Как педагогам показали... звезды в луже

29 октября, 2011, 09:32 Распечатать Выпуск №39, 28 октября-4 ноября

Заявление Азарова о том, что власть на протяжении года пять раз повышала зарплату педагогам, вызывало смех в зале.

© Василий Артюшенко

«Кто-то видит в луже звезды, которые отражаются с неба, кто-то видит окурок, лежащий в этой луже. Кто-то после съезда, в котором принимали участие почти две тысячи людей, видит, что на нем было обсуждение стратегий, а кто-то ищет недостатки. Вес вопросов — окурок или звезды», — сказал министр Дмитрий Табачник, подводя результаты ІІІ Всеукраинского съезда работников образования.

 

Вопреки амбициозным задачам, поставленным руководством Минобразования перед съездом (принятие «Национальной стратегии развития образования на 2012—2021 гг.», выражение поддержки новому проекту закона о высшем образовании), он не производил впечатления форума, на котором что-то серьезно обсуждали или обдумывали. Хотелось бы рассказать, о чем говорили на этом съезде, да нечего. Безусловно, каждый из выступавших говорил о важном. Директора жаловались на загруженность бумагооборотом и нехватку средств на ремонт протекающей крыши, ректоры — на проверки, плохую подготовку в школах и невозможность автономно распоряжаться финансами, учителя — на низкую зарплату, работники дошкольных и внешкольных заведений — на то, что их проблемы не менее важны, чем проблемы школы. Кто-то делился опытом выживания на те мизерные средства, которые государство выделяет на образование. А вот глубинного понимания проблем отрасли, их анализа не было. Предложения если и вносились, то как-то несмело, и были они несущественными. И все очень поверхностно и как-то «местечково», с акцентом на проблемы о хлебе насущном. То, что проблемы оплаты труда педагогов актуальны и очень болезненны — факт бесспорный. Но складывалось впечатление, что чиновники-докладчики умышленно постоянно возвращались к ним, чтобы держать в нужном тонусе педагогов-делегатов и, не дай Бог, не дать им поднять голову, оглядеться вокруг и строго спросить с государственных мужей о том, что происходит в образовании.

«Вы высоко несли знамя образования», «вы выстояли», «я низко склоняю перед вами голову» — не скупилась на елей в коммунистическом духе Екатерина Самойлик. «Я хочу, чтобы вы были моими союзниками, — сладкоголосо пел Николай Азаров. — Президент передает вам огромный привет!»

 

Тут мне припомнилась фраза из известного мультфильма: «...Удав передает тебе большой привет!» — «А где же этот привет? Давай его скорее!» — «Не знаю...» Заявление Азарова о том, что власть в течение года пять раз повышала зарплату педагогам, вызвала смех в зале. «Что, этого не было? — наивно спросил премьер-министр. — Каждый месяц зарплата поднимается ровно на столько, на сколько мы запланировали. Эти деньги что, не доходят?» На дружное педагогическое «нет!» премьер ответил соломоновым решением: «Давайте все-таки верить цифрам, которые у нас есть!»

После этого захохотали даже самые осторожные делегаты. Оказывается, у педагогов таки есть смелость и мужество. Но просыпаются эти качества лишь тогда, когда дело затрагивает их личные проблемы, а не проблемы наших с вами детей. Было очень стыдно за чиновников и ректоров, которые предупредительно заглядывали в глаза министру. И неприятно видеть педагогов, у которых нет своего мнения и чувства собственного достоинства. Чему же они могут научить наших детей? Какое гражданское общество помогут строить?

Едва ли не в каждом докладе рефреном звучало: «Как верно отметил наш министр в своем докладе», «Как сказал в своем замечательном выступлении уважаемый Дмитрий Владимирович», «в продолжение тезисов Дмитрия Владимировича»... Странно было наблюдать за делегатами, которые, как заведенные куклы, каждый раз механически поднимали руку с мандатом для голосования «за». Наконец, фраза «Кто против? Нет. Кто воздержался? Нет» под конец форума уже звучала без пауз, как одно слово. Из ложи прессы было хорошо видно, как некоторые делегаты, устав каждый раз поднимать руку с мандатом, просто сидели, не реагируя ни на что. И все равно звучало неизменное «Кто «за»? Единогласно».

Но одно проявление мужества на съезде все же было. Премьер-министр по-отцовски строго спросил делегатов о Дмитрии Табачнике: «Ругать его или хвалить?» В ответ на «хвалить» в зале прогремели овации. «Ругать?» — спросил Азаров. И тут в зале раздались аплодисменты. Они были негромкими, но все же были.

 В перерыве я подошла к тем, кто осмелился продемонстрировать свою позицию относительно оценки деятельности Д.Табачника. Оказалось, что это была делегация одной из западных областей. Чтобы убедить делегатов, что я не «засланный казачок» от министра, пришлось показать журналистское удостоверение. Несогласная с политикой министра методист управления образования с негодованием сказала: «А как может нравиться то, что происходит в образовании? Как сегодня проходит съезд? Сколько сказано о моральном воспитании, а сам премьер-министр и все докладчики, которые обращаются к нему, говорят на Всеукраинском форуме на русском языке. Это морально? Это государственная политика? К сожалению, в нашем образовании нет воспитательной составляющей, работающей на национальную идею. Мы очень волнуемся и за судьбу ВНО. Это путь к доступному и качественному образованию. Вообще проблем много. И перечислить их — не хватит времени. А вы не называйте нашу делегацию, пожалуйста, потому что наш руководитель может пострадать».

Жаль, что съезд учителей, который на самом деле является высшим органом самоуправления работников образования страны, превратился в собрание, где сами хозяева играли роль слепых и глухих подчиненных. «Читали ли вы документы, вынесенные на съезд?» — спросила я делегатов в перерыве. «А как же! — по одному сценарию отвечали они. — И читали, и обсуждали стратегию образования». — «И какие же ее идеи вам больше всего понравились? А какие вызвали возражение?» — «Все понравилось!» — заученно отвечали педагоги. Интересно, что никто из тех, с кем я разговаривала, ничего не сказал о проекте закона о высшем образовании, который также обсуждался на съезде. Хотя именно он-то и был основной целью форума. Для того, чтобы это не бросалось в глаза, его замаскировали другими документами — «Национальной стратегией...» и «Этическим кодексом украинского учителя». С последним явно вышел прокол. Принимая во внимание бурную критику и откровенные насмешки, которые вызвал этот одиозный наспех слепленный документ, в последний момент его изъяли из программы съезда. Так что отвлекал внимание общества от главной цели собрания лишь один декларативный документ — «Национальная стратегия...». «Если что-то в этом документе не так — не страшно, мы потом допишем!» — стимулировал делегатов скорее голосовать министр образования.

Екатерина Самойлик в своем выступлении явно фальшивила: «Я вижу, вы уже устали, готовы ехать по домам. Вы получили самые главные документы, которые ждали и обсуждали. И теперь испытываете желание срочно и быстро воплощать все это в жизнь!» Интересно, что сказано это было до голосования решений съезда, а не после. И очень напоминало шантаж: подпишите, и мы вас отпустим домой. Да и сам министр поддержал ее: «На выступления записалось 43 человека, 28 уже выступили. В президиум поступают записки с просьбой делегатов прекратить обсуждение и перейти к голосованию». Неизвестно, то ли уважаемым гостям и делегатам надоело слушать фарс под названием «обсуждение», то ли организаторы побоялись рисковать (вдруг среди такого количества докладчиков таки найдется кто-то неконтролируемый и принципиальный), но голосование началось на два часа раньше, чем планировалось по повестке дня. Пакетом единогласно было принято решение поддержать два документа, которые обсуждались на съезде.

Наверное поэтому и не углублялись докладчики в глобальные проблемы отрасли, не разводили особых церемоний и дискуссий. «Теперь я, с вашего позволения, быстро пройдусь по тем тезисам, которые подготовили мне мои помощники, — сказал Николай Азаров. — Здесь так правильно написано, что и повторять не хочется». И не повторил. Делегаты так и не узнали, что же думают помощники премьера о стратегии образования. Потому что сам руководитель Кабмина, приехав на форум, стремился решить значительно более глубокие проблемы: «Наверное, вы знаете, какие драматические решения приняты недавно на Европейском саммите относительно ликвидации задолженности конкретной страны — Греции. Если смотреть глубже, это касается стабильности в Европе. Мы с нетерпением ждали этих решений. Они не простые, но мы думаем, что они стабилизируют ситуацию. На Украине висит большая петля внешних долгов. Мы вынуждены брать в долг, чтобы отдавать их. Две самые большие статьи бюджетных расходов сегодня — это образование и внешние долги». Действительно, сегодня Украина превратилась в самого крупного после Греции должника Международного валютного фонда. В этой ситуации правительство Азарова проводит политику жесткой экономии. Долги сократить невозможно. Остается экономить государственные средства на образовании.

По мнению чиновников, система высшего образования как раз и может стать козлом отпущения в этой ситуации. Поэтому принятие нового закона, который узаконит коммерциализацию высшей школы, — дело государственного значения. Не зря во время обсуждений господин премьер спрашивал едва ли не каждого докладчика (даже тех, кто не говорил о законопроекте во время выступления): «Вы за принятие закона о высшем образовании?» Именно для того, чтобы продавить одобрительную резолюцию. Да и «смотрящие» в президиуме К.Самойлик и М.Луцкий контролировали процесс. Поэтому, наверное, и оппозицию не пригласили к обсуждению. Хотя сам министр отсутствие в зале своих заклятых оппонентов — общественных организаций Центр тестовых технологий, Центр образовательного мониторинга — объяснил тем, что это, дескать, не общественные, а грантовые организации. «Это неправда, — прокомментировал Павел Полянский, директор Центра образовательного мониторинга заявление министра. — Посмотрите нашу лицензию: как общественная организация мы существуем почти десять лет. Да, в этом году у нас есть грант, потому что выиграли конкурс. Но это же не навсегда. Это распространенная практика для многих общественных организаций. А на съезд нас никто не приглашал».

Итак, форум состоялся, задачу свою он выполнил — все, что нужно было власти, проголосовано и принято. Делегаты повезли домой пламенный привет от президента и премьера, книжечки «Образование Украины» и проекты законов. И, наверное, не обратили внимание на маленький штрих. Министр, который так болел душой за трудное финансовое положение образования, напечатал книгу «Образование Украины» (а это тысяча экземпляров!) на замечательной бумаге в цветном формате в частном издательстве «Букрек». Интересно, где он нашел на это деньги? И почему не воспользовался услугами государственных предприятий «Преса України» или «Укрвидавполіграфії»? Возможно, это было бы дешевле? А на сэкономленные средства можно было бы, скажем, порадовать делегатов хотя бы бесплатными обедами, потому что те, что предлагались в буфете, были дорогие и невкусные. Как и все «варево» на этом съезде.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно