Вундеркинд в гастрономе

10 апреля, 2009, 12:45 Распечатать

Невозможно без улыбки пройти мимо малыша, который держит в руках позеленевший батон колбасы и поу...

В последнее время на улицах больших городов появилось значительно больше социальной рекламы. Несомненно, это одно из проявлений кризиса, вследствие которого крупные игроки ограничили свои затраты на пиар, освободив рекламные площади. Вместе с тем теплится надежда, что социальная реклама наконец-то сыграет свою роль — привлечет внимание людей к давно наболевшим проблемам, мешающим в ежедневной жизни. И что главное — с этими неурядицами мы можем справиться своими силами, без посторонней помощи. Невозможно без улыбки пройти мимо малыша, который держит в руках позеленевший батон колбасы и поучает отца: «Якщо зелену ковбасу не повертати, тату, її ще й моїм дітям будуть продавати!» Этому мальчику вообще не повезло с семьей — если бы ребнок не проявлял бдительность, мама наверняка накормила бы его несвежей рыбой: «Мамо, не догледиш зараз якості — таке саме їстимеш у старості!»

Премудростям жизни этого вундеркинда «обучил» совместный проект ПРООН и Евросоюза «Сообщество потребителей и общественные объединения», который уже несколько лет подряд пытается научить наших сограждан активно отстаивать право на качественные товары и услуги так, как это делается в мире.

— Украинские потребители очень пассивны: согласно социологическим исследованиям, только 5 —7% из них готовы защищать свои права, остальные просто возмущаются или обсуждают проблему дома, с коллегами и друзьями, — объясняет Мария Савченко, эксперт по мониторингу и информации. — Иногда люди даже не задумываются над тем, что обычный чек может стать надежным оружием против некачественного товара. Потому сначала мы стремились напомнить им об этом, потом на билбордах появились новые призывы: «Поверни собі гроші, якщо не можеш повернути якість». Социальная реклама, с нашей точки зрения, должна убедить людей, что защищать свои права — не просто нормальный, а единственно правильный шаг. Годы повального дефицита приучили наших соотечественников к тому, что они покупают товар, не читая информации на упаковке, часто не обращая никакого внимания на срок годности.

В странах Европы давно поняли, что пищевые добавки во многих случаях представляют угрозу для здоровья, особенно детского, поэтому так много внимания уделяется маркировке — потребитель должен знать, что входит в состав продуктов, и делать осознанный выбор. Хотя некоторые добавки еще считаются разрешенными, но вскоре они попадут в список запрещенных, поскольку исследования британских ученых свидетельствуют об их вредном влиянии на самочувствие. Это, в частности, касается Е124, так называемого понсо — искусственного красителя, вызывающего аллергию и нервозность детей. Чтобы родители обращали на это внимание, мы на билбордах разместили популярную карамельку на палочке с лаконичной надписью — «ЦукЕ124рка?». Правда, реакция оказалась довольно неожиданной.

О том, как отреагировали производители сладостей на социальную рекламу, мы рассказывали в «ЗН» («На конфете фантик горит?..», №1, 2009 г.) Непонятно, почему кондитерская фирма «Рокс» идентифицировала изображенную конфету как свою — ведь карамельки всего мира, когда они без фантиков, похожи друг на друга как близнецы. Однако руководство фирмы решило защищать свой имидж, а затем разослало гневные письма не только в украинские министерства и ведомства, но и обратилось к постоянному представителю ООН в Украине Френсису О’Доннеллу и комиссару Европейской комиссии по вопросам потребителей Меглене Куневой, утверждая, что билборды навредили бизнесу — из-за них снизились продажи карамели.

Сегодня наконец-то уже можно поставить точку в этой истории.

Представительство Евро­пейской комиссии в Украине прислало официальное письмо руководству фабрики «Меркурий», в котором, в частности, отмечено, что «данные билборды размещались в рамках социальной рекламной кампании и были выполнены в соответствии с украинским законодательством в этой сфере. Особое внимание социальной кампании, осуществленной в рамках проекта «Сообщество потребителей и общественные объединения», уделяется повышению осведомленности потребителей относительно информации о продуктах. Поэтому любое сходство с карамелью «Рокс» или другими подобными продуктами, доступными на рынке Украины, является только случайностью. Данная социальная кампания не преследует никаких коммерческих целей и носит характер социальной значимости».

В европейских странах производители уже давно освоили простую истину — имидж укрепляется прежде всего за счет качества продукции. У нас же они иногда действуют, как та унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла. Хочется надеяться, что новые идеи социальной рекламы своей креативностью коснутся не только потребителей, но и производителей товаров. Однако, думаем, у них хватит здравого смысла и чувства юмора, чтобы реагировать адекватно, ведь некачественная колбаса, рыба или конфета может попасть на чей угодно стол, и ими может «полакомиться» чей угодно ребенок.

Наверняка вы тоже обращали внимание на билборды, где изображена знакомая всем уличная еда — гамбургеры, чебуреки, хот-доги, шаурма. Картинки разные, а надпись одинаковая: «Швидка їжа. Швидка допомога». По словам Марии Савченко, эту рекламу создавали молодые специалисты, идеи которых, сразу же попали в десятку.

— Эта социальная акция проходит в рамках всемирной кампании противодействия недобросовестной рекламе нездоровой пищи для молодого поколения, которую инициировала Всемирная конфедерация потребительских организаций Consumers International, — говорит эксперт. — Почему обратили внимание именно на уличную еду? Это потенциально опасный продукт, поскольку готовится и реализуется в антисанитарных условиях. Многие люди из-за сокращения семейного бюджета вынуждены отказаться от обедов в кафе, они перекусывают на ходу, просто на улице. Пугает то, что фаст-фуд превращается в систему, все чаще заменяет рациональное питание украинцев. Людей следует предупредить об опасности, которую несет такая уличная еда.

Киевляне, пожалуй, еще не забыли о скандале, когда после употребления шаурмы, которая продавалась неподалеку от станции метро, в больницу попали не только полтора десятка покупателей, но и хозяин киоска. (Кстати, у горе-бизнесмена не было никакого разрешительного документа, потому никто не проверял качество его продукции.) Конечно, этот случай не единственный. Молодые художники стилизировали шаурму под капельницу, которая стоит возле больничной койки. На мой взгляд, получилось убедительно. Хот-дог с сосиской и майонезом, которую рука художника положила прямо на кружку Эсмарха, надеюсь, многих удержит от риска. Беспокоит только одно: вдруг продавцы хот-догов узнают свою продукцию и тоже начнут жаловаться?..

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно