О стихии доморощенного целительства и сомнительных новациях

5 января, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №1, 5 января-12 января

Нынче в обществе растет интерес к многочисленным экстрасенсам и чудотворцам. Надеемся, что читателю полезно узнать: все это человечество уже «проходило»...

Нынче в обществе растет интерес
к многочисленным экстрасенсам и чудотворцам. Надеемся, что читателю полезно узнать: все это человечество уже «проходило».

 

Сомерсет Моэм

Не случайно в качестве эпиграфа мы привели это высказывание известного писателя и врача, образно и точно сформулировавшего мысль о том, что в нынешней ситуации нет ничего нового. Действительно, все это уже было. В подтверждение такого суждения обратимся к широко известному толстовскому роману «Анна Каренина». Процитирую из него только одну выдержку: «Как, вы не знаете Жюля Ландо, знаменитого Жюля Ландо, ясновидящего? Он тоже полоумный... Ландо, видите ли, приказчиком был в магазине в Париже и пришел к доктору. У доктора в приемной он заснул и во сне стал всем больным давать советы. И удивительные советы. Жена (больного, о котором рассказывается в этом месте романа. — И. Т.) узнала про этого Ландо и взяла его к мужу. Он мужа ее лечит. И никакой пользы ему не сделал.., но они в него веруют и возят с собой. И привезли в Россию. Здесь все на него набросились, и он всех стал лечить». Нужны ли здесь какие-либо комментарии? Разве что подчеркнем символическое совпадение: у Льва Николаевича Толстого говорится о «ясновидящем» Ландо, а в нынешней России процветает доморощенный целитель Лонго. Поразительное сходство фамилий!

Немного предыстории, или Кризис жанра

 

О доморощенных «врачевателях» автор этих заметок уже писал в своих предыдущих статьях («Главное — не навредить», «Приметы смутного времени», «Каждый век имеет свое средневековье»). В определенной мере они, как и публикации других медиков-единомышленников, инициировали обсуждение этой проблемы на заседании президиума ученого совета Министерства здравоохранения Украины, где приводилось много примеров из «рекомендаций» натуропатов, биоэнергетиков, экстрасенсов и астрологов, которые не нуждались в комментариях, поскольку несуразность их была очевидна. Но вот привычные вопросы «кто виноват» и «что делать» еще требуют своих ответов. Действительно, как случилось, что примерно 2500 целителям были выданы лицензии на право легальной деятельности? Как сочетается подобная практика с тем, что повсеместно вершится она вне законодательных регламентаций, по существу, не имеет надежного правового поля? Наконец, почему эта практика, крайне опасная для физического и психического здоровья общества, столь неудержимо пропагандируется в печати? И это при том условии, что Мининформ, Минздрав и Государственный комитет Украины по делам религии обратились к средствам массовой информации с призывом не размещать рекламу сомнительных методов лечения, а при публикациях, рекламирующих целителей, приводить название организации, выдавшей лицензию, и указывать ее номер.

Со всей откровенностью следует констатировать, что, увы, ни состоявшееся в Мин-здраве обсуждение этой больной для нашего общества проблемы, ни предшествующие выступления в печати автора этой статьи и других ученых не привели к ощутимому результату. Разгул доморощенного целительства продолжается, чему во многом способствует все более агрессивная реклама. Ведь сегодня ни одна рекламно-информационная программная передача по телевидению не обходится без объявлений об очередных доморощенных целителях.

В одном из номеров популярного «Огонька» в материале под рубрикой «Тема номера» сообщалось, что по статистике Минздрава России в стране занимаются целительством двести тысяч разного рода знахарей, из которых только более тысячи имеют лицензии. Примечательный факт: по признанию Главной ассоциации целителей России — именно так называется это общественное объединение — 42% нынешних доморощенных врачевателей отягощены психическими заболеваниями, 30% — откровенные стяжатели, 26% — те, кто действительно стремятся помочь людям (при этом, конечно, также не безвозмездно. — И.Т.), и только 2—3% вроде бы кому-то помогают. Повторюсь, что это данные самой ассоциации. В том же материале приводится комментарий Юрия Горного, еще ранее выступавшего с резкой критикой нынешнего разгула целительства. Ссылаясь на то, что он наблюдал многих «врачевателей», Горный констатирует, что «...в основном это ограниченные, вернее, узконаправленные люди... Большинство из них способно усвоить только школьный учебник анатомии!». И далее: «Меня уже тошнит от всех подобных проходимцев и шарлатанов. Джуны все эти, лонги, чумаки...».

 

Народная медицина — нетрадиционная
и альтернативная?

 

По определению экспертов ВОЗ, «традиционную медицину» следует рассматривать как сумму знаний и практических методов, которые применяются для диагностики, профилактики и лечения нарушений физического, психического и социального равновесия, которые базируются исключительно на практическом опыте и наблюдениях, передающихся из поколения в поколение, как в устной, так и в письменной форме». Отсюда очевидно, что народная медицина давно является традиционной и противопоставление ее классическому врачеванию, отнесение к категории «медицины нетрадиционной» не имеют под собой оснований.

Между тем наблюдается тенденция и в средствах массовой информации, и даже в законодательном поле объединять в общее понятие «народную и нетрадиционную медицину». Отсюда и смешение очевидных представлений, стремление введения в Украине врачебной должности «врач народной и нетрадиционной медицины». Иначе говоря, стремление впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань». Правомерно возникает ряд вопросов. Скажем, фитотерапия и гомеопатия, давно признанные как разновидности классического врачевания, или, например, акупунктура в системе современной неврологии, или магнитотерапия — разве это не обычные сегодня методы в практике диагностики и лечения? Какие основания относить их к «нетрадиционной медицине», противопоставлять обычной медицинской практике? Какое отношение они имеют к деятельности «паранормальщиков», среди которых доминируют экстрасенсы и биоэнергетики, не говоря уже о тех, кто «снимает порчу» и «предсказывает судьбу»? А ведь сейчас, объединяя подобное в единое представление — «народная и нетрадиционная медицина», мы вконец запутываем ситуацию.

С моей точки зрения, основная задача Украинской ассоциации народной медицины и организованного при ней медицинского института — четко определить предмет, критерии и задачи истинной народной медицины, отмежевать последнюю от сомнительной нетрадиционной практики доморощенного целительства. Об этом после моей предыдущей публикации мы обстоятельно беседовали с генеральным директором Украинской ассоциации народной медицины, заслуженным врачом В.Поканевичем и, как мне думалось, пришли в этом смысле к единой точке зрения. Более того, в «ЗН» появилась статья, инициированная ассоциацией, идея которой — в интеграции н а р о д н о й м е д и ц и н ы (разрядка моя. — И.Т.) с современной врачебной практикой. В публикации справедливо доказывалось отсутствие каких-либо противоречий и несоответствий в этой проблеме, содержался призыв идти навстречу друг другу — в общем «жить дружно». Вот только вновь и вновь фигурировало словосочетание «народная и нетрадиционная». Кстати, в разговоре со мной В.Поканевич отмечал, что тестирование и отбор «нетрадиционных врачевателей», который проводит ассоциация, весьма строг и что в нем участвуют высококвалифицированные специалисты, «...даже кандидаты наук». Но как согласуется это с тем, что право получения лицензии предоставлено таким «нетрадиционным врачевателям», которым никак нельзя было его давать. Читатель мог сам убедиться в этом, прочитав следующее сообщение, процитированное на страницах «ЗН» (№12, 1999 г.) доктором медицинских наук Ю.Дупленко в публикации «Доколе» — отклике на мою предшествующую статью.

Вот сокращенный текст этого сообщения:

 

«Причиной многих заболеваний и неустановленных диагнозов зачастую является вредное биоэнергическое воздействие. С помощью сильных старинных молитв Анна от этого воздействия избавляет, в результате чего проходят многие тяжелейшие недуги. Также Анна дистанционно воздействует на больных и находит у них очаги заболеваний, снимает «порчу», «сглаз», «наговоры», «проклятия», «колдовство», «привороты» и все то, что делает человека больным и несчастным. Анна ставит преграды злым силам, помогает избавиться от зависти, ревности, одиночества, семейных проблем, неудач в любви и бизнесе, половой несостоятельности. После встречи с Анной вас и ваш дом десятой дорогой обойдут неприятности, злоба, зависть, наводнения, грабежи и пожары... Будет производиться реализация методических пособий, амулетов, фотографий. Анна обладает способностями в диагностике и лечении в области народной и нетрадиционной медицины методом биоэнергоинформотерапии, что подтверждает аттестационно-экспертное заключение АО «Украинская ассоциация народной медицины» №2611 от 04.01.1999 г., а также имеет специальное разрешение Минздрава Украины на медицинскую деятельность в области народной и нетрадиционной медицины
№ 00001 от 22.01.1999 г.»
. Обратите внимание, читатель, как формулируется разрешение — «на медицинскую деятельность в области народной и нетрадиционной медицины». Чем не диплом врача? Ведь речь идет о «медицинской деятельности»! Замечу, что не только в агрессивной рекламе и тех публикациях, которые пропагандируют целителей, но и на обильном книжном рынке, где их деятельности посвящено множество книг, не делается различия между такими понятиями, как медицина народная, нетрадиционная, альтернативная.

Ю.Дупленко, в частности, справедливо критиковал популяризацию непроверенных, нередко явно сомнительных «пищевых добавок». Достаточно вспомнить нашумевший в свое время гербалайф. Нелепо относить применение биологически активных добавок к категории нетрадиционных методов, которые, конечно же, не должны быть в сфере деятельности профессиональных специалистов — гигиенистов, фармакологов, токсикологов. Об этом говорилось не так давно на заседании научно-экспертного совета Государственного фармакологического центра, который принял решение о создании специализированной комиссии по экспертизе биологически активных добавок. Кстати, несколько раз возникал здесь же вопрос и об экспертизе гомеопатических средств. Проблемам гомеопатии было посвящено интервью в «ЗН» кандидата медицинских наук Н.Костинской, возглавлявшей в медицинском институте Украинской ассоциации народной медицины одноименную кафедру. Правда, именно на этой кафедре почему-то одновременно читался курс «медицинской астрологии». Известна и книга под названием «Гомеопатия — астрофизика», о которой я ранее уже подробно писал. Если отбросить правомерные возражения по спорным положениям, которые содержатся в указанных выше статье и книге, то из их содержания можно было бы сделать два важных вывода: первый — гомеопатия как одно из направлений практической медицины общепризнана сегодня в мире и ее задачи — анализ эффективности, апробация предлагаемых средств — должны находиться в русле клинической фармакологии, а никак не в сфере «альтернативной медицины»; второй — в этой области остается многое, что еще требует научного осмысления, современных методических подходов, обоснованных принципов экспертизы. И эти задачи опять-таки должны решаться в русле современной фармакологической науки и практики.

Следует еще раз особо подчеркнуть, что сплошь и рядом многие целители уклоняются от необходимой сертификации, а практически на местах представители правоохранительных органов не контролируют их кипучую деятельность. Известно, что только за последнее время комиссией Минздрава аннулировано 95 лицензий на медицинскую деятельность тех, кто не имел право ею заниматься, приостановлена деятельность более чем 60 подобных врачевателей.

 

Сомнительные новации — угроза здоровью

 

Надо ли, аргументируя опасность словесных изощрений, которые обрушивают на доверчивых людей широко практикующие врачеватели, напомнить о возможных последствиях? Ведь, как известно еще из справедливого утверждения наших мудрых предшественников, «слово ранит, слово убивает». Непредсказуемость и реальную угрозу подобного воздействия иллюстрируют данные исследователя в области психологии доктора В.Лебедева. Результаты его наблюдений показали, что после одного из очередных сеансов массового целительства у 31% обследованных появились навязчивые движения головы и рук, у 11% стойкая бессонница, головные боли, немотивированное чувство тревоги. В трех процентах случаев было выявлено заметное снижение работоспособности. Особенно непредсказуемы и чреваты серьезной опасностью последствия массовых врачеваний детей. По данным того же В.Лебедева, у 42% маленьких пациентов при обследовании он констатировал появление жалоб на ночные страхи и галлюцинации. У обследованных детей наблюдались также тяжелые истероидные реакции.

С высказанными выше соображениями о недопустимости бесконтрольной деятельности «специалистов» согласуется точка зрения экспериментатора Э.Година, который справедливо считает, что распространенный в настоящее время термин «биополе», сопутствующий деятельности многочисленных экстрасенсов, лишен всякого смысла и не выдерживает критики, прежде всего с точки зрения физики. «Как можно, — недоумевает ученый, — говорить о биополе «нормальном» или «повышенном», если «...в живом организме норм — огромное многообразие, патологий — тоже». Нельзя не согласиться с тем, что определение «экстрасенс» «...вообще звучит непрофессионально. Все равно что экстрапианист». В связи со столь произвольными неоправданными с позиций современных медико-биологических и физических представлений определениями становится еще более понятным, почему содержания публикаций, посвященных нетрадиционному целительству, отличаются либо вовсе отсутствием какого-либо научного толкования, либо примитивнейшими попытками псевдонаучных рассуждений. Примечательно, что в качестве авторов этих публикаций и издателями подобных «трудов» чаще всего выступают различные ассоциации, кооперативы и объединения, почему-то особенно часто инженерные общества. Удивительно, но факт, что среди пропагандистов так называемых альтернативных методов лечения, как, впрочем, и среди самих целителей, значителен процент лиц с техническим образованием. Думается, что более подробное ознакомление с профессиональным и образовательным составом ныне практикующих врачевателей могло бы многое прояснить.

Даже в «Медицинской газете» можно было прочитать статью под броским и многообещающим названием «На прием к физику», этакий панегирик «физику по образованию, экстрасенсу по призванию», который ведет прием больных. Как сообщается в этой публикации, очереди к нему огромные и пациенты свидетельствуют о целительном эффекте необычного врачевания. Как же объясняет принцип своего лечения сам физик? Прежде всего он уверяет (впрочем, это стало уже привычным), что «медицина переживает кризис и ей не хватает понимания того, что... у человека, помимо субстрата тела, есть еще полевая субстанция, тонкая энергетическая оболочка, которая его окружает. То, что вызывает наши болезни, как правило, и есть нарушения этой пространственной формы поля. Именно по ней я и веду диагностику». Далее говорится об «энергетическом пробое оболочки» и о том, что на его месте якобы возникают нарушения структуры ткани, уменьшается общая защита человека от внешних воздействий. В связи с этим, по уверению физика, «нужно снять этот пробой». Такова нехитрая схема возникновения всех болезней, а не ведающие об этом врачи при обращении к ним больного «начинают лечить следствие, а не причину». И далее: «Мы, как правило, сталкиваемся уже с запущенными формами болезней, и даже когда снимаем пробой нашими методами, справиться с патологией сложно, поскольку происходят серьезные изменения в тканях» (выделено мною. — И.Т.). Не касаясь самих «методов», о которых, по существу, ничего не говорится, выделим основную идею «новатора», которая основана на его произвольных рассуждениях о «полевой субстанции» (подобные суждения высказываются и другими его сторонниками — теоретиками биополя).

Полагаю, читатель, на этом цитирование подобных мест из высказываний автора «новой концепции» (именно столь «скромно» он именует свои воззрения) следует закончить. Беда в том, что он не одинок. Подобными новациями буквально пестрят полосы многих наших газет и журналов. А попытки противостоять заведомо спекулятивным выступлениям многочисленных авторов такого толка на фоне их засилья в масс-медиа выглядят, увы, как глас вопиющего в пустыне. Еще раз приходится повторять утверждение саркастичного Ежи Леца — «каждый век имеет свое средневековье...».

 

Главное —
не навредить

 

Каковы же причины, способствующие тому, что мощный пресс сомнительных новаций продолжает все больше давить на сознание, а так называемые альтернативные методы, равно как и в некоторых других областях знаний, не встречают должного противодействия?

Следует особо подчеркнуть, что духовное и физическое здоровье человека и современного общества сегодня оставляет желать лучшего. На одном из крупных общественных форумов, основной темой которого было «Здоровье нации», подчеркивалось, что угрожающе выглядит в последние десятилетия статистика смерти от травм и отравлений, возрастает число психических заболеваний, а также экологически обусловленных болезней. В обращении участников форума особо отмечалось, что духовному, а подчас и физическому здоровью личности, семьи и общества наносит огромный вред распространение различных сект, магов, неоязычников и оккультистов. Этому созвучно и недавнее выступление одного из представителей духовенства, в котором было сказано следующее: «парамедицинские и парарелигиозные организации, которым сегодня несть числа, готовят такой жуткий «коктейль», от которого наш народ может отравиться. Первое практическое дело, которым нам можно было бы заняться, — это современное сопротивление этим тенденциям, захлестнувшим сознание многих наших сограждан. Удивительно, что в начале третьего тысячелетия у нас развиты суеверие и мистика так, как, пожалуй, никогда раньше. Борьба с ними — это дело науки и религии». Добавим от себя: прежде всего медицинской науки. Между тем, представляется очевидным, что вследствие неудовлетворенности духовных потребностей сегодня нередко происходит срастание науки и мистики по типу онаучивания мистики. Одним из отражений этого является и то, что в медицинскую практику, тем более в стихию доморощенного целительства, проникают методики, почерпнутые из арсенала религиозно-мистических представлений. Правы те, которые утверждают, что духовный вакуум в обществе, а также бедственное состояние нашей медицины — благодатная почва для разгула целительства, всяческих мистических тенденций.

Кроме указанных выше глобальных причин явления, которые мы рассматриваем в этих заметках, есть еще и более конкретные, так сказать, причины локального порядка. Природа пустоты не терпит. И если сегодня наша медицина далеко не всегда может удовлетворить чаяния страждущих, в силу своего бедственного состояния, то образовавшийся вакуум заполняется теми, кто провозглашает нетрадиционное врачевание как альтернативу официальной или, по рассмотренной терминологии, традиционной медицине.

И еще одна причина состоит в том, — об этом уже шла речь, — что стихии всяческих новаций способствует их популяризация в средствах массовой информации. Начисто забыли многие наши газеты и журналы известную заповедь мудрых предшественников «Не навреди». Здесь на первый план выступает, разумеется, нравственная сторона дела. Понятно вынужденное желание многих периодических изданий поправить свои финансовые дела. Но все же не таким путем и не такой ценой! Думается, масс-медиа должны занять активную наступательную позицию, чтобы было предельно ясно, где истинная народная медицина или действительно парапсихологическая наука, а где доморощенное целительство, самодеятельность магов и колдунов, основанная, как справедливо заметил академик В.Покровский, на бизнесе и саморекламе. Кстати, в телевизионной передаче под примечательным названием «Реквием по телесеансам» с участием академика Покровского подчеркивалось, что массовые выступления в качестве врачевателей безграмотных в медицине людей расценивается за рубежом как интеллектуальный возврат к средневековью. Недавно правительством Италии было заявлено о намерении начать решительную борьбу с индустрией местных гадалок, белых ведьм, магов и экстрасенсов. При этом отмечалось, что их услугами пользуются 8 млн. итальянцев и что нередки драматические и даже трагические исходы. Показательно, что за занятия сомнительным целительством Ватикан уволил одного из архиепископов.

Наряду с профессиональным развенчанием массового целительства как недопустимой и опасной для здоровья человека формой «врачевания», незамедлительно следует провести правовую регламентацию, во-первых, критериев, позволяющих строго и объективно квалифицировать соответствующие приемы и методы как относящиеся к народной медицине, во-вторых, обоснованных и унифицированных требований к образованию и профессии лиц, которым разрешается использовать указанные приемы и методы, в-третьих, категорического запрещения проведения массовых сеансов целительства, в-четвертых, возмещения ущерба, нанесенного больным вследствие самодеятельного врачевания.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно