На ВНО в нашей стране не хватило денег. Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО), занимающийся независимым тестированием и другими образовательными измерениями, получил на 120 млн грн меньше, чем нужно для того, чтобы он мог выполнить все свои задачи.
У государства нет денег? Верю. Но не всем так не везет, как ВНО. Например, финансирование политических партий в этом году рекордно увеличили — на него государство выложит 885 миллионов, за которые даже отчитываться не надо.
Для Центра тестирования 120 миллионов — пятая часть годового бюджета. А партии получат почти столько же (около 90 миллионов) только за то, что придерживаются гендерной квоты.
На самом деле расходы на развитие тестирований должны расти, а не уменьшаться. Потому что тестирование необходимо не только для организации поступления в университеты.
Во время пандемии все страны пытаются подсчитать убытки, в частности и в образовании. А как это сделать, на пальцах? Мы же понятия не имеем, что на самом деле происходит в школах, где мы теряем и какие у нас сильные стороны, и что с этим делать. Потому что в нашей стране нет надежной системы образовательного мониторинга, такой, как за рубежом. Каждый год государство вкладывает средства в образование, но никто точно не знает, какой от этого реальный эффект. У нас есть ВНО для 11-классников, но оно только по четырем предметам. И мы ничего не замеряем на других этапах школьного обучения. Вот в Нидерландах, например, для определения образовательных потерь от пандемии сравнивали данные стандартизированных школьных тестирований (аналогов наших ВНО) за три года до локдауна и через год после него. А нам нечего сравнивать. Разные анонимные онлайн-опросы, которыми занимается наша Служба качества образования, — это не мониторинг. Это субъективная информация, которую даже сложно верифицировать.
В 2018 году в Украине была принята стратегия образовательных измерений, но она благополучно легла под сукно, где пылится до сих пор. Нет денег, нет воли или понимания ее важности.
Наша страна уже начала отечественные мониторинги качества начального образования, мы приняли участие в международном исследовании PISA, — и их результаты стали шоком для страны. Однако такие исследования должны быть системными, а не одноразовой акцией. И на это нужны деньги.
Не зная реальной картины в образовании, мы и реформы делаем на глаз. Может, поэтому они у нас столь неэффективны? Не проанализировав реальные потери в образовании за время пандемии, мы не можем продумать для него реанимационные мероприятия. Это равно как врач не может назначить лечение серьезных проблем со здоровьем без анализов.
Деньги, выделенные Центру тестирования, тратятся и на другие стратегически важные для государства направления.
Родители жалуются, что трудно найти хорошую школу для ребенка? А это потому, что о качестве обучения они могут узнавать только из сарафанного радио. На нашем рынке образовательных услуг есть лишь конкуренция слухов. Рейтинги школ по результатам ВНО, которые так любят СМИ, на самом деле ни о чем. Потому что неизвестно, какой в них вклад репетиторов и родителей, а какой — школы. А вот если бы была надежная система сбора данных, мы бы увидели реальную ситуацию в каждой школе. Да и школы работали бы иначе, зная, что скрыть некачественную работу не получится. Будут независимые тестирования, которые покажут реальную картину.
Сколько уже говорилось о том, что школьный аттестат обесценивается, потому что к нему нет доверия. Что последний год школьного обучения — это не обучение, а подготовка к ВНО по четырем предметам, и в нем есть четкое распределение на «нужные» и «ненужные» уроки. Помните, как говорил Козьма Прутков о специалисте, похожем на флюс: полнота его одностороння. Таких «флюсов» мы в основном и выпускаем из школы. А если бы измерение по разным предметам проводились чаще, а не только в последний год обучения, это стимулировало бы изучение разных наук, а не только нужных на ВНО. Школьные оценки имели бы другой вес и были объективными, потому что подкреплялись бы независимыми внешними тестами.
Наше ВНО — одна из немногих успешных реформ. Однако оно — не священная корова, его нужно развивать и совершенствовать. Внешнее независимое оценивание упрекают, что в нем большинство заданий сводится к выбору правильного ответа, который проверяет компьютер. Нужно, дескать, больше открытых вопросов, чтобы ребенок написал развернутый ответ, а учителя, которых привлекли к ВНО, это проверили. Но такая работа учителей должна оплачиваться. Как и работа экспертов, разрабатывающих банк заданий. И все это финансируется из средств, выделенных УЦОКО. Поэтому его бюджет должен быть бюджетом не выживания, а развития.
Мы мечтаем, чтобы наших детей учили хорошие учителя, чтобы они получали адекватную зарплату, зависящую от уровня их квалификации, а не от того, нравятся ли они директору. Для этого в Украине начали вводить учительское ВНО — сертификацию педагогов. И ею тоже занимается УЦОКО, и она тоже невозможна на голом энтузиазме, — организация и проведение сертификации требует затрат.
Из бюджета УЦОКО оплачивается и работа наблюдателей во время независимого оценивания. Они должны охранять результат тестирования от недобропорядочности и нарушений. И этим людям нужно из чего-то платить.
Ну, а о честном прозрачном вступлении в университеты и магистратуры, которое обеспечивает ВНО, уже сказано много.
И вот теперь вопрос: на чем должен сэкономить Украинский центр оценивания качества образования, если получит всего 80% своего бюджета? Как это скажется на ВНО и вступительной кампании в вузы и магистратуры?
В идеале правила поступления должны содержать всего несколько строк: все абитуриенты поступают на одинаковых условиях по результатам независимой проверки знаний. И все, точка. На самом же деле наши правила поступления — это фолиант на много страниц, где больше всего места занимают перечни всяческих квот и льгот.
По результатам ВНО у нас поступают не все, и скоро перечень льготников может существенным образом увеличиться: в парламенте лежит законопроект, который должен разрешить вступление на бюджет без ВНО внутренне перемещенным лицам. До сих пор льготы касались только детей с неподконтрольных территорий, теперь таких льготников может стать больше.
Авторы законопроекта — народные избранники из «Слуги народа» и несколько из «Довіри». Среди них и члены парламентского комитета по вопросам образования и науки вместе с его руководителем Сергеем Бабаком. Обсуждение законопроекта идет нелегко, сейчас он на рассмотрении в комитете. По нашей информации, этот законопроект не поддерживает МОН: дети-переселенцы имеют возможность учиться в украинских школах, готовиться и регистрироваться на ВНО. Такая льгота еще больше сузит механизм внедрения ВНО, повысит риски коррупции при поступлении, да и не будет способствовать обеспечению справедливости. Кроме того, на такую идею нужны средства.
Очень жаль, что у нас уже сложилась традиция — государство расплачивается с социально незащищенными слоями населения не реальной помощью, а льготами при вступлении и сужением применения ВНО. Это легче и дешевле, чем выплатить приличные субсидии, обеспечить жильем и высокой стипендией, дать возможность подтянуть свои знания, чтобы достойно вступить в вуз на равных со всеми абитуриентами. Популизм — он такой.
Если так будет продолжаться и дальше, то скоро проще будет издать специальную брошурку с правилами поступления только для немногочисленных групп абитуриентов, поступающих на основе ВНО. Их перечень будет коротким. И на тестировании удастся сэкономить еще больше.
А если подумать, что такое 120 миллионов, которых не хватает? Песчинка для госбюджета. И вряд ли их нехватка — хитрый план или злой умысел. Просто в государстве нет понимания того, к каким серьезным последствиям могут привести такие вещи. Но надежда умирает последней. Все еще можно исправить, есть надежда, что здравый смысл все же победит, Центр тестирования получит хотя бы необходимые для выживания средства (не говорю уже о развитии) и сможет выполнять все возложенные на него задачи.