Исследование: проблемы сферы образования негативно влияют на реализацию прав граждан

19 июля, 2013, 15:00 Распечатать Выпуск №27, 19 июля-9 августа

Большой процент респондентов связывает право на образование с его качеством. Так, 86% участников исследования считают, что возможность получить практические навыки во время обучения в вузах также является проявлением реализации права на образование.

Как реализовываются права участников образовательного процесса — учащихся, студентов, учителей, преподавателей вузов? Какие нарушения — самые распространенные, какие средства защиты прав — наиболее популярны? Ответы на эти и другие вопросы искали участники исследования "Право на образование и права работников образования: теория и практика в Украине", проведенного общественной организацией "Европейская исследовательская ассоциация" совместно с компанией InMind при поддержке образовательной программы Международного фонда "Відродження".

Собранная экспертами информация позволила выделить интересные тенденции и предложила ответы на актуальные вопросы.

Что важно для реализации права на образование? 

О ст. 53 Конституции, гарантирующей всем гражданам право на образование, знают все. Но как конкретно должно реализовываться это право? Как понять — пользуется им каждый из нас в полной мере или нет? 

Большинство участников исследования считают, что право на образование связано с его доступностью. Для его реализации важно, чтобы у каждого была возможность получить бесплатно полное общее среднее образование (86% респондентов), а также выбрать по желанию специальность и высшее учебное заведение (89%). Возможность получить целевой льготный кредит на получение высшего образования считают важным условием для реализации права на образование 49% участников исследования. 

От чиновников и политиков иногда звучат заявления, что вопрос языка обучения в школах и вузах надуманный и не является таким уж важным для большинства граждан. Но 69% опрошенных указали, что связывают реализацию права на образование с возможностью учиться в школе на родном языке. Еще 23% считают обучение на родном языке, скорее, важным, чем неважным. 

Большой процент респондентов связывает право на образование с его качеством. Так, 86% участников исследования считают, что возможность получить практические навыки во время обучения в вузах также является проявлением реализации права на образование. 

От кого или от чего
зависит реализация
права на образование?

Большинство опрошенных (59%) указали — только от самого человека и его отношения к образованию. "Вероятно, за годы независимости украинского государства участники образовательного процесса в меньшей мере стали полагаться на условия, формирующиеся внешними обстоятельствами (государством и социальными институтами, обеспечивающими образовательный процесс), переключая внимание на собственные возможности — саму личность, ее способности и ближайшее окружение. Что непосредственно демонстрируют полученные данные", — поясняется в аналитическом отчете исследования.

Если детализировать полученные данные, структурировав их по группам респондентов, оказывается, что роль личности в реализации права на образование чаще отмечают студенты и преподаватели вузов. Способности ребенка и родительское воспитание больше ценят учителя. 

Финансовую способность семьи как условие реализации права на образование считают важным условием студенты и родители учащихся. А вот учителя школ и преподаватели вузов больше полагаются на государственное финансирование образования. 

Все группы опрошенных низко оценили роль педагогического коллектива в реализации права на образование. Меньше всего голосов в поддержку этой позиции дали сами педагоги и студенты. Благосклоннее отнеслись к указанному фактору родители и преподаватели вузов. 

Насколько проинформированы участники образовательного процесса о правах, гарантированных им государством?

На удивление, студенты и родители учащихся почти одинаково ответили на этот вопрос, оценив себя довольно скромно. Только 7% студентов и 6% родителей учащихся считают себя хорошо проинформированными о своих правах, связанных с образовательным процессом. Еще по 36% тех и других не уверены в собственной осведомленности — считают себя больше проинформированными, чем непроинформированными. 

А вот самооценка преподавателей вузов и учителей школ значительно выше. Осведомленными в правах считают себя 32% и 37% соответственно. Неуверенны в своих знаниях, т.е. считают себя, скорее, проинформированными, чем непроинформированными, 53% учителей и 47% преподавателей вузов.

Из каких источников можно получить информацию
о правах педагогов
и праве на образование? 

Те, кто получает образовательные услуги (студенты, родители учащихся), и те, кто их предоставляет (учителя и преподаватели вузов), ответили на этот вопрос по-разному. Первые чаще всего получают информацию из Интернета, СМИ, от родственников, друзей и знакомых. Вторые считают мощным источником информации Интернет, СМИ, руководство учебного заведения, коллег и друзей, Министерство образования, управление образования. 

Но все же студенты больше всего доверяют Интернету, родители — СМИ, педагоги — своему непосредственному руководству.

Как нарушаются права участников
образовательного процесса?

Самым болезненным для учителей является нарушение прав, связанных с условиями работы: привлечение к сверхурочным работам (32% респондентов), выполнение работ, не предусмотренных трудовым соглашением (29%), превышение норм наполняемости классов (26%). Не менее распространены нарушения, связанные с оплатой труда: невыплата доплат за совмещение и замену (22% тех, кто отмечает опыт нарушения собственных прав), задержка зарплаты, выплат и компенсаций (21%), невыплата предусмотренных законодательством надбавок (16%).

Для учителей сельских школ актуальны также такие нарушения, как необеспеченность бесплатным жильем (51%), невозможность приобретения продуктов питания по льготным ценам (47%).

Нарушение прав преподавателей вузов также в первую очередь связаны с условиями работы: превышение максимальной научной и педагогической нагрузки (44% опрошенных), превышение годового рабочего времени из-за выполнения учебных, методических и организационных работ (34%), привлечение к работам, не обусловленным трудовым договором (21%). 

Не меньше волнуют работников вузов нарушение оплаты труда: непредоставление материальной поддержки на выполнение научных исследований (40%), непрозрачность системы доплат, надбавок и премий (33%), препятствование или ограничение проведения научной работы (20%).

Среди прав учащихся чаще всего нарушается право на бесплатное образование: 84% родителей указали, что имели опыт распространения платных услуг и требования благотворительных взносов; 40% рассказали, что от них незаконно требовали оплату за обучение в государственных и коммунальных учебных заведениях. Второе место по распространенности занимают нарушения социальных прав и гарантий: ненадлежащий уровень питания (54% родителей) и медицинского обслуживания (64%), жестокое обращение с учащимися в пределах школы (21%). Нарушение права на качественное образование родители видят в том, что в школах не хватает квалифицированных учителей (38%).

А вот само право на образование нарушается не так часто. Только 12% опрошенных родителей сталкивались со случаями незаконного отказа в зачислении ребенка в школу и 27% — с проверкой знаний на вступительном собеседовании. 

В отличие от учащихся, главным нарушением прав студентов является нарушение права на качественное образование: несоответствие услуг имеющимся стандартам (62%), невыполнение нормативов материально-технического и финансового обеспечения вузов (60%), формальное осуществление практической подготовки (52%). Среди нарушений социальных прав и гарантий студентов самое актуальное — нехватка мест в общежитиях (51%). С нарушением права на бесплатное образование сталкивались 34% опрошенных. У них незаконно требовали оплату за обучение в государственных и коммунальных заведениях. 

Нарушением своих прав студенты считают также перегруженность учебных курсов (44%), превышение нормативов соотношения студентов и преподавателей (40%), повышение платы за обучение в течение срока обучения (39%).

Кто чаще всего нарушает право на образование?

Все участники учебного процесса считают, что главный нарушитель их прав — государство. А вот относительно второго места мнения расходятся. Учителя школ и преподаватели вузов отдают его Министерству образования и науки (28 и 43% соответственно), студенты обвиняют руководство вузов (20%), а родители учащихся — руководство школ (22%).

Кто должен защищать право на образование?

По мнению большинства опрошенных (57%) — Министерство образования и науки как представитель государства в сфере образования. Кроме него — профсоюз (50%), руководство учебных заведений и управлений образования (41%). На себя полагаются в этом случае только 28% респондентов. 

Основным игроком в борьбе за защиту своих прав участники опроса считают профсоюз. К сожалению, неправительственные организации пока что не очень известны широкой общественности, а потому не стали активными участниками этого процесса. Большинство родителей (87%) указали, что вообще не слышали о деятельности таких организаций. Более проинформированными оказались преподаватели вузов — 38% из них знают о существовании такой помощи.

Почему участники
образовательного процесса не готовы
защищать свои права? 

Как подтвердило исследование, основная причина неготовности защищать свои права — уверенность участников образовательного процесса в невозможности преодолеть систему.

Исследование не только показало тревожные симптомы нарушений права на образование, но и в который раз продемонстрировало, что образовательной сфере необходимы системные изменения. Иначе даже мечтать о построении гражданского общества бессмысленно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 5
  • Zloy Zloy 22 липня, 21:36 ...процесс болонский в Україні поступово, але впевнено... трансформується у оболонський:(( жаль:(( ведь в ученье свет! Вот и нужно решить: хотим мы жить в светлой стране или..? ...в неменьшей степени требует внимания и кардинального реформирования система постградо=аспирантуры, как и процедура присуждения научной степени доктора наук без непонятной плане всей степени кандидата наук...и т.д. ...кстати это именно тот случай, когда позитив - в оптимизации ... например: отчего бы не заменить вступительный экзамен в аспирантуру ..а потом в качестве "дубля" кандиданский экзамен по иностранному языку признанным во всем ученом мире тестом TOEFL...с установлением для поступающих и соискателей, скажем, планки в 80 баллов из 120 ...да: тест не из дешевых и очень непростых... но зато объективен...доступен и сдавать его можно ..а хоть сразу после школы... и не сдавать скажем ВНО по ин.языку... ..и так, шаг за шагом, унифицировав рамочные требования и к поступлению и к содержанию обучения, организации учебного процесса, а также не формальное, а реальное обеспечение прохождения практики и т.д. процесс совершенствования системы подготовки специалистов пойдет:)) но..хоть и сложно ..но необходимо ОТМЕНИТЬ ВСЕ льготы и преференции при поступлении!!!!! конкурс - один для всех! А поддержка должна состоять только на этапе подготовки к тестам: например...абитуриентам из нынешних льготных категорий может быть предоставлено право и возможность обучения на подготовительном факультете выбранного ними вуза с местом в общежитии и...стипендией! Никакого автоматического зачисления после подгот.ф-та и речи быть не может! Абитуриенты вновь на общих основаниях сдают тесты в центрах тестирования..и дополнительные - которые установлены по той или иной специальности. Это будет оптимальный справедливый подход. Зачем нам врачи, инженеры, учителя, экономисты, юристы..., не способные выдержать тестирование..и впоследствии, став студентами без базовых знаний за плечами, кое-как переползают с курса на курс?? Вот и получается...что как минимум лечиться, тот кто имеет минимальную возможность, едет куда подальше от отечественных эскулапов:(( А что? за границей лучшие специалисты? Если говорить о гениях и талантах уровня Шалимова , Бакшеева, Матяшина, Амосова...то сравнить их можно с яркими путеводными звездами на небосводе, память и преклонение перед их мастерством вечна! Так чем же профессиональнее мед.помощь за границей? Все просто: созданы и постоянно совершенствуются протоколы лечения, которым неукоснительно следуют, а также лаборатории и клиники оснащены в достаточном объеме необходимым оборудованем и расходными материалами для диагностики...ну и...проходной балл самый высокий именно для абитуриентов мед.вузов...и никаких льгот при сдаче тестов не предусмотрено ни для кого! Поэтому начинать надо с начала: с реальной, а не показушной справедливости! Вот тогда и будут у нас не тысячи анкетных выпускников универов, работающих не просто не по специальности, а так, где пприйдется:(( Так зачем, спрашивается, гос.заказ по специальностям, по кот. выпускники не будут востребованы на рынке труда??? ...очевидно, что не столь сложны вопросы, которые не вчера возникли , однако, сегодня требуют принятия кардинально новых подходов к организации и поступления и учебного процесса на всех уровнях и этапах обучения во всех городах и весях. Да и насколько справедливо выдавать диплом единого образца и в киев.универе Шевченко и КПИ... и....и..и....в паре-тройке сотен вышев, таки одолевших 4-й (высший) уровень аккредидации, но ..но..и но..:(( Если есть воля и желание, ясна цель, разработан план, использован опыт других, критически осмыслены новации (скажем..не есть целесообразным увеличение часов на самостоятельную работу студентов за счет аудиторных занятий и т.п...) то все обязательно получится! И несомненно: прогресс наступит, если появится личность, которая будет не просто наделена власными полномочиями в данной сфере, а которая является реальным лидером-локомотивом преобразований. Дело осталось за малым...кто здатен і спроможен стати цим локомотивом?! согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно