В больницу или в морг? |
В Польше разрастается скандал, связанный с явлением некробизнеса, который заключается в продаже сотрудниками «Скорой помощи» информации об умерших пациентах фирмам ритуальных услуг. Но, как выяснилось, этим дельцы не ограничиваются. На сегодняшний день прокуратура выдала приказ на арест семи лиц, среди которых врач, санитар, водитель и сотрудники похоронных бюро. Всем предъявлены обвинения во взяточничестве. И по мере развития скандала он все больше теряет криминальный характер, приобретая черты нравственно-этической проблемы польского общества.
Все началось с публикации в «Газете выборчей» и озвучения в «Радио Лодзь» совместного журналистского расследования под названием «Охотники за шкурами», в котором шла речь о том, что сотрудники станции «Скорой помощи» города Лодзь продают своих умерших пациентов фирмам ритуальных услуг. Журналисты собрали факты и показания людей, подтверждавших существование в городе явления «торговли шкурами». («Шкура» на жаргоне медиков-некробизнесменов — умерший пациент, информацию о котором бригада «неотложки» продавала какой-то из похоронных фирм.)
В некробизнесе были задействованы представители различных профессий. Дежурный по станции в телефонном разговоре определял степень тяжести больного, к которому вызывали «неотложку», и в случае высокой вероятности смертельного исхода передавал эту информацию соответствующей бригаде. Задачей врача было выписать свидетельство о смерти и склонить семью умершего воспользоваться услугами конкретного похоронного бюро. Когда родственники не хотели воспользоваться «советом» сотрудников «неотложки», некоторые врачи шантажировали родственников умершего тем, что «не могут засвидетельствовать естественную смерть», а это означало попадание трупа на вскрытие и затягивание всего дела на несколько дней. Родственники преимущественно «сдавались». Задачей санитаров и водителей было подсовывать убитым горем семьям визитки похоронных фирм и держать язык за зубами. Иногда, если пациент умирал по дороге в больницу, труп завозили прямо на фирму, а родственников ставили перед свершившимся фактом.
Журналисты приводят поражающие факты: в пиковые периоды конкурентной борьбы похоронные фирмы Лодзи платили за «шкуру» от 300 до 450 долларов. В течение месяца в городе «шкурами» становилось около 250 умерших. Здесь может возникнуть вопрос: в чем же заключался интерес похоронных фирм? Ответ содержится в системе выплаты учреждением общественного страхования «помощи на организацию похорон». Подписывая соглашение о сотрудничестве с фирмой ритуальных услуг, родственники умершего почти автоматически уполномочивают ее получить упомянутую помощь, составляющую около одной тысячи долларов. Кроме этого, после проведения похорон фирма могла выставить семье умершего еще и дополнительный счет за «услуги, стоимость которых превысила сумму помощи». В «Охотниках за шкурами» приводится пример фирмы, которая благодаря сотрудничеству с «неотложкой» увеличила ежемесячное число клиентов с полутора десятков до полутора сотен. Всего же журналисты оценили годичные обороты некробизнеса в Лодзи на сумму около миллиона долларов. Разумеется, без всяких налогов.
Но все описанное журналистами до этого момента касалось скорее балансирования на грани профессиональной этики, прагматизма и цинизма, то есть явлений практически не преследуемых уголовным кодексом. Если бы этим все и закончилось, то результатом журналистского исследования стала бы лишь очередная «газетная сенсация». Подобные сенсации несколько лет назад прошли через венгерскую и немецкую прессу. Буквально спустя неделю после появления статьи в «Газете выборчей» такого же типа публикации появились в Чехии и Болгарии. О позорном сотрудничестве медиков и гробокопателей известно также в Литве, Словакии, Италии, Бельгии, Дании и т.д. — то есть там, где ритуальные услуги являются прибыльным бизнесом, а информация — товаром.
Настоящий взрыв в польском обществе вызвала та часть журналистского материала, где описывалось, «как организовать шкуру». Отрицательными героями этой части «лодзинской трагедии» стали врачи и санитары с прозвищами Ангел смерти, Шкуроловка, Доктор калий, которые вместо того, чтобы спасать своих пациентов, помогали им уйти в «лучший мир». Репортеры описали несколько методов, по которым действовали «ангелы смерти». Простейший назывался «заехать в МакДональдс» — то есть ехать на вызов так медленно, чтобы дать возможность «клиенту созреть». Этот метод применялся, когда дежурный давал понять, что вызов срочный — человек умирает. Иные же методы предусматривали прямое врачебное вмешательство. Собеседники авторов расследования рассказали о случаях, когда врачи или санитары в погоне за доходами вводили больным определенные лекарства — или слишком поздно, или слишком большие дозы, — которые вместо спасения приводили к летальному исходу.
Газетная сенсация превратилась в настоящий общественный скандал, когда на следующий день наличие столь печальной практики в Лодзи подтвердил новый директор станции «Скорой помощи», на протяжении нескольких месяцев своими силами пытавшийся одолеть это зло. Долголетнюю «традицию некробизнеса» подтвердил и бывший руководитель лодзинской «неотложки». Робкая попытка министра здравоохранения Польши Мариуша Лапиньски защитить докторов от «журналистских нападок» быстро утонула в море свидетельств, которые начали поступать как от рядовых граждан, так и от сотрудников «Скорой помощи». Редакции, прокуратура, полиция получили сотни писем и телефонных звонков от лиц, которым было известно о существовании подобных прецедентов, и от людей, близкие которых были проданы шкуроловам. Газеты, радиостанции и телеканалы наперегонки предоставляли новые эксклюзивные факты в подтверждение существования некробизнеса в разных городах страны. Кое-где появились признаки обывательского психоза — сотрудников «неотложки», оказывавших помощь потерпевшим в публичных местах, толпа обзывала убийцами и торгашами смертью, злобствующие остряки вызванивали «неотложку» и спрашивали: «Алло, это похоронное бюро?»
Общую же реакцию представителей польской элиты можно описать как растерянность и угнетенность. В своем комментарии президент Александр Квасьневский сказал: «Если правдой является то, что написала «Газета...», то это что-то поразительное. Здесь трудно говорить о преступлении, здесь нужно говорить о вырождении, отходе от каких бы то ни было нравственных принципов, как и от человечности». А ректор Папской теологической академии в Кракове епископ Тадеуш Перонек высказал сравнение: «То, что делали в Лодзи, мало чем отличается от попыток в концлагерях делать из людей мыло». Да и сам министр Лапиньски сменил тон: «Если же ужасные события, описанные в «Газете…», действительно имели место, то перед родственниками умерших нам следует извиниться». Наверное, понимая, что одним лишь извинением дело не закончится, Мариуш Лапиньски сделал несколько радикальных шагов для оздоровления ситуации в службе «Скорой помощи». Собрав вместе руководителей 30 региональных станций, министр распорядился строго проконтролировать использование бригадами «неотложек» психотропных, наркотических и расслабляющих препаратов; прогнать с территории медицинских учреждений фирмы «ритуальных услуг», а сотрудникам запретить контакты с гробокопателями под угрозой увольнения.
Пока неизвестно, поможет ли это очистить от скверны медицинские учреждения, но очевидно, что улучшить атмосферу общественного недоверия к сотрудникам медицинских служб будет значительно труднее. Ведь согласно проведенным недавно исследованиям общественного мнения, поляки поставили врачей на втором месте в рейтинге наиболее коррумпированных профессий в Польше. Теперь рядовой поляк имеет основания считать — «да они не только нас обворовывают, требуя взятки, но еще и убивают и продают». Попытка врачей защитить свое доброе имя, — дескать, в среде медиков, насчитывающей около 150 тысяч человек, могут найтись отдельные негодяи, — не очень-то удалась. Сначала появился протест правления Всегосударственного профсоюза врачей против перекладывания вины за неэтичные действия похоронных фирм на врачей и других сотрудников «Скорой помощи», что совершено журналистами в поисках сенсаций. В ответ на это журналисты обнародовали информацию о том, что председатель правления является братом одного из арестованных в Лодзи за причастность к некробизнесу. В дополнение к этому было напечатано и заявление уполномоченного по правам человека, заявившего, что на протяжении последних десяти лет, несмотря на ряд нарушений профессиональной этики и фактов коррупции, суды не лишили ни одно лицо права заниматься врачебной практикой. Всплыли на поверхность и другие факты, в частности то, что многие медсотрудники или их родственники стали основателями и владельцами похоронных фирм.
Вряд ли задержанных на сегодня семи лиц в Лодзи будет достаточно для «жертвоприношения» на алтарь общественного мнения. Во-первых, дело давно вышло за пределы одного города — известно, что некробизнес «процветал» в большинстве крупных городов страны. А во-вторых, проблема уже не ограничивается только средой врачей и затрагивает почти все общество. Ведь, как оказалось, некробизнес начал развиваться в Польше еще десять лет назад и о его существовании знало немало людей. Знали об этом прежде всего сами сотрудники «неотложки», но непричастным к темным делишкам не хватало мужества бороться с этим злом. Знали сотрудники похоронных фирм, но заработок был важнее этических норм и человечности. Знали сотрудники полиции и журналисты, но им не хватало доказательств.
В заключение можно сказать, что перед польским обществом в связи с этим делом возникло немало трудных вопросов, на которые придется дать ответ. Как написала в «Газете выборчей» Эльжбета Цихоцка: «Общество знает, что коррупция — это зло. Но считает, что низкая зарплата оправдывает получение взяток. Лодзинское дело показало конечный результат такого мышления...»