Вступительная кампания-2014: ТЕСТ НА ЗРЕЛОСТЬ - Образование - zn.ua

Вступительная кампания-2014: ТЕСТ НА ЗРЕЛОСТЬ

5 сентября, 2014, 19:45 Распечатать

Вступительную кампанию для студентов из Донбасса и Крыма тоже хотелось бы отнести в рубрику "плюсы". Но не получится. Потому что этот пункт позорно провалили.

Нынешнему руководству Министерства образования и науки хорошо известны все лазейки во вступительных кампаниях прошлых лет, мешающие прозрачности и справедливости. Недаром оно несколько лет находилось в оппозиции. Поэтому организованный в этом году процесс отбора студентов имел все шансы стать первым шагом на пути к идеалу. 

Так бы, наверное, все и получилось, если бы не три причины.

Во-первых, война. Она внесла свои коррективы и в сроки проведения кампании, и в ее механизмы. Изменения в условия приема в высшие учебные заведения приходилось вносить на ходу. Во-вторых, бюрократия. Поскольку наша государственная машина напоминает организм с нарушенной координацией движений (правая нога не всегда взаимодействует с левой), быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию она оказалась не в состоянии. В-третьих, нехватка времени. Новая команда пришла в МОН весной. Вносить какие-либо кардинальные изменения буквально накануне поступления было бы нечестно по отношению к абитуриентам. 

Поэтому за некоторые результаты кампании должно быть очень стыдно. А некоторыми можно гордиться.

Сначала о плюсах

Возросло значение результатов тестирования. Оно всегда было бельмом на глазу у тех, кто не хотел честного и прозрачного поступления. Поэтому результаты ВНО пытались размыть с помощью дополнительно начисленных баллов, по величине не уступающих сертификатам тестирования. В эту вступительную кампанию влияние таких "примесей" было урезано. Как именно?

Во-первых, существенно уменьшен вес среднего балла аттестата абитуриента. Если раньше он "весил" до 200 баллов, то теперь — не более 60. 

Всерьез обсуждался и более радикальный вариант — полный отказ от учета среднего балла аттестата. Но на него министерство так и не решилось. Ведь в обществе по-прежнему очень популярно мнение, что отказом от среднего балла мы дискриминируем школу.

Хотя на самом деле школу дискриминируют совсем другие вещи. Например, то, как плохо медалисты сдают ВНО. Или истории о том, какие возможности для коррупции в школе создает учет балла аттестата при поступлении. Средний балл аттестата как дополнение к баллу ВНО никого не спасет. Спасут серьезные реформы и соответствующая государственная политика. Но в любом случае снижение роли аттестата при поступлении — шаг прогрессивный.

Никто не спорит — школа должна быть связана с поступлением в вуз. Но почему бы не использовать ВНО в качестве мостика между этими двумя ступенями образования? Во многих странах школьные выпускные экзамены (государственная аттестация) проводятся в форме независимого тестирования. Тогда честная и независимая оценка из школьного аттестата автоматически засчитывалась бы в вузе. Когда-то именно так начиналось внедрение ВНО в Украине. Но поскольку выпускников школ гораздо больше, чем абитуриентов, такой подход требовал значительных средств. Их в нашем образовании традиционно нет. Потому и заглохла в Украине полезная идея. Может, не навсегда?

Во-вторых, снижен вес оценок за творческий конкурс. Раньше их было целых три (за три сессии конкурса) и каждая оценивалась по 200-балльной шкале. Таким образом, даже сдав ВНО на самый низкий балл, можно было получить дополнительно около 600 баллов на творческих конкурсах. 

Учитывая то, что такие конкурсы не имели стандартизированной независимой системы оценивания, прозрачной процедуры апелляции, такой подход открывал большие возможности для злоупотреблений. Теперь творческий конкурс оценивается одной единственной оценкой по 200-балльной шкале. Она высчитывается как среднее арифметическое оценок за каждую сессию. Не касается это нововведение только направлений подготовки "искусство" и "архитектура".

При этом, согласно Условий приема, вузы обязаны детально прописывать в программах творческих конкурсов критерии оценивания каждого экзамена. 

Позаботились и о защите результатов тестирования от подделки. В этом году в системе "Конкурс" и в Единой государственной базе по вопросам образования (ЕГБО) отображалась более детальная информация о каждом абитуриенте. Не только сумма баллов за все сертификаты тестирования, но и детальная разбивка по предметам. 

Владимир Ковтунец, эксперт Альянса USETI, отмечает: "Когда-то так уже было. Но с приходом на должность первого заместителя министра образования Евгения Сулимы это было запрещено. Мотивировалось такое решение тем, что это будто бы разглашение частной информации. Почему важно показывать баллы по предметам, а не один общий балл? Потому что в ЕГБО содержится копия базы данных Украинского центра оценивания качества образования. Однако с 2012 года никто не проводил сверку этих двух реестров. И вероятность фальсификации данных здесь очень велика. Более того, предполагаю, что именно с этой целью и была в свое время создана ЕГБО. В 2013 году был случай, когда в последнюю ночь подачи документов, с 29 на 30 июля, в ЕГБО был изменен общий балл ВНО одной абитуриентки. Благодаря этому она прошла на бюджет".

Также впервые в этом году в системе "Конкурс" отображалась дополнительная информация по каждому поступающему: сколько заявлений он подал, сколько раз рекомендован к зачислению на бюджет. И это было очень полезно для абитуриента, так как помогало ему выбрать вуз. "Тот, кто имеет не слишком высокие баллы, находится в зоне риска: поступит — не поступит. И у не слишком добросовестных руководителей приемных комиссий есть возможность манипулировать данными. За счет того, что рекомендованный к зачислению абитуриент не успевал вовремя принести оригиналы документов (не зная, что проходит), на бюджет проходил другой", — говорит В.Ковтунец.

А теперь о проблемах

Как отмечают эксперты гражданской сети "Опора", только Министерство образования и науки огласило данные о том, как распределяются государственные деньги (места государственного заказа) между вузами. Все остальные ведомства, в чьем подчинении находятся вузы, этого не сделали.

По наблюдениям гражданской сети "Опора", не все учебные заведения вовремя опубликовали на своих сайтах приказы о зачислении, в которых содержатся списки поступивших. Через сутки после того как истек срок публикации приказа, эксперты промониторили сайты 185 учебных заведений — из них 30% оказались нарушителями. 

Вступительную кампанию для студентов из Донбасса и Крыма тоже хотелось бы отнести в рубрику "плюсы". Но не получится. Потому что этот пункт позорно провалили.

За крымских выпускников очень боролась оккупационная власть. Каких только препон не выставляли на их пути: сложность получения аттестата, невозможность пройти независимое тестирование. Не все решились преодолеть такие трудности. Приехали самые стойкие. 

У нас крымчане поступали на общих основаниях. Ну а тем, кто не смог пройти на бюджет, законом "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины" вроде бы обещаны дополнительные бюджетные места. Да и абитуриентов таких совсем немного — 315 на всю Украину.

Но ситуация с законом очень странная, почти детективная. Верховная Рада проголосовала его еще в апреле. Как раз тогда, когда крымчане решали, будут ли они учиться в Украине. И А.Турчинов (тогда и.о. Президента) подписал документ.

Однако, когда дошло до механизмов его реализации, оказалось, что некоторые положения прописаны некорректно: они допускают двоякую трактовку не в пользу крымчан, а иногда приводят к совершенно противоположным результатам. Например, в законе обозначено, что дополнительные бюджетные места будут выделены тем абитуриентам с оккупированных территорий, которые "не попали в рейтинговые списки" вузов. Но в эти списки попадают все, кто подал документы. Вот только одни находятся в "проходной" части (они поступают на бюджет или контракт), а другие — в непроходной. Последним и нужны дополнительные места. Но если следовать букве закона, они их не получат.

На протяжении всего лета вокруг этого закона велись "реанимационные работы", усушка-утруска некоторых положений, консультации. Был написан и внесен в Раду новый, более четко выписанный законопроект — "О внесении изменений в закон Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины".

Однако Президент возражал против нормы о выделении дополнительных мест для абитуриентов с оккупированных территорий — в бюджете на 2014 год такие траты не предусмотрены. Учитывая еще и переведенных из Крыма студентов — нагрузка на госказну неподъемная. Пускай крымчане поступают на общих основаниях. На сайте Верховной Рады до сих пор размещен текст с такими предложениями Президента. 

Но консультации продолжались. И в августе перед парламентариями выступил с заявлением представитель Президента в Верховной Раде Р.Князевич: дополнительные места для детей с оккупированных территорий нужно выделить. Президент "за": "Це буде прекрасним сигналом і для українського суспільства, і для українців, які проживають на тимчасово окупованій території щодо того, що Україна шукає і знаходить всі можливі умови для того, щоб забезпечити перспективу українцям, які волею долі опинилися на окупованих територіях, дати майбутнє їхнім дітям в Україні". 

Парламент поддержал предложения Президента и проголосовал законопроект. Еще 21 августа закон передан Президенту на подпись. Но до сих пор дело не сдвинулось с мертвой точки. Несмотря на то, что учебный год уже начался.

Теперь крымчане, подавшие документы в вузы Украины, оказались в очень неприятном положении. Первое сентября прошло, а до сих пор абсолютно ничего не понятно. "Одноклассники сына, которые остались учиться в Крыму или поехали в Россию, первого сентября стали студентами. А что с нами будет — не знаем. В Крыму нас все расспрашивают, как так получилось. Не знаем, что ответить. Кто-то злорадствует. Кто-то недоумевает, — рассказывает знакомая мама абитуриента из Крыма. — В санкт-петербургских вузах, например, абитуриентов из Крыма принимают без экзаменов. При подаче заявления — чисто символическая беседа о знании русского языка. Многие выпускники — одноклассники сына просто купили билет на самолет, долетели до Питера и на следующий день уже были зачислены".

Проректору одного из учебных заведений на материковой Украине за державу обидно: "Уже несколько дней захожу в корпус нашего университета через боковой вход — не знаю, что отвечать полусотне абитуриентов и их родителям, которые в оккупированном Крыму поверили государству Украина и подали документы для поступления в вузы материковой Украины, в частности к нам. Они говорят, что их одноклассники устроены бесплатно в российских вузах и насмехаются над ними и над Украиной в целом. Как в "Тарасе Бульбе": "Ну что, помогла вам ваша Украина?" Беда, да и только..."

Кстати, среди людей информированных ходят упорные слухи, что проволочка с подписанием проекта закона об изменениях в Закон об оккупированных территориях абсолютно не связана с образованием. Дело в том, что проектом предполагается два изменения. Одно из них — обучение крымчан (компетенция МОН), а второе — временная регистрация беженцев в местах их проживания (МВД и Государственной миграционной службы). И именно в последнем вопросе заминка. Но так как оба предложения изложены в одном законе, разорвать этих сиамских близнецов невозможно. Потому в образовании ничего не изменится, пока не решится с регистрацией. Не смешно, как говорится…

Отдельная история — поступление беженцев из Донецкой и Луганской областей. В этом году при поступлении они не пользовались никакими дополнительными льготами. Разве что дети шахтеров. Однако так было и в прошлые годы.

Но несмотря на это, тема участия во вступительной кампании беженцев с Востока Украины стала отличным материалом для манипуляций. Например, коллега-журналист писал о том, что эта вступительная кампания проходила под эгидой дискриминации по географическому принципу. Он говорил "о несправедливом и нечестном преимуществе" абитуриентов с Восточной Украины. 

На самом деле абитуриенты из Донбасса столкнулись с массой проблем. Многие не могли предоставить необходимые для поступления документы, потому что государственные учреждения, выдающие эти самые документы, не работают. 

Не все смогли сдать ВНО. Поэтому решено, что в учебных заведениях Донецкой и Луганской областей 60% мест госзаказа отдадут тем, кто сдавал ВНО, и 40% — тем, кто поступает на основе внутренних экзаменов или конкурса аттестатов.

На Востоке вступительная кампания продлится до 1 октября. Однако уже сейчас есть сомнения в том, насколько это вообще реально. Заместитель министра образования и науки Инна Совсун предполагает: "Надежды на то, что в Донецке и Луганске пройдет полноценная вступительная кампания, очень мало. Поэтому возможен вариант, когда места госзаказа из Донбасса будут перераспределены в другие вузы. Тогда в этих вузах будет проведена дополнительная вступительная кампания".

Как видим, вступительная кампания-2014 стала настоящим экзаменом для чиновников. Многие его провалили.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно