УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ «ИСТЕКАЮТ КРОВЬЮ»

Поделиться
История - это не только пожелтевшие манускрипты и написанные в угоду идеологическим запросам власть предержащих толстые мрачные тома; история - это своего рода живой организм...

История - это не только пожелтевшие манускрипты и написанные в угоду идеологическим запросам власть предержащих толстые мрачные тома; история - это своего рода живой организм. Даже древнейшую историю нельзя назвать «каменной», ибо рождаются все новые и новые исследователи, наполняя и обогащая ее свежими фактами (нередко это ранее запрещенные, тщательно скрываемые в спецхранах материалы) и мыслями, вдыхая в нее новую жизнь.

По истории Украины в последние годы издано довольно много литературы, а также учебников (по мнению специалистов, неравноценных и неоднозначных). Тем не менее по истории новейшей и зарубежной их практически нет - ни для школ, ни для вузов. В силу разных обстоятельств переиздавалась литература московская либо же позаимствованная. Новых учебников, которые бы отвечали современным запросам учебного процесса, практически нет, и потому большинство лекторов и учителей читают «то, что осталось». Такие неутешительные мысли прозвучали в ходе научно-практической конференции «XX столетие в школьном курсе истории», состоявшейся в Киевском доме учителя.

Очень редко собираются вместе академические историки, преподаватели вузов и учителя общеобразовательных школ. Однако и это заседание нельзя назвать удачным: многие из приглашенных не пришли, некоторые опоздали, кое-кто вскоре ушел. Не ощущалось общей заинтересованности, чувствовалось, что конференция плохо организована. Приехавшие издали учителя, особенно сельских школ, роптали по поводу «истраченного впустую времени». Автобусы в сельской местности ходят только рано утром и вечером. Чтобы поспеть на утренний рейс, надо было подняться в четыре часа, а уехать обратно можно только вечерним. Нашли ли на время отсутствия преподавателя ему замену или дети попросту «прогуляли историю»? Не было видно на конференции высоких должностных лиц, не толпились журналисты.

Были жалобы, были предложения. Среди «живых» мыслей прозвучала такая: «Историю надо преподавать то ли с точки зрения фактов, то ли с точки зрения личностей». Вероятнее всего, последняя является более полезной для старшеклассника. Здесь важно, по мнению некоторых выступающих, учитывать вклад в развитие культуры, философии, гуманизма, парламентаризма - в общем в развитие человечества.

«Учебники истекают кровью» - это весьма точная характеристика многих из них, данная участниками конференции, ибо в них повествуется в основном о восстаниях, революциях, войнах… и жертвах. Не лучше ли было бы сделать историю человековеденьем или разделить ее в процессе преподавания на несколько направлений, опять же, уделив главное внимание личности? Вопросы, вопросы…

Чему может научиться ребенок, как может он сформировать свое мировоззрение, когда учитель начинает обучение по одной программе (учебнику), а заканчивает по другой? Да и сам преподаватель вряд ли в силах обучать по новой программе, но без учебников.

Кто-то из выступающих сказал: «Нельзя рассматривать историю как постоянную межклассовую борьбу. Прогресс истории - сотрудничество между классами: тот вкладывает деньги, тот руки, а тот голову». Пожалуй, без этих трех слагаемых невозможен как прогресс истории, так и процесс постижения ее уроков.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме