Как реализовываются права участников образовательного процесса - учащихся, студентов, учителей, преподавателей вузов? Какие нарушения - самые распространенные, какие средства защиты прав - наиболее популярны? Ответы на эти и другие вопросы искали участники исследования "Право на образование и права работников образования: теория и практика в Украине", проведенного общественной организацией "Европейская исследовательская ассоциация" совместно с компанией InMind при поддержке образовательной программы Международного фонда "Відродження".
Собранная экспертами информация позволила выделить интересные тенденции и предложила ответы на актуальные вопросы.
Что важно для реализации права на образование?
О ст. 53 Конституции, гарантирующей всем гражданам право на образование, знают все. Но как конкретно должно реализовываться это право? Как понять - пользуется им каждый из нас в полной мере или нет?
Большинство участников исследования считают, что право на образование связано с его доступностью. Для его реализации важно, чтобы у каждого была возможность получить бесплатно полное общее среднее образование (86% респондентов), а также выбрать по желанию специальность и высшее учебное заведение (89%). Возможность получить целевой льготный кредит на получение высшего образования считают важным условием для реализации права на образование 49% участников исследования.
От чиновников и политиков иногда звучат заявления, что вопрос языка обучения в школах и вузах надуманный и не является таким уж важным для большинства граждан. Но 69% опрошенных указали, что связывают реализацию права на образование с возможностью учиться в школе на родном языке. Еще 23% считают обучение на родном языке, скорее, важным, чем неважным.
Большой процент респондентов связывает право на образование с его качеством. Так, 86% участников исследования считают, что возможность получить практические навыки во время обучения в вузах также является проявлением реализации права на образование.
От кого или от чего
зависит реализация
права на образование?
Большинство опрошенных (59%) указали - только от самого человека и его отношения к образованию. "Вероятно, за годы независимости украинского государства участники образовательного процесса в меньшей мере стали полагаться на условия, формирующиеся внешними обстоятельствами (государством и социальными институтами, обеспечивающими образовательный процесс), переключая внимание на собственные возможности - саму личность, ее способности и ближайшее окружение. Что непосредственно демонстрируют полученные данные", - поясняется в аналитическом отчете исследования.
Если детализировать полученные данные, структурировав их по группам респондентов, оказывается, что роль личности в реализации права на образование чаще отмечают студенты и преподаватели вузов. Способности ребенка и родительское воспитание больше ценят учителя.
Финансовую способность семьи как условие реализации права на образование считают важным условием студенты и родители учащихся. А вот учителя школ и преподаватели вузов больше полагаются на государственное финансирование образования.
Все группы опрошенных низко оценили роль педагогического коллектива в реализации права на образование. Меньше всего голосов в поддержку этой позиции дали сами педагоги и студенты. Благосклоннее отнеслись к указанному фактору родители и преподаватели вузов.
Насколько проинформированы участники образовательного процесса о правах, гарантированных им государством?
На удивление, студенты и родители учащихся почти одинаково ответили на этот вопрос, оценив себя довольно скромно. Только 7% студентов и 6% родителей учащихся считают себя хорошо проинформированными о своих правах, связанных с образовательным процессом. Еще по 36% тех и других не уверены в собственной осведомленности - считают себя больше проинформированными, чем непроинформированными.
А вот самооценка преподавателей вузов и учителей школ значительно выше. Осведомленными в правах считают себя 32% и 37% соответственно. Неуверенны в своих знаниях, т.е. считают себя, скорее, проинформированными, чем непроинформированными, 53% учителей и 47% преподавателей вузов.
Из каких источников можно получить информацию
о правах педагогов
и праве на образование?
Те, кто получает образовательные услуги (студенты, родители учащихся), и те, кто их предоставляет (учителя и преподаватели вузов), ответили на этот вопрос по-разному. Первые чаще всего получают информацию из Интернета, СМИ, от родственников, друзей и знакомых. Вторые считают мощным источником информации Интернет, СМИ, руководство учебного заведения, коллег и друзей, Министерство образования, управление образования.
Но все же студенты больше всего доверяют Интернету, родители - СМИ, педагоги - своему непосредственному руководству.
Как нарушаются права участников
образовательного процесса?
Самым болезненным для учителей является нарушение прав, связанных с условиями работы: привлечение к сверхурочным работам (32% респондентов), выполнение работ, не предусмотренных трудовым соглашением (29%), превышение норм наполняемости классов (26%). Не менее распространены нарушения, связанные с оплатой труда: невыплата доплат за совмещение и замену (22% тех, кто отмечает опыт нарушения собственных прав), задержка зарплаты, выплат и компенсаций (21%), невыплата предусмотренных законодательством надбавок (16%).
Для учителей сельских школ актуальны также такие нарушения, как необеспеченность бесплатным жильем (51%), невозможность приобретения продуктов питания по льготным ценам (47%).
Нарушение прав преподавателей вузов также в первую очередь связаны с условиями работы: превышение максимальной научной и педагогической нагрузки (44% опрошенных), превышение годового рабочего времени из-за выполнения учебных, методических и организационных работ (34%), привлечение к работам, не обусловленным трудовым договором (21%).
Не меньше волнуют работников вузов нарушение оплаты труда: непредоставление материальной поддержки на выполнение научных исследований (40%), непрозрачность системы доплат, надбавок и премий (33%), препятствование или ограничение проведения научной работы (20%).
Среди прав учащихся чаще всего нарушается право на бесплатное образование: 84% родителей указали, что имели опыт распространения платных услуг и требования благотворительных взносов; 40% рассказали, что от них незаконно требовали оплату за обучение в государственных и коммунальных учебных заведениях. Второе место по распространенности занимают нарушения социальных прав и гарантий: ненадлежащий уровень питания (54% родителей) и медицинского обслуживания (64%), жестокое обращение с учащимися в пределах школы (21%). Нарушение права на качественное образование родители видят в том, что в школах не хватает квалифицированных учителей (38%).
А вот само право на образование нарушается не так часто. Только 12% опрошенных родителей сталкивались со случаями незаконного отказа в зачислении ребенка в школу и 27% - с проверкой знаний на вступительном собеседовании.
В отличие от учащихся, главным нарушением прав студентов является нарушение права на качественное образование: несоответствие услуг имеющимся стандартам (62%), невыполнение нормативов материально-технического и финансового обеспечения вузов (60%), формальное осуществление практической подготовки (52%). Среди нарушений социальных прав и гарантий студентов самое актуальное - нехватка мест в общежитиях (51%). С нарушением права на бесплатное образование сталкивались 34% опрошенных. У них незаконно требовали оплату за обучение в государственных и коммунальных заведениях.
Нарушением своих прав студенты считают также перегруженность учебных курсов (44%), превышение нормативов соотношения студентов и преподавателей (40%), повышение платы за обучение в течение срока обучения (39%).
Кто чаще всего нарушает право на образование?
Все участники учебного процесса считают, что главный нарушитель их прав - государство. А вот относительно второго места мнения расходятся. Учителя школ и преподаватели вузов отдают его Министерству образования и науки (28 и 43% соответственно), студенты обвиняют руководство вузов (20%), а родители учащихся - руководство школ (22%).
Кто должен защищать право на образование?
По мнению большинства опрошенных (57%) - Министерство образования и науки как представитель государства в сфере образования. Кроме него - профсоюз (50%), руководство учебных заведений и управлений образования (41%). На себя полагаются в этом случае только 28% респондентов.
Основным игроком в борьбе за защиту своих прав участники опроса считают профсоюз. К сожалению, неправительственные организации пока что не очень известны широкой общественности, а потому не стали активными участниками этого процесса. Большинство родителей (87%) указали, что вообще не слышали о деятельности таких организаций. Более проинформированными оказались преподаватели вузов - 38% из них знают о существовании такой помощи.
Почему участники
образовательного процесса не готовы
защищать свои права?
Как подтвердило исследование, основная причина неготовности защищать свои права - уверенность участников образовательного процесса в невозможности преодолеть систему.
Исследование не только показало тревожные симптомы нарушений права на образование, но и в который раз продемонстрировало, что образовательной сфере необходимы системные изменения. Иначе даже мечтать о построении гражданского общества бессмысленно.