Какая вступительная кампания нам нужна

1 ноября, 2013, 18:45 Распечатать Выпуск №40, 1 ноября-8 ноября

Внешнее тестирование — уникальная реформа высшего образования. Она не только стала серьезным шагом к справедливому и честному поступлению в высшие учебные заведения, но и объединила общество. 

О том, как представляют себе вступительную кампанию чиновники Министерства образования, мы знаем из ежегодно составляемых ими Условий приема в высшие учебные заведения. О том, как видят это политики, мы узнали из трех проектов закона "О высшем образовании". И позиция ректоров университетов в принципе понятна, поскольку они открыто поддержали один из законопроектов. А вот чего хотят и с чем не согласны обыкновенные украинские граждане? 

Ответ на этот вопрос дают исследования Фонда "Демократические инициативы" на тему "Отношение населения Украины к внешнему независимому тестированию". 

Иметь диплом об окончании вуза является едва ли не обязанностью каждого молодого человека. По охвату высшим образованием Украина стабильноопережает многие страны. Но как оценивают качество этого образования украинцы? 

Согласно результатам опроса, проведенного в октябре 2013 г., очень низким и низким считают качество высшего образования 30% опрошенных, средним — 45%, скорее высоким и очень высоким — 15%. С утверждением, что высшее образование помогает реализоваться самым способным и талантливым, согласны 35 % респондентов, не согласны — 40 %. В то, что высшее образование помогает найти хорошую работу, верят 18%. Не согласны с этим — 60%.

Как известно, существует две формы обучения в вузе — бесплатно (по госзаказу) и платно (по контракту, за собственные средства). Теоретически все граждане имеют равные возможности для бесплатного обучения. Однако с тем, что такая возможность реальна, согласны лишь 16% опрошенных, не согласны — 64%.

С 2008 г. основным критерием отбора студентов в высшие учебные заведения являются результаты внешнего независимого оценивания (ВНО). И сначала поступление в вуз было возможно только на основании результатов ВНО. Но с 2010 г. результаты тестирования стали "размывать" с помощью дополнительных начислений: среднего балла аттестата, баллов за олимпиады, подготовительные курсы. 

И хотя тестирование по-прежнему остается основным критерием поступления, время от времени звучат идеи об отказе от него. Так, в январе
2013 г. вице-спикер парламента коммунист И.Калетник заявил, что украинские высшие учебные заведения должны вернуться к практике сдачи вступительных экзаменов. "Только 20% школьников поддерживают существующую систему ВНО. В то время как 80% учеников выступают категорически против тестирования в нынешнем виде", — заявлял нардеп.

Между тем результаты опроса говорят о том, что доверие общества к ВНО растет (см. рис.1). 

Эти данные показывают "среднюю температуру по стране". В целевой группе, т.е. среди тех, кто непосредственно сталкивался с тестированием (проходил сам или его дети, родственники, дети родственников и друзей), результаты еще полярнее : в сентябре
2011 г. ВНО поддержали 64%, в 2012 — 62%, в 2013 — 65% опрошенных. Не поддержали — 22%, 26 % и 24% соответственно.

Внешнее тестирование ставит всех в равные условия. С этим согласны 67% опрошенных из целевой группы и 52% тех, кто не имел отношения к ВНО. Не согласны — 22 и 27 % соответственно. Тестирование стимулирует школьников учиться, а не надеяться на чью-то помощь. Так считают 68% респондентов из целевой группы и 55% тех, кто не имел отношения к ВНО. Не согласны с ними 21 и 22% соответственно. 

Однако участники опроса выделяют и ряд недостатков, связанных с поступлением на основе ВНО (см. рис.2).

Только по той причине, что ВНО популярно среди украинцев, до сих пор никто из тех, кому оно мешает, не решился его открыто отменить. Но попытки нивелировать значение тестирования предпринимаются постоянно.

Один из законопроектов о высшем образовании (его называют "ректорским") предлагает дополнить систему поступления в вузы вступительными экзаменами. В целевой группе поддерживают эту идею 26% (потому что это даст возможность вузам отобрать "своих" студентов), не поддерживают — 52 % (потому что это приведет к коррупции). Среди тех, кто не входит в целевую группу, результаты несколько отличаются: 30 и 40 % соответственно. 

Более того, 68% опрошенных из целевой группы считают, что вступительные экзамены создают условия для коррупции. С ними не согласны лишь 12%. А вот при внешнем тестировании возможность коррупции допускают 25% респондентов. Не согласны с ними 50%.

Кстати, отвечая на вопрос, что нужно сделать в первую очередь для того, чтобы улучшить систему поступления в вуз по результатам ВНО, никто из опрошенных не назвал вступительные экзамены. Вот самые популярные ответы: лучше готовить учеников в школах к сдаче тестов (52%); сделать прохождение внешнего тестирования обязательным условием поступления в вузы, независимо от года окончания школы (24%); усилить общественный контроль на всех этапах проведения ЗНО и поступления в вузы (30%); высшие учебные заведения должны обеспечить публичность и понятность системы зачисления абитуриентов (37 %).

Отвечая на вопрос, как именно можно улучшить систему информирования абитуриентов и заинтересованных сторон о ходе вступительной кампании, респонденты из целевой группы (те, кто не понаслышке знает, что такое поступление в вуз) назвали следующие меры: обязать Министерство образования и науки своевременно показывать полные и точные данные о ходе конкурса на сайте информационной системы "Конкурс" (38 %); усилить ответственность каждого вуза и его руководства за своевременную передачу полных и точных данных о ходе конкурса в информационную систему "Конкурс" (46%); вообще ликвидировать систему "Конкурс" (5%). 

Обсуждая принципы формирования рейтинговых списков для зачисления, эксперты и общественность обращают внимание на льготников. Все чаще возникают дискуссии: а нужны ли льготы при поступлении? Справедливо ли это по отношению к другим абитуриентам? Какой специалист получится из студента, принятого на учебу не по знаниям, а по каким-то
особым жизненным обстоятельствам? Как показало исследование, согласны с существующей системой льгот 44% респондентов из целевой группы. Считают, что льготы при поступлении должны быть заменены адресной социальной помощью 25% опрошенных. За отмену всяческих льгот высказались 20%.

Но если все-таки оставить льготы, то кому? Сиротам, считает 73% респондентов из целевой группы, чернобыльцам — 23%, малообеспеченным — 38%, победителям олимпиад — 40%, выпускникам сельских школ — 14%, детям с ограниченными физическими возможностями — 40%, медалистам — 24%, детям шахтеров — 9%.

Начисление дополнительных баллов за обучение на подготовительных курсах поддерживают 41% респондентов из целевой группы. Не согласны с такой нормой 40%. За то, чтобы кроме баллов ВНО при поступлении учитывать средний балл аттестата, высказались 40% , против — 20%. Считают, что балл за аттестат учитывать нужно, но при этом он должен "весить" намного меньше, чем ВНО,— 24%.

Три закона о высшем образовании отличаются подходами к организации поступления в вуз. Более того, имеют некую политическую окраску: есть законопроект от оппозиции, есть от Партии регионов, есть так называемый "консолидированный", но тоже по сути близкий к оппозиционному. Ни в одном из них тестирование не отменяется. Но в проекте от ПР предлагается "размыть" его вступительными экзаменами.

Между тем, как показал опрос, отношение к вступительным экзаменам у респондентов-избирателей разных политических сил существенно не отличается. Не поддерживают эту идею 49 % избирателей "Батьківщини", 50% — "Свободы", 54% — "УДАРа", 39% — ПР и 31% — Коммунистической партии. Не возражают против введения вступительных экзаменов при поступлении соответственно 26, 24, 22, 30 и 32 %.

Отношение к внешнему тестированию у участников опроса, независимо от их политических пристрастий, тоже не отличается. За исключением разве что симпатиков Коммунистической партии. Да и то не существенно (см. рис.3). 

Очевидно, что внешнее тестирование — уникальная реформа высшего образования. Она не только стала серьезным шагом к справедливому и честному поступлению в высшие учебные заведения, но и объединила общество. 

И сейчас, когда обсуждаются проекты законов о высшем образовании, когда в МОН утверждаются Условия поступления в вузы на 2014 год, очень важно не допустить разрушения и нивелирования ВНО, обеспечить прозрачное зачисление на основе его результатов и создать условия для контроля общественности за конкурсной ситуацией в каждом высшем учебном заведении. 

Без всех этих шагов мечтать о качественном высшем образовании, а значит, об обещанных нам властью зажиточном обществе и конкурентоспособной экономике, не приходится.

Примечание

Исследование проводилось с 2008 г. по октябрь 2013 г. 

в рамках реализации образовательных проектов Альянса USETI. В каждом из общенациональных опросов было опрошено около
2 000 респондентов из всех областей Украины, АР Крым, Киева и Севастополя
. Выборка опрошенных репрезентативна по полу, возрасту, образованию, региону проживания  и типу поселения.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 20
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно