов, необходимость получить разрешение на передвижение со стороны военных, поскольку территория чрезвычайно опасная, нет связи. В самих населенных пунктах не обойтись без сопровождающего — представителя военных, потому что значительная часть местности заминирована.
Поскольку пациенты в такой местности лишены возможности получить медпомощь иным способом, на такие выездные бригады возник большой спрос и соответственно нагрузка на них возросла.
Организация деятельности мобильных выездных амбулаторий требует большего государственного урегулирования на законодательном уровне. Отдельный вопрос — значительная проблема с медикаментами на деоккупированных и прифронтовых территориях. В первую очередь она связана с их полным отсутствием — из-за того, что не осталось работающих больниц и аптек. Так что, программа «Доступное лекарство» там не работает. На сегодняшний день закупка лекарственных средств осуществляется на донорские средства, и эти ресурсы ограничены. Мобильные бригады предоставляют пациентам аптечки и лекарства по назначению врача, но проблема выделения средств на их закупку остается насущной.
Подводя итог, следует отметить, что сейчас есть насущная потребность в нормативном урегулировании деятельности мобильных выездных бригад, с учетом наработанного практического опыта, который можно будет использовать после нашей победы в труднодоступных регионах Украины или местностях, где оказание регулярной медпомощи невозможно.