ЧЕМ БОЛЬШЕ БОЛЕЕМ, ТЕМ БОГАЧЕ ГОСУДАРСТВО?

21 ноября, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №45, 21 ноября-28 ноября

Жизнь построена на парадоксах, в особенности в нашем государстве. Они, эти самые парадоксы, встречаются чуть ли не на каждом шагу...

Жизнь построена на парадоксах, в особенности в нашем государстве. Они, эти самые парадоксы, встречаются чуть ли не на каждом шагу. Так, по идее, государству должно быть выгодно, чтобы граждане поменьше болели, имели стойкую психику и с удовольствием улучшали демографическую ситуацию. Однако если посмотреть на практические шаги в этом направлении, то выводы напрашиваются, прямо скажем, невеселые.

Самое неутешительное — народные избранники в очередной раз пытаются реанимировать идею об отмене льготы по НДС, которой нынче пользуются все отечественные производители лекарств и изделий медицинского назначения. Попытки эти, надо сказать, отличаются завидной настойчивостью и цикличностью: предпринимаются дважды в год, как правило, летом и зимой — перед принятием бюджетной резолюции и непосредственно бюджета.

Предыдущая, летняя попытка была успешно отбита Минздравом и всей фармацевтической общественностью. Тогда депутаты подавляющим числом голосов приняли в первом чтении закон, устанавливающий с 1 января 2004 года 17-процентную ставку НДС на медикаменты. Между прочим, самую большую в Европе: в Бельгии она составляет 6%, столько же в Голландии, в Испании — 4%, Франции — 2,1%, Финляндии — 8%, Италии — 9% и Германии — 15%. В большинстве развитых стран производители, оптовики и аптеки платят пониженный налог на добавленную стоимость или не платят его вовсе. При этом практически во всех европейских странах работает система компенсаций и возмещений больным стоимости лекарств.

Но после массированной атаки прессы и обращений фармацевтической общественности в дело вмешался Президент и наложил на документ вето — на полгода. Сейчас сроки табу истекают. Чем грозит в нынешних условиях отмена льготы? Об этом шла речь на недавней встрече журналистов с парламентариями, представителями Минздрава Украины и участниками фармрынка.

— Оптовые и розничные цены на медикаменты возрастут не менее чем на 25—30%, — прогнозирует заместитель министра здравоохранения Михаил Пасечник. — Учитывая, что более 80% лекарственных средств граждане покупают сами, можно сделать вывод, что лекарства станут еще менее доступны для населения. Одновременно существенно снизятся возможности бюджета по льготному обеспечению лекарствами инвалидов, страдающих социально опасными и хроническими болезнями, других наиболее незащищенных слоев населения. Компенсация за лекарства отдельным категориям больных составляет сегодня всего 2,7% от общей реализации (против более 70% возмещения стоимости потребляемых населением медикаментов за рубежом). По сути, под «удар» будет поставлена Государственная программа обеспечения населения лекарственными средствами, основными задачами которой как раз является повышение доступности и качества лекарств. Даже предусмотренная законом льгота для препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых, не улучшит ситуацию: субстанции для их производства предполагается облагать налогом на общих основаниях.

Подобные прогнозы вовсе не безосновательны и базируются на печальном российском опыте введения 10-процентного НДС на лекарства, где убытки вдвое превысили поступления от налога в бюджет. Помимо общего роста цен (в среднем на 12 процентов, а в некоторых регионах до двадцати и даже до сорока процентов), снижения производства и потребления медикаментов, ухудшилось качество некоторых российских препаратов, существенно вырос объем «черного» рынка, повысилась конкурентоспособность различных сомнительных биодобавок.

Можно предположить, что в Украине события будут развиваться по аналогичному сценарию. А с учетом нашей социально-экономической ситуации — и более трагичному. Почти две трети работающих получают зарплату, которая ниже прожиточного минимума, а четверть — ниже законодательно установленной минимальной зарплаты. Размер средней пенсии «дотягивает» лишь до половины прожиточного минимума, установленного для неработающих. При этом в стране растет уровень таких социально опасных заболеваний, как сердечно-сосудистые, туберкулез и других, требующих дорогостоящего лечения. По мнению ряда экспертов, именно снижение потребления лекарств хроническими больными с низкими доходами стало одной из причин повышения смертности от этих недугов.

От непродуманного увеличения базы налогообложения пострадают не только потребители лекарств, но и вся фармацевтическая промышленность страны в целом. По словам директора научно-производственного объединения «HIP» Владимира Найштетика, норма прибыли фармпредприятий упадет на 11%, вдвое снизится объем продаж, значительно уменьшатся бюджеты, выделяемые на разработку новых отечественных препаратов. Предприятиям станет невыгодно выпускать многие недорогие медикаменты, снизится качество целого ряда продуктов украинской фармации. Дело в том, что подавляющее большинство субстанций, из которых изготавливают у нас лекарства (жизненно важные не являются исключением), импортного производства. Поэтому себестоимость препаратов останется прежней, добавится НДС, а соответствующим образом повысить отпускную цену не удастся — рынок не воспримет. В такой ситуации есть два выхода: остановить выпуск малорентабельной продукции, либо использовать более дешевые, а значит, и менее качественные, субстанции.

Во многом будет утерян и рынок, в том числе, и едва наметившийся зарубежный. Сегодня соотношение отечественных и импортных препаратов приблизительно равное, а по некоторым позициям наши лекарства лидируют с серьезным перевесом, занимая до 70% рынка. Если говорить о жизненно важных препаратах, то 56% их объема выпускают украинские производители, а 44% завозится из-за рубежа. Причем преимущество это было достигнуто лишь недавно, главным образом благодаря льготам по налогообложению. Поэтому вполне можно предположить, что многие отечественные аналоги зарубежных препаратов просто исчезнут с прилавков аптек.

Тем более что одновременно с отменой льготы по НДС, планируется ввести и акцизный сбор на спирт — по 16 грн. за каждый литр. Это прямо «ударит» по производству различных спиртовых настоек и капель — сделает невозможным их реализацию, а, следовательно, и выпуск отечественными фармпредприятиями. Словом, в результате, вместо дополнительных средств, бюджет недосчитается поступлений по другим статьям, в частности, от налога на прибыль с предприятий-производителей и продавцов лекарств, налога на зарплату с занятых в отрасли, отчислений в пенсионный фонд и так далее. Если учесть, что на долю фармацевтики приходится до 20% всех поступлений в бюджет, то развал отрасли самым негативным образом скажется на экономике всей страны.

Вряд ли иницировавшие законопроект депутаты из Комитета по финансам и банковской деятельности Верховной Рады заранее не просчитали все последствия принятия такого документа для страны. Равно, как и их коллеги, проголосовавшие летом за него в первом чтении. Хотя в нашей Верховной Раде все возможно. Особенно, если учесть, что, по словам заместителя председателя комитета по вопросам охраны здоровья, материнства и детства Павла Жебровского, законопроект принимался в нарушение регламента, у депутатов не было возможности как следует изучить нововведение, а, кроме того, в тот день в парламенте была настолько сложная обстановка, что народные избранники могли проголосовать даже «за введение инквизиции».

Но если поступок депутатов, далеко не все из которых имеют экономическое образование и знакомы с проблемами фармацевтической промышленности, понять можно, то позиция чиновников Минфина, «педалирующих» отмену льготы, настораживает. Ведь они как «государственные мужи» должны оценивать ситуацию, прежде всего с точки зрения выгоды для всего государства, а не отдельных предпринимательских кругов. Получается, нашему государству сейчас выгоднее, чтобы граждане чаще болели и покупали как можно больше дорогих лекарств.

С точки зрения возможности получить быстрые прибыли, это вполне объяснимо. Действительно, от покупки каких товаров человек не сможет отказаться в любом случае? От элементарных продуктов питания, спиртного и лекарств. Значит, на первых порах введение НДС и акциза на спирт пополнит казну, снижение производства и поступлений в бюджет — это произойдет позже. Но, вероятно, деньги требуются именно на первых порах. Скорее всего, в первые три месяца будущего года.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно