СОХРАНЕНИЕ РЕК — ДЕЛО САМИХ... РЕК?

Поделиться
Всеукраинский экологический семинар, недавно проходивший в городе Бережаны на Тернопольщине, по ...

Всеукраинский экологический семинар, недавно проходивший в городе Бережаны на Тернопольщине, по инициативе Украинской речной сети был посвящен современному состоянию и перспективам сохранения малых и средних рек Украины.

Из 23 тысяч больших и малых рек и ручьев, протекающих по территории Украины, свыше 70 процентов крайне загрязнены. Источники загрязнения особенно искать не приходится. Донимают реки отходы металлургических комбинатов и химических заводов, стоки от промывки оборудования предприятий пищевой промышленности, губят водоемы результаты деятельности военных предприятий, которые Министерство обороны под видом сохранения государственной и военной тайны усердно скрывает от общественности и средств массовой информации. Большинство старых очистных систем не выдерживает никакой критики, поскольку спроектированы они были без надлежащего учета экологических требований. Новые очистные сооружения в западных регионах есть только в двух-трех райцентрах. Причина — недостаток средств.

А соблюдение на местности прибрежных полос рек давно стало игрой в жмурки. На бумаге они, как правило, отведены, а в действительности — почва сносится в реку, и она заливается. В водоохранных зонах выпасают скот, используют ядохимикаты, устраивают свалки, ведут хозяйственное строительство.

Преимущественно в набат бьет только общественность, хотя сохранение рек — это прежде всего обязанность государственных организаций — структур Министерства экологии, управлений земельных ресурсов, органов местного самоуправления. А во многих случаях они действуют с точностью до наоборот, причиняя прямой вред рекам. Скажем, в 1997 году Чертковский городской совет вопреки законодательству установил размер прибрежной полосы реки Серет ...10 метров. И предоставил в постоянное пользование одному из частных предпринимателей земельный участок в размере 0,58 га для расположения стоянки автомобилей с сервисным обслуживанием и автозаправкой. Вскоре земельный отдел райгосадминистрации выдал госакт на право пользования землей. Нарушены нормы Водного кодекса, согласно которому установлена 50-метровая ширина прибрежной полосы для средних рек, проигнорированы государственные санитарные правила. Городской совет нового созыва отменил предыдущее решение. Тем не менее две судебные инстанции — первая и кассационная — оставили его в силе. И если бы Управлению экологии и природных ресурсов и главному государственному санитарному врачу области не хватило отваги отменить свои разрешения на застройку, хозяйственное освоение прибрежной полосы продолжалось бы до сих пор.

Чтобы наладить хоть какой-то экологический контроль со стороны общественности за состоянием малых рек, в ноябре 2000 года была создана Украинская речная сеть. Это общественное объединение поставило перед собой цель охранять реки, а в более широком плане — наработать действенные механизмы влияния на государственную экологическую политику.

На сегодня украинское экологическое законодательство уже более-менее отвечает европейским нормам. Однако исполнительный директор Украинского экологического центра Виктор Мельничук рассматривает проблему шире: «Бесспорно, нужно вносить определенные изменения в законодательство о токсичных отходах, о режиме хозяйствования на реках, ужесточать штрафные санкции за загрязнение. Но основная беда в другом. Общественные организации в нашем государстве не имеют права законодательной инициативы. Кабмин и Верховная Рада говорят: у нас есть свои высококвалифицированные специалисты, знающие, как нужно сохранять окружающую среду. А на самом деле принимают решения, выгодные определенным бизнесовым структурам. Мотивация? Интересы национальной и экономической безопасности. Вспомните, как, например, общественность протестовала против достройки Ташлыкской ГАЭС на реке Южный Буг, что привело бы к заполнению Александрийского водохранилища, а значит к затоплению исторических памятников Запорожской Сечи, части регионального ландшафтного парка «Гранитно-степное Побужье», где сохранились уникальные краснокнижные виды растений и животных. Население было против такой гигантской перекройки природы, решение о запрете достройки Ташлыкской ГАЭС принял Николаевский областной совет, отрицательный экспертный вывод несколько раз делало Министерство экологии и природных ресурсов. Но недавно Кабмин принял распоряжение об утверждении проекта достройки с запуском 6 агрегатов станции и затоплением природоохранных и исторически значимых территорий...

А маленький участок трассы Одесса—Рени в обход Молдовы нанесла непоправимый вред реке Днестр. И плавни, и пашня теряют живительную влагу. Исчезают редчайшие растения, водно-болотные птицы, промышленная рыба. Но есть поручение Президента, решение правительства строить дорогу... Общественность, к величайшему сожалению, не может контролировать процесс принятия решений вышестоящих органов власти».

Роман Химко, член общественного совета Министерства экологии и природных ресурсов считает, что общественность на местах все-таки может кое-что решать: «Она должна подталкивать местную власть к благоприятствованию деятельности общественных экологических организаций и делать все для того, чтобы улучшать экологическую ситуацию на реках, протекающих в той местности. Общественные организации должны давать власти самую полную информацию по проблемам охраны рек. А местное начальство, со своей стороны, должно всегда изыскивать средства на охрану окружающей среды, ведь, к примеру, для высадки деревьев вдоль прибрежных полос, частичного очищения рек не нужны значительные средства».

В следующем году в Киеве состоится V конференция министров экологии европейских стран «Окружающая среда для Европы». Украинская речная сеть готовит документы по всем проблемам защиты окружающей среды. На конференции предусмотрена процедура рассмотрения отношения общественности к проблемам окружающей среды. Исполнительный директор Украинского экологического центра Виктор Мельничук убеждает: «Мы скажем, что украинское правительство на межгосударственном уровне декларирует наилучшие намерения, подписывает конвенции о предоставлении экологической информации, о сохранении редчайших видов флоры и фауны, но на самом деле эти декларации ничем не подкреплены. Ведь если определенным лицам это невыгодно, власть сделает все для того, чтобы принять другое решение. Тогда международное сообщество обратит на это внимание и спросит украинское правительство, почему, скажем, они подписывают Орхусскую конвенцию и в то же время общественность не имеет доступа к экологической информации, почему общественные организации проигрывают суды по рассмотрению экологических дел, почему население и негосударственные организации не могут влиять на государственную экологическую политику. Мы хотим, чтобы нас услышали».

Но сохранение «рыбок и лягушек» в реках отнюдь не вписывается в приоритеты деятельности украинской власти. Подписанные конвенции — это так себе, для демонстрации послушания перед требовательной Европой. Большие и малые реки между тем задыхаются от разносмесевых потоков. У Украины появляется возможность предложить свою конвенцию о сохранении рек... утраченных.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме